Horrorzone: «Жуть, мрак и много смертей — это мы любим» — интервью с создателем веб-сериала «Район Тьмы» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Horrorzone: «Жуть, мрак и много смертей — это мы любим» — интервью с создателем веб-сериала «Район Тьмы»



«Жуть, мрак и много смертей — это мы любим» — интервью с создателем веб-сериала «Район Тьмы»

 М. С. Парфенов 

В декабре 2015 года на YouTube появился отечественный жанровый веб-сериал «Район Тьмы» — проект-эксперимент кинематографиста Арсения Гончукова. Эксперимент, который за прошедшие месяцы стал заметным явлением. Шутка ли сказать, у некоторых (всего их в первом сезоне было тринадцать, считая «пилот») эпизодов было более 170 тысяч просмотров — не всякая телепередача может похвастать подобной аудиторией. Меж тем, неугомонный Гончуков полон энтузиазма и готовит сюрпризы для зрителей во втором сезоне. Об этом, а также о тяготах съемок в России, о хорроре в коротком и полном метре и о многом другом мы и поговорили с Арсением.

Привет, Арсений. «Район тьмы» идет на второй сезон — надо понимать, что первый сезон имел успех?

Приветствую! Да, конечно, я могу сказать, что мы успешно завершили первый сезон. Это не только мое мнение, так считают наши зрители, что важнее. Как веб-сериал «Район тьмы» состоялся. Мнений много, оценки очень разные, но на нашем канале на Ютуб более двух миллионов просмотров. И скоро будет уже 10 тысяч подписчиков. Пока я не могу назвать ни одного отечественного художественного интернет-сериала, который бы имел такие показатели. Блоги — да, интернет-сериалы — нет. Нас смотрят, наши серии популярны среди поклонников жанра. Не хочется хвалить самих себя, но мы довольны. Не тем довольством, которое тормозит работу, а по-хорошему довольны, чтобы работать дальше.

Серии «Района тьмы» показывали на шести международных кинофестивалях (Берлин, Италия, Индия, Сиэтл). И это тоже знак качества нашей работы. Так что второму сезону быть. Об этом мы пока не заявляли официально, но съемки уже во всю идут.

Какие эпизоды первого сезона создали наибольший резонанс? За счет чего, как тебе кажется?

Очень интересный вопрос. Никогда не угадаешь реакцию зрителя. Наверное, это можно оценить по количеству просмотров. Это в первую очередь серии «Это — любовь», «Коллектор», «Извращенец», «Нулевой». Кстати, не могу сказать, что список моих любимых серий совпадает. Моя лично картина чуть другая. Например, моя любимая серия это «Принцесса», ну и первая. Остальные нравятся, но не «личный ТОП».

Резонанс в интернете вещь сложная. Мне кажется, серию начинают репостить и распространять, когда ее идея, ее «нутро» задевает какие-то очень важные и глубокие, и даже, скажу, очень актуальные струны в душе зрителя. Что-то неуловимое и то, что почти невозможно просчитать. Мы же не вирусные ролики снимаем, а кино, тут все сложнее. Но «Это — любовь» — дикая и непривычная для российского кино провокация. «Коллектор» — горячая сама по себе тема. «Извращенец» — позитивный финал, такой душевный, дающий людям надежду. «Нулевой» — глубокая философская серия. Про эту серию я чаще всего слышу, что зритель с удовольствием бы посмотрел на эту тему полнометражный фильм.

Видел комментарии, где твой веб-сериал критикуют за то, что в нем социалки больше, чем хоррора… Вот если бы тебе нужно было задеть за живое ярого хоррор-фэна, какие бы выпуски «Района тьмы» ты бы рекомендовал ему посмотреть в первую очередь?

Кстати, отличный и интересный комментарий. Надо над этим задуматься. И мы постоянно думаем про это, честно сказать… Дело в том, что «Район тьмы» это ведь не чистый хоррор, совсем нет. Скорее, я называю это, жанр, в котором мы работаем, жаль, что это звучит очень пафосно, — «интеллектуальный хоррор». Это западное направление фильмов ужасов, где на первый план выходят не пугалки, а в первую очередь идея, содержание, некий, как сейчас принято говорить «месседж».

Я очень извиняюсь, но вот ужасы в чистом виде мне лично, как режиссеру, не очень интересны. Просто пугать зрителя — есть, безусловно, великие мастера, но лично мне, скажу честно, этого мало. Здесь нет ничего такого. Это личный выбор каждого режиссера. Но мне нужна подоплека. Социальная, философская, морально-нравственная, любая. Не знаю, от социалки мы сильно уже отошли и во втором сезоне будем отходить еще дальше, социалка это вообще не очень интересно, у нас она не в чистом виде, все равно речь идет про характеры, про людей, в общем, все равно этого будет меньше… Кроме того, к слову скажу, мне интересно смешивать приемы, замешивать разные жанры, мелодраму, хоррор, брать элементы моего любимого жанра «слэшер», и так далее. Хочется работать на стыке. Наверное, хочется найти что-то новое. Любой творческий человек должен всегда искать, что-то новое.

Хотя с другой стороны, я сам люблю и смотрю, так называемый «чистый хоррор», поэтому у нас было несколько, так скажем, «уходов» в чистый жанр. Это в первую очередь серия «Сука» и серия «Принцесса», ну и «Навар», хотя там есть социалка. Короче, можно сосредоточиться на этих сериях. Я думаю, поклонникам хоррора будет интересно посмотреть на эти вариации.

Ты снимаешь сериал-антологию, где в каждом эпизоде рассказывается отдельная история. По сути каждая серия — короткометражный фильм ужасов или триллер. Следишь ли ты при этом за короткометражками, которые снимают другие режиссеры, отечественные или зарубежные? Можешь что-либо выделить из этого рода кино?

Слежу по мере сил, хотя я в свое время столько посмотрел короткого метра, когда учился, что мне на всю жизнь, кажется, хватило. Но смотрю и наши, и зарубежные короткометражки. Правда, что-то особенно выделить трудно. Работа Сигарева про зомби и та оказалась рекламой, и это смешно.

Хотя нет, мне вот очень нравятся ребята из Белоруссии, которые начали снимать интернет-сериал «Заклятье Скарбы». Мне понравилась первая серия, мне кажется, у ребят большое будущее. Так что посмотрите…

Но вообще много короткого метра выходит. И кстати, у нас в будущем будет проект, где короткометражкам отводится особая роль. Следите за новостями. Короткометражек будет много и мы найдем им применение!

Нам тут довелось общаться с Александром Домогаровым-младшим, который снял короткий метр по рассказу Стивена Кинга. Знаешь, он тобой искренне восхищается. Мне кажется, он был бы рад с тобой поработать. Не посещала вообще такая мысль, объединить силы с другими талантливыми кинематографистами? Чтобы, быть может, снять полнометражный фильм ужасов?..

О! Я очень рад. Передавайте ему привет! Пусть его отец у нас снимется в серии. Кстати! (Смеется). Мысль такая была, конечно, но тут все упирается с одной стороны в амбиции, с другой стороны, в деньги. Потому что деньги, когда их нет, следуют за амбициями режиссера. Каждый ищет сам и каждый сам за себя.

Но идея была. Я например, не так давно писал у себя в соцсетях, что мы готовы делать франшизу. То есть кто-то из режиссеров может снять короткий метр на свои деньги под нашим контролем качества, мы ему всячески поможем, и деньгами, и советами, а потом можем выпустить его фильм на канале «Района тьмы», например. И он получит хорошую раскрутку и СМИ. В общем, предложение это в действии. Если что, пусть режиссеры обращаются!

А так мы с огромным удовольствием дружим проектами. Я только за, чтобы мы, люди, которые снимают для интернета, объединялись в единый фронт, так что у нас много партнеров, площадок, объединение потихоньку идет. И если что, тоже приглашаем к нам.

Домогаров, кстати, рассказал, во сколько ему и его друзьям обошлись съемки их фильма. Там какие-то бешеные деньги, по 250 тыщ за два дня съемок… Ну ты уже понял, к чему я клоню, наверное. Можешь озвучить бюджет одной серии «Района тьмы»? Если тут имеется некая коммерческая тайна, то хотя бы примерно, на уровне «не больше стольки-то» или «в районе стольки-то».

Без проблем. Мы снимаем настолько дешево, что в это не верят продюсеры. Не могут поверить. И сумма не секрет, я не раз ее озвучивал. Полная стоимость одной серии — это порядка 150-ти тысяч рублей. Но это все целиком, совсем, с постом, что называется. А вот стоимость продакшна серии, то есть самых съемок, порядка 60-80 тысяч рублей. И эта цифра невероятно маленькая. Я иногда сам удивляюсь.

Впрочем, хвастаться тут не чем, и я не хочу. Тяжело нам, и моим ребятам очень тяжело, в общем, не от хорошей жизни мы так дешево снимаем. Ну а получается качественно, это потому что все вкалывают, и в команде у нас умницы работают. Ребята знают свое дело.

Доводилось болтать и с большими продюсерами, обсуждать кино в целом, фильмы ужасов в частности. Недавно Владислав Северцев проводил конкурс сценарных заявок на хоррор и сай-фай, все серьезно и круто, там больше 1000 заявок поступило, говорят. Твоих среди них нет случаем?

Да, конечно, мы общаемся, и с Владом тоже, мы встречались несколько раз. Я его очень уважаю, он прекрасный человек, отличный продюсер и очень грамотный. Один из самых успешных продюсеров в хоррор-тусовке, если не самый. Говорим обо многом. Проблемы сценарные и проблемы с режиссерами в России остаются. Хоррор сложный жанр, поэтому все очень непросто. Его конкурс тоже отличная идея, я его рекомендовал всем знакомым сценаристам. Моего нет, там не было. Ну, я Владу и так отправлял, без конкурса. Что-то ему понравилось. Но это большие деньги, долгие перспективы. Я в этом случае себя не тешу надеждами, а просто делаю свое дело, свой проект. А перспектив очень много. В том числе и в полнометражном кино.

Пока мне ни один киношник не смог дать ответ на вопрос, почему у нас в России так дорого снимать полный метр. Мы знаем, что Джеймс Ван в США снял хиты «Астрал» и «Пилу» (и привлек пусть не звезд, но довольно известных актеров вроде Дэнни Гловера) за полтора-два ляма долларов, что по курсу тех лет стоило бы в рублях 45-70 миллионов. У нас редкий жанровый фильм имеет бюджет такого уровня, в основном — крупнее. Хотя качество на выходе пожиже будет. И я никак не могу понять, почему наши киношники (отставим в сторону тему «попилов», не все ведь на самом деле этим занимаются, есть реально идейные ребята) не могут экономить с учетом реальных прокатных возможностей и специфики жанра. Зачем, допустим, совать в фильм слабенький CGI, если можно обойтись гримом? Зачем брать на главные роли актеров из Москвы, если те (зачастую) играют хуже, чем полулюбители из провинциальных театров?.. 

Это я к тому, что у тебя-то большой опыт в этом смысле: ты экономишь средства, но делаешь довольно качественный контент. Можешь дать какие-то рекомендации большим продюсерам? Или, допустим, раскрыть секреты — как и на чем удается экономить?

Да, тему ты затронул большую и очень сложную. Об этом можно говорить бесконечно. О российском кино и его грехах. А о том, как у нас получается снимать так недорого, можно говорить еще дольше. Я даже книгу хочу собрать из своих лекции на тему безбюджетного кино, есть такая мысль, и уже делаем кое-что. Так что никакого интервью не хватит. Кстати, кому интересно, те читают мои соцсети, я там часто разные лайфхаки рассказываю. Ну, как мы это делаем, пишу.

В остальном, как сказать, в киноиндустрии у нас очень много бездельников, в тому же очень жадных, любят деньги, дерут в три шкуры. Тут вон в Фейсбуке один продюсер аж вопил по поводу того, что ему впаривают на съемку старый сарай за огромные деньги, за десятки тысяч. То есть у чувака есть старый сарай в центре Москвы, он ни копейки не вкладывает, а бабки гребет. Мы тоже постоянно с этим сталкиваемся. Знаете, сколько стоит привезти холостой пистолет ТТ на площадку? 15 тысяч рублей. Или веревку для повешения закрепить за болтике на потолке. Столько же. Ну и куда это годится? Это за несколько часов работы. Раз и пятнарик. За что? За какие таланты? За какие умения? Непонятно. Просто привыкли драть с сериалов. И так во всем и везде и все. То есть парадокс. Все работают плохо, кино делают так себе, а бабки любят, и дерут. Такие вот чудеса.

Возвращаясь к новому сезону «Района тьмы». Работа уже кипит? У тебя есть готовые сценарии? Раскроешь какие-то секреты, нюансы — чего ждать зрителям?

Работа бурлит во всю. Готовые сценарии есть, и не один. И есть очень хорошие вещи. Из секретов пока могу раскрыть один: Новый второй сезон будет другим. Будет необычным. И будет отличаться от первого. От слова совсем. Хотя жуть, мрак и много смертей — это останется. Это мы любим.

В остальном, 20-го мая в Москве у нас будет «Шапка Района тьмы», в клубе, и там я намереваюсь все рассказать и показать. Рассказать про будущие проекты, про второй сезон и про все остальное. В общем, впервые озвучу на небольшой презентации наши планы. А их реально очень много. И они крутые, не побоюсь похвастаться.

Так что сохраню интригу. Скажу одно, все будет! И зрителя порадуем. А 20-го числа приходите! Информация есть на нашем сайте.

Напоследок, давай попробуем составить твой персональный топ жанровых фильмов — мистики, ужасов, триллеров. Или — хе! — антитоп — как насчет того, чтобы назвать пятерку или десятку худших фильмов, которые ты видел за последние N лет?

Это самый трудный вопрос из всех. Просто потому, что стараюсь плохие фильмы не смотреть, и не смотрю. За долгие годы кинопросмотра выработалась чуйка. Да и потом не хочется коллег обижать.

Самое неприятное, что смотрел, из последнего, это «Стражи Галактики 2», это новый шедевр Сарика Андреасяна, это «28 Панфиловцев», это фильм «Хороший мальчик». Эти вот фильмы вызвали настоящую тошноту. Но мы как-то заканчиваем на нехорошей ноте.

Вот ты упомянул Джеймса Вана. Вот его я очень люблю! Вот на кого равняться надо всем в мире. И нам в первую очередь.

 

https://horrorzone.ru/page/zhut-mrak-i-mnogo-smertej-eto-my-ljubim-intervju-s-sozdatelem-veb-seriala-rajon-tmy