Интермедиа: «Сын»: Фильм со спрятанным ключом — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Интермедиа: «Сын»: Фильм со спрятанным ключом



«Сын»: Фильм со спрятанным ключом

14.11.14 21:27 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры 16+
«Сын»: Фильм со спрятанным ключом ***

Экзистенциальная драма «Сын» выйдет в широкий прокат 20 ноября 2014 года. Режиссер: Арсений Гончуков. В ролях: Алексей Черных, Вадим Андреев, Ольга Малахова и другие.

Молодой человек по имени Андрей на протяжении пяти лет в одиночку ухаживает за своей больной шизофренией матерью. Недуг неумолимо прогрессирует, припадки учащаются, и бедная женщина подумывает о самоубийстве. Парень же продолжает надеяться на лучшее и решает вывезти маму в Германию на лечение.

На сбор документов и денег уходит уйма времени и сил. Минздрав ставит препоны и требует взятки, но Андрею удается заработать денег и добиться разрешения на реабилитацию за рубежом. Однако прямо накануне отъезда мать героя умирает. Сдерживая боль и слезы, Андрей сначала находит сестру, размежевавшуюся с семьей, а потом встречается и с бросившим мать отцом.

«Сын» — авторское кино со всеми вытекающими последствиями. Действие затянуто, мотивировки героев, по большей части, неясны. Изначально фильм должен был длиться 50 минут, но режиссер Арсений Гончуков все-таки «добил» его до полного метра. Поэтому добрую половину хронометража занимают молчаливые прогулки главного героя по заснеженным улицам. И скучно от этого почему-то не становится.

Операторская работа Константина Россолова на высоте. Все снято так, что хочется пройтись вслед за Андреем по улочкам угрюмого подмосковного городка и запрыгнуть в электричку, чтобы через час оказаться на площади Маяковского. В фильме много постсоветской натуры с полуразрушенными строениями и парками в духе классицизма, и это великолепно передает психологическое состояние Андрея, который мог бы стать титаном духа, если бы не погряз в бессильной обиде.

Из-за скудости действия каждая реплика в фильме приобретает особый вес и силу. Иногда посторонние звуки кажутся даже важнее осмысленных фраз. Так происходит в сцене, когда Андрей возвращается домой: у подъезда внезапно раздается колокольный звон, но его тут же заглушает резкий звук домофона. Внутренний хаос и диссонанс оказываются сильнее способности к прощению.

После просмотра «Сына» зритель так и не понимает, герой безумен или надломлен (сам режиссер склоняется ко второму варианту). Точно также остается непонятным и смысл многих сцен. После прочтения пресс-релиза, написанного от лица Андрея, все встает на свои места. Здесь не только подробно расписаны некоторые оставшиеся за кадром эпизоды, но и появляются новые персонажи. Таким образом, «Сын» оказывается типично арт-хаусным продуктом, ключ от которого создатели своевременно спрятали, предоставив зрителям достраивать многие ситуации самим.

«Сын» может быть полезен тем, кто мучительно долго ухаживал за близкими и после их ухода тщетно пытается заново обрести себя. Кроме того, лента рекомендуется к обязательному просмотру всем тем, кто собирается оставить семью — чтобы, пока не поздно, можно было оценить весь масштаб возможных разрушений.

Денис Ступников, InterMedia

https://www.intermedia.ru/news/268107