Интерфакс-Россия: Кинорежиссер Арсений Гончуков: «Самое главное — это пробить стену равнодушия зрителя» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Интерфакс-Россия: Кинорежиссер Арсений Гончуков: «Самое главное — это пробить стену равнодушия зрителя»


18 декабря 2012 г. 14:22

Кинорежиссер А.Гончуков: «Самое главное — это пробить стену равнодушия зрителя»

Дебютный полнометражный художественный фильм «1210» режиссера Арсения Гончукова, выпускника ГУ-ВШЭ Школы кино (мастерская режиссуры игрового художественного фильма Анны и Владимира Фенченко), стал первой в новейшей российской истории авторский кинокартиной, снятой на собственные средства режиссера, деньги собранные в интернете, и вышедшей в прокат.

«1210» – это история «маленького человека», ветерана афганской войны, который пытается добиться справедливости от государства, но попытки которого заранее обречены. Он лишний, ненужный старик, против которого ополчилась даже его собственная семья. В итоге отчаявшийся мужчина решается на страшный поступок, который вряд ли можно оправдать.

Этот фильм вызвал широкий отклик в российской блогосфере и дал повод говорить о появлении нового тренда в современной киноиндустрии.

В интервью «Интерфаксу» Арсений Гончуков рассказал об истории создания «1210», его прокате, и о том, что он планирует делать дальше.

 

— Арсений, ваш дебютный полнометражный художественный фильм стал первым российским фильмом, снятым на деньги режиссера, собранные в интернете средства и вышедший в российский прокат. Действительно ли вам не помогали продюсеры и госструктуры?

 

— Этот фильм неожиданно стал был чистым экспериментом, теперь даже можно сказать, что авантюрой. Съемочной команде продюсеры или какие-либо госструктуры не помогали: никто не предоставил ни денег, ни камеры, ни машины. Хотя поначалу мы пытались найти поддержку.

Проект состоялся только благодаря помощи энтузиастов, загоревшихся темой фильма. Благодаря помощи и бесплатной работе актеров, ассистентов, костюмеров и т.д. Оператор фильма Константин Рассолов даже специально приезжал из Санкт-Петербурга для съемок.

Кстати, всю команду я собрал через социальные сети. Удивительно, но история фильма мощно «цепляла» людей, и за неделю ко мне обратилось более 50 профессионалов и начинающих, желающих попробовать силы в кино. В итоге в съемочную группу я отобрал 15 человек.

 

— Какой был бюджет фильма?

 

— Производственный бюджет – около 600 тыс. рублей. Большая часть денег – это мои личные сбережения. И то, что я говорю, что фильм был снят на деньги интернет-пользователей, это скорее рекламный ход, потому что в интернете было собрано только 80 тыс. рублей. И то эти деньги собирали, когда у меня закончились все средства, а надо было делать звук для фильма. Стоимость работ по звуку была именно 80 тыс. рублей, и взять их было неоткуда. Пришлось написать пронзительный пост с призывом и указать электронные кошельки.

 

— Как долго собирали данную сумму?

 

— Всего четыре дня. Не ожидал, честно говоря, что деньги будут собраны так быстро. И я после этого поверил в мир. Кто-то дал 400 евро, кто-то 10 тыс. рублей, кто-то перечислил 1,5 доллара – видимо очистил свой электронный кошелек.

Возможно, я кого-то обижу, но у меня достаточно много состоятельных друзей — руководителей компаний, но практически никто из них ничего не дал. Но прислали деньги небогатые люди, бюджетники из регионов России, те, кто живут исключительно на свою небольшую зарплату. И это меня даже как-то воодушевило и открыло новые грани этой прекрасной жизни.

 

— Какая прокатная судьба была у фильма «1210»?

 

— Когда фильм был готов, мы осознали, что у нас нет дистрибьютора. И мне пришлось самому выступать в этом качестве. Во всех документах пришлось писать, что и студия-производитель, и дистрибьютор – это студия «А.Гончуков». Я сам зарегистрировал этот фильм, получил прокатное удостоверение на себя как на физлицо. И сам занялся организацией проката «1210».

В итоге фильм показали примерно в 20 городах России и Украины: Астрахань, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Тверь, Чебоксары, Электроугли, Днепропетровск, Киев, Кировоград, Харьков.

Начались показы с 11 октября. Впервые мы показали «1210» в Астрахани в кинотеатре «Иллюзион». Далее пошла прокатная история фильма, которая длилась полтора месяца. В частности, в Москве фильм был в прокате в «Художественном», «Факеле» и «Звезде».

Сейчас прокат закончился, но продолжают поступать заявки на отдельные показы. Так, в частности, «1210» покажут в Москве 17 января в «Доме кино» и 22 января в культурном центре НИУ ВШЭ. В конце января поеду в Питер.

Однако самое интересное началось после проката. В блогах, в том числе и закрытых, я дал объявление, что фильм можно получить по секретным ссылкам. Принцип такой, что получаешь ссылку, а платишь за фильм — по желанию. На этот момент у нас на сайте более тысячи заявок. Мы рассылаем фильм, собрали уже 15 тыс. рублей, но это только начало. Резонанс в интернете оказался очень большой, люди узнают о фильме, заказывают, смотрят, пишут отзывы. Кроме того, фильм скачивают из самых разных стран, например, это Япония, США, Германия, Франция, Индия, Канада, Тайланд, Перу, Шотландия, Латвия, Австралия, Черногория, не говоря уже о самых отдаленных уголках России. Фильм оказался в таких городах, как Нягань или Стерлимак. Это особенно радует.

Всю эту историю я считаю большой удачей, так как это авторское кино. Например, премьера в Одессе широко ожидаемого, и, кстати, очень хорошего фильма Алексея Мизгирева, впервые показанного на 62-м Берлинском кинофестивале в рамках внеконкурсной программы «Панорама» и получившего два приза «Кинотавра» в этом году (приз за лучшую мужскую роль Азамату Нигманову, приз им. М. Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» Александру Маноцкову — ИФ) была фактически сорвана. Пришел только один человек, и сеанс отменили.

У меня же на премьере в Москве было 200 человек, хотя зал был рассчитан всего лишь на 160. Люди стояли в проходах.

 

— А как насчет фестивальной судьбы фильма? Будете участвовать в фестивалях?

 

— Фильм показали в конкурсных программах второго международного фестиваля «ArtoDocs» и XV международного фестиваля независимого кино «Дебошир Фильм — Чистые грезы» в Санкт-Петербурге. «1210» мы закончили только в августе, поэтому ранее он не участвовал в фестивалях. Именно потому, что ожидаем продолжения фестивальной истории где-то еще в течение примерно полугода, мы не выкладываем «1210» в интернет. Хотя я сам любитель торрентов и считаю, что фильмы должны быть доступны для массового зрителя. И фильм будет выложен, но чуть позже, нам нужно время.

 

— В дальнейшем продажи на DVD планируете?

 

— Продаж на DVD авторских фильмов не бывает. За редким-редким исключением. Для организации таких продаж нужны инвестиции. И я вообще не верю в успешность этой истории в отношении авторского кино, наверно в этом проблема. Хотя небольшой тираж на DVD мы все же сделали.

 

— По результатам проката принес ли «1210» прибыль?

 

— Да нет, что вы. Я в минус ушел. О выходе в ноль речи вообще не идет. Ведь помимо вложения денег в производство я потратился на дистрибуцию, рекламу, на поездки по городам России для встреч со зрителями. На это дополнительно ушло не менее 150 тыс. рублей. Но я никогда об этом не задумывался и сейчас об этом не хочу думать. Изначально для меня фильм был некоммерческим проектом.

 

— В настоящее время есть ли предложения о покупке авторских прав на фильм, о его дистрибуции?

 

— Меня нередко спрашивают, Арсений, а почему ты свой фильм «1210» не понес к крупным дистрибьюторам, прокат был бы у тебя по всей России (а не ограниченный). Обычно я отвечал, что не пошел, потому что изначально не верю в то, что дистрибьюторам интересно мое кино, и я просто не хотел тратить время впустую.

И вот один из сотрудников крупнейшей в России компании-дистрибьютора на днях обратился ко мне. Компания — крупнейшая, «Синема Парк». Человек, который захотел помочь, сходил в репертуарный отдел компании.

И я получил примерно такой ответ: «Фильм уже крутился в кинотеатрах. Должна быть соблюдена стандартная процедура: фильм продается через дистрибьютора, дистрибьютор договаривается с остальными дистрибьюторами и мейджорами на тему единого по всей стране старта в кинотеатрах и на тему того, чтобы фильм органично вписался в репертуарный план, и не было ситуации жесткой конкуренции за зрителя с другими фильмами (все идут на этот фильм и не идут на другой, либо все идут на какой-то блокбастер и не идут на этот фильм). Однако коммерческий успех в крупной сети кинотеатров, по мнению нашего репертуарного планирования, довольно сомнителен. Драма очень хороша, но ежу понятно, что мейнстримом не является».

Ну, то есть ровно то, что я сам и думал. Прозвучал еще «комментарий по дальнейшей жизни»: «Продолжайте работать с мелкими региональными кинотеатрами; вполне возможно, что фильм можно показывать точечно и иметь коммерческий успех».

То есть ровно то, чем я и занимался последние два месяца. В остальном можно констатировать простую вещь: авторское кино крупным сетям, которым принадлежит, по сути, весь российский прокат, не нужно. Добро пожаловать в Россию, ну и в интернеты…

Я не хочу никого заставлять смотреть мой фильм. Потому что понимаю, что он не для всех. Авторское кино имеет свою специфику, и оно точно дойдет до каждого, кто его ждет.

 

— Как родилась идея фильма?

 

— В титрах написано: «Фильм основан на реальных событиях»… Это действительно так. Но чтобы найти эти «реальные события», отражающие главный нерв сегодняшней жизни, потребовалось несколько лет. Я нашел эти события в криминальной хронике.

История будущего фильма в криминальной хронике повторялась неоднократно. Менялись только люди, места и незначительные детали. Так из газетных статей, новостных сообщений, телевизионных сюжетов постепенно и родилась история.

Я заболел главным героем будущего фильма… Его образ, его душа, его боль, сумасшествие, злость, наконец, ярость, не давали мне покоя. И особенно меня беспокоила его судьба – тяжелая, сложная судьба российского «маленького человека», весь смысл существования которого в поиске справедливости. Это и есть «герой нашего времени»! Тот, кто в требовании правды идет до конца, чего бы это ни стоило… И кстати, как хорошо сказал один из рецензентов фильма, — не такой уж главный герой и «маленький».

Материал собирался долго. Но затем я сел и написал сценарий — буквально за 2 часа, всего 11 страниц. В течение последующих месяцев сценарий рос, приобретал окончательную форму, некоторые сцены появились уже на съемочной площадке.

 

— Почему вы решили перенести на экран реальную, но при этом отнюдь не позитивную историю? Ведь можно было бы снять зрительское кино. Хорошую комедию, например.

 

— Не очень позитивная история? Да я вообще не очень радостный человек, достаточно мрачный, воспринимаю жизнь не слишком весело. Более того, скажу, что для меня этот фильм светлый. Ведь он заканчивается встречей главного героя с сыном.

Комедия – это чуждый для меня жанр. Да и вообще жанровое кино мне не интересно. Я не воспринимаю такие вещи. Лучше пересмотрю «Груз 200» Алексея Балабанова, который мне не кажется жестким или жестоким фильмом. Для меня это честный и глубочайший по смыслу фильм. Я не вижу в нем жести. Возможно потому, что работал на телевидении в криминальных новостях и неоднократно видел трупы, размазанные по асфальту. Меня это не пугает и не отталкивает, я вижу в том же Балабанове совсем другое.

Мне очень важно найти, осознать и воплотить в фильме идею, которая будет очень значима для зрителя. В этом смысле мое кино зрительское, и я работаю для зрителя. Нет смысла снимать кино, которое никому не нужно, и которое никто не будет смотреть. Я понимаю, что кино должно быть смотрибельным, должно держать. Но меня интересует кино, только если в нем есть авторское начало. Другое кино мне не интересно.

Если говорить о «1210», то это история максимально актуальна лично для меня и, конечно же, как мне хочется надеяться, важна для общества. У фильма слоган: «Равнодушие рождает чудовищ». Мне было важно передать боль, одиночество, ненужность и забытость людей, которые окружают нас. Которые живут как бы жизнью внутри жизни. И на которых общество не обращает должного внимания.

Этот фильм был снят не зря, если зритель, посмотрев его, отвернется от экрана, чтобы повернутся к тому, кто рядом с ним, к своей девушке, к матери или к отцу. К тем, с кем он уже не говорил откровенно годами. Кому не говорил уже очень давно простые слова: «Я тебя люблю». Ведь зритель не знает, кто живет рядом с ними на самом деле. И вот он увидел рядом с собой эту стену равнодушия, которую он или жизненные обстоятельства и бытовые сложности построили вокруг. И мне важно, для меня самое главное — пробить, попытаться пробить эту стену равнодушия не условного зрителя, а конкретного человека. Заставить его взглянуть на окружающих другими глазами.

«1210» – типичная история о том, как старого человека все предают и забывают. «А как это исправить, как помочь главному герою?», — однажды спросили меня из зала во время встречи со зрителями. Мой ответ прост — полюбите ближнего хотя бы на минуту. Скажите: «Ты нам нужен, мы тебя любим, таким, какой ты есть». Вот и все. Вот эта одна фраза «зачеркнула» бы весь фильм.

 

— Есть у вас желание продолжить снимать авторское полнометражное кино для проката? Или это была разовая акция?

 

— Ну, мне всегда было трудно остановиться. Сейчас я монтирую свой третий художественный фильм. Первым был короткометражный «Конечная остановка». Второй фильм, и первый — полный метр — «1210». Сейчас монтирую фильм «Полет. Три дня после катастрофы», который станет моим вторым полным метром. Этот фильм мы сняли прошедшим летом в Перми.

 

— Не раскрывая сюжетной линии, можете рассказать, о чем фильм?

 

— Если бы я выступал в роли критика, то сказал бы, что его тема уникальна. Действие фильма происходит через три дня после страшной авиакатастрофы, унесшей жизни 82 человек. В России за последние 20 лет случилось несколько жутких авиакатастроф с сотнями жертв, но наше кино будто обходит эту тему стороной.

Мы решили рассказать об этом и построили сюжет фильма по мотивам дела Виталия Калоева (Виталий Калоев — уроженец Северной Осетии, потерявший в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью и убивший за это диспетчера. Был осужден в Европе, отсидел часть срока и досрочно вышел из тюрьмы за хорошее поведение — ИФ).

Действие фильма происходит через три дня после катастрофы, когда в родной город приезжает солдат — срочник, у которого в этой катастрофе погибла семья. И он решает мстить за них чудом выжавшему пилоту самолета, виновному в трагедии, так как он сел за штурвал пьяным. Солдат твердо намерен мстить, но внезапно на его пути встает гораздо более сильное чувство, чем желание мести – любовь.

 

— Кто финансировал этот проект?

 

— История нового фильма в чем-то лучше, а в чем-то хуже истории «1210». В Пермь я приехал, потому что меня пригласил продюсер из Перми Денис Сопегин. Он предложил совместно делать новый проект. Предложил обеспечить производство в Перми: транспорт, деньги, людей. Этим он мне очень сильно помог. Но с другой стороны у нас снова не было инвестора. Теперь нас двое, и мы пытаемся найти денег на завершение пост-продакшена. Сейчас нам нужно найти не менее 100 тыс. рублей.

При этом только на само производство было потрачено около 400 тыс. рублей. И это с учетом того, что у нас в Перми была бесплатная база для продакшена. Однако итоговый бюджет проекта «Полет. Три дня после катастрофы» будет больше, чем у «1210». Где-то около 800 тыс. рублей «живых» денег, т.е. прямых затрат.

 

— Будут ли в «Полете» звезды, или делаете ставку на неизвестных актеров?

 

— Звезд совсем не будет. Потому что я считаю, что для авторского кино медийные лица – это очень плохо. Можно найти высокопрофессиональных актеров, но отнюдь не медийных. Вот яркий пример — в «1210» главную роль сыграл Роберт Вааб. Блестящий актер, снимавшийся в эпизодах у Александра Сокурова, Кирилла Серебрянникова, Сергея Лозницы, Николая Хомерики.

Так же и с «Полетом». В фильме будут исключительно пермские актеры. Мы проводили кастинг в течение двух дней и отсмотрели около 50 актеров. И если судить по первым оценкам тех, кто видел рабочую версию фильма, актеры не подвели.

 

— Если ли в современной российской истории аналогичные вашей попытки производства и проката независимого кино?

 

— Производства есть. Немногие, но есть те, кто делают полнометражные фильмы. Лично я знаю несколько таких фильмов в производстве. Но все дело в качестве. К сожалению, подавляющее большинство полнометражных авторских проектов – это трэш, пародии и комедии, которые трудно смотреть.

Что же касается дистрибуции, то я не знаю случаев, когда режиссер сам делал несколько кинотеатральных копий фильма, набирался смелости, наглости и сам возил бы их по городам России – в Чебоксары, в Казань, в Нижний Новгород, в Санкт-Петербург, а потом и по Укране…

 

— Появились ли последователи?

 

— Я был удивлен, но появились. Сейчас ко мне обращаются через социальные сети многие коллеги-режиссеры. Они интересуются организацией технологии проката. Я рад тому, что мне удалось заразить и вдохновить многих возможностью самостоятельной организации кинопроката своих фильмов, как мы говорим, «самоката».

Сейчас многие намерены повторить мой опыт. И мне дико приятно, когда авторитетные известные режиссеры, кинематографисты, критики говорят начинающим кинематографистам – вот смотрите, как сделал Гончуков, дерзайте, работайте, изучайте чужой опыт.

Получилось так, что мне удалось пробить стену, в которую я не целился. Просто снимал кино и не знал, что в результате из этого получится. Я на своем фильме денег не заработал, но буду очень рад, если кто-то из моих последователей, создав хорошее авторское кино, запустит его в прокат и получит прибыль, или хотя бы выйдет в ноль.

Кстати, фильм «1210» может посмотреть любой желающий, — для этого нужно только зайти на сайт фильма и заполнить несложную форму заказа.

 

https://www.interfax-russia.ru/exclusives/kinorezhisser-b-a-gonchukov-b-samoe-glavnoe-eto-probit-stenu-ravnodushiya-zritelya