Арсений Гончуков, создатель одного из первых русских веб-сериалов «Район тьмы»: «Рассказать настоящую, правдивую, жизненную и важную для всех людей историю можно без огромных денег, затрат, спецэффектов» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Арсений Гончуков, создатель одного из первых русских веб-сериалов «Район тьмы»: «Рассказать настоящую, правдивую, жизненную и важную для всех людей историю можно без огромных денег, затрат, спецэффектов»


MovieStart > Интервью > Арсений Гончуков, создатель одного из первых русских веб-сериалов «Район тьмы»: «Рассказать настоящую, правдивую, жизненную и важную для всех людей историю можно без огромных денег, затрат, спецэффектов»

Арсений Гончуков, создатель одного из первых русских веб-сериалов «Район тьмы»: «Рассказать настоящую, правдивую, жизненную и важную для всех людей историю можно без огромных денег, затрат, спецэффектов»

В 2016 году на YouTube вышел первый в России интернет-сериал «Район тьмы». Его создатель, Арсений Гончуков, познакомил российского зрителя с абсолютно новым, независимым и даже бунтарским форматом: без продюсеров и господдержки команде сериала удалось не только завоевать сердца зрителей, но и своим примером вдохновить других кинематографистов на создание веб-сериалов.

Редакция MovieStart поговорила с Арсением Гончуковым о развитии веб-сериальной индустрии в России, об ее особенностях и о том, как снимать честное и независимое кино.

Продолжительное время Вы работали над полнометражным авторским кино, почему решили снять веб-сериал? 

Впервые, нам пришла мысль снять «Район тьмы» в 2015 году, а до этого я уже выпустил четыре полнометражных фильма: сначала социальную драму «1210», потом фильм «Полет. Три дня после катастрофы». Их мы снимали, фактически, без бюджета, было порядка 600 000 рублей на каждый фильм – просто за копейки делали такое кино. Потом я выпустил фильм «Сын», который взял Гран-При кинофестиваля «Окно в Европу» и поехал на старейший на континенте фестиваль в Монреаль.

В принципе, все мои фильмы не обижены наградами, собрали какой-то свой урожай призов, и это очень подогревало нашу деятельность. А потом летом 2015 года я выпустил четвертую полнометражную картину «Последняя ночь», но у меня тогда уже накопилась какая-то личная усталость от того, что я снимаю в год по картине. Это очень и очень тяжело тянуть на себе. Плюс захотелось чего-то нового, какого-то нового формата.

Тогда я начал читать зарубежные сайты, интересоваться происходящим в мире и понял, что появляется и набирает силу такой формат как интернет-сериал. В то время у нас еще не было большинства сегодняшних интернет-платформ, которые теперь создают тренды, да и вообще про веб-сериалы в России слыхом не слыхивали. Более того, в США снимались какие-то веб-сериалы, но это была скорее андеграундная кинокультура. Я их посмотрел и вывел для себя некие правила создания веб-сериала. Первое правило – это снять первую классную, «забойную» серию, второе – это снять весь остальной веб-сериал.

Главное преимущество такого формата заключается в том, что снимать маленькие серии последовательно в свободном режиме гораздо легче, чем снимать полнометражный фильм. Нам еще понравилось, что этот формат во всем мире становится очень востребованным у зрителя. В то время мы планировали снимать мой пятый полнометражный фильм, встретились с ребятами в кафе для обсуждения, а я прихожу и говорю: «Мы будем снимать интернет-сериал». Они на меня смотрят, человек десять: «А что такое интернет-сериал?». Они понятия не имели – как, что это, куда это. На самом деле, долгое время продолжалось непонимание, что это за формат. И до сих пор оно есть. Так мы и начали делать «Район тьмы». В кромешной тьме, можно сказать.

Сейчас уже появилось много авторов, которые за небольшие деньги могут снять собственный проект и выпустить его на различных видео-хостингах или даже в соцсетях. В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные плюсы и минусы такого развития?

Я всегда был за то, чтобы таких, как мы, деятелей, было больше. Да, сейчас, конечно, веб-сериалов стало выпускаться какое-то гигантское количество, и причиной тому именно та черта, о которой я говорил – некая условная, конечно же, простота в производстве. Съемки можно надолго «размазать», можно придумывать новую идею, снимать пилот, искать деньги, а потом забрасывать этот пилот и начинать следующий (смеется).

Говоря в целом, с одной стороны, хорошо, что у зрителя есть выбор, что посмотреть, хорошо, что сейчас расплодились платформы, ведь платформы – это коммерция. А коммерция – это возможности снимать новые фильмы и для меня тоже: мне, как и любому режиссеру, хорошо развитый кинорынок выгоден. С другой стороны, в эти открытые двери ломанулись все и появилось очень много мусора, много каких-то совершенно некачественных вещей. Веб-сериал – это емкий и сложный жанр, а некоторые деятели растягивают какую-то маленькую идею на 10 серий, хотя это дальше третьей серии не хочется смотреть.

Я – оптимист по жизни и, в целом, здорово, что этот формат развивается и из-за того, что он такой оперативный что ли, в нем очень много креатива. Будучи не из индустрии, не из Москвы, не из ВГИКа, просто имея энергию и какие-то способности, без связей, без больших денег и пафосных киностудий я снял в свое время веб-сериал и рад, что сейчас доступность кино как профессии, как призвания, как занятия, очень сильно выросла. И формат веб-сериалов, в том числе, этой доступности поспособствовал.

А что изменилось за эти годы в этой сфере?

В 2015 году это был большой пустырь, о котором никто не знал. Я его нашел случайно, вышел на него, посмотрел, мне он понравился. Я поставил там ларечек такой маленький, мангал, навес установил и начал жарить свой шашлык и продавать его селянам. Через пару лет на эту поляну упал условный миллиард рублей, приехали серьезные дяди на черных автобусах и снесли мой ларек, забетонировали весь пустырь в два слоя, поставили огромный торговый центр и стали обслуживать тысячи человек. Вот что, собственно, изменилось. Изменилось все.

В веб-сериальный сегмент киноиндустрии хлынули деньги, пришли крупные кинокомпании, пришли платформы, начался большой бизнес. Но опять же, можно сказать, что несколько лет назад веб-сериальная индустрия была независимой, самодельной, в ней было больше свободы, больше креатива. Сейчас свободы стало меньше, стало меньше креатива, энтузиазма, но зато выросла конкуренция: чтобы сейчас запустить свой веб-сериал и получить на это какое-то финансирование, нужно гораздо больше изыскать возможностей уже внутри этой новой индустрии. Молодым ребятам в этом смысле потяжелее. А, с другой стороны, и полегче, потому что самые талантливые добьются своего, на них обратят внимание крупные кинокомпании, и те, кто имеет крутые идеи и хочет реально снимать годноту, я думаю, они пробьются, и все будет хорошо.

Можно ли сказать, что, создавая веб-сериал, ты получаешь абсолютную свободу и независимость, или это убеждение неверное?

Вот это, кстати, очень хорошая тема, потому что все говорят: «О, веб-сериал – это свобода». Нет. Те, кто его снимает, все эти платформы – это гигантские компании, которые ничем не отличаются от крупных каналов со своими продакшенами.

«Район тьмы» мы снимали без продюсеров, без помощи, просто на свои деньги, на деньги друзей, которые помогали, вкладывались. То, что делали мы и то, что хотят и готовы делать ребята-энтузиасты просто сами без обращений к продюсерам, занимаясь творчеством и делая то, что самому хочется, – вот тут свобода есть, но нет денег. В крупных компаниях –наоборот.

Все-таки свобода и деньги – это две вещи, которые никак не могут встретиться в этом мире. Вы с друзьями решили «пилить» веб-сериал, потому что у вас есть гениальная идея, вы хотите снять его, чтобы он был, и чтобы вообще «порвать» всех – это свобода, это одно. А веб-сериал в понимании онлайн-кинотеатров – это совершенно другая история. Это большой бизнес, и в этом мало свободы.

Как Вы считаете, что сейчас интересно российскому зрителю? 

Зритель похож на многослойный пирог, он очень разный. Есть зритель, который тупит в телек, смотрит какие-то сериалы по России. Другой пласт – это люди, которые сидят на YouTube, они там торчат, их тоже миллионы и их вообще не выманишь оттуда. Третий пласт зрителей – это те, кто проникает глубже YouTube, уже в онлайн-кинотеатры. Я думаю, это самый малочисленный сегмент, он сейчас как раз набирает свой жир, свой питательный слой. Да, платформ стало много, но и количество зрителей тоже растет. Коронавирус тут, цинично скажу, всем пошел на пользу, у онлайн-кинотеатров резко выросли доходы и популярность.

Но вообще зритель очень разный. Да, произошел некий взрыв контента, а вот аудитория чуть-чуть пока еще запаздывает к этому контенту, потому что задача маркетологов – привести зрителя к нему – чуть сложнее даже, чем задача режиссеров наснимать новых офигенных фильмов.

Мне кажется, что «Район тьмы» так понравился зрителю, не только из-за такого необычного формата, но и из-за того, что в каждой серии вы поднимаете проблемы, которые знакомы каждому в нашей стране. Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно такую тему для сериала?

«Район тьмы» я сделал потому, что мне показалось важным снимать именно об этом, мне показалось это крутым. Я сел, стал писать сценарий, потом пошел снял, смонтировал, выпустил. Не было там продюсера, который спустит тему десяти сценаристам; режиссера, который все на свете запорет; монтажера, который все это не смонтирует; маркетолога, который вообще переименует твое кино и перемонтирует его еще раз, и ты в итоге увидишь все это в кинотеатре и не узнаешь ни одного кадра! Ха-ха! Ничего этого не было. И это самое крутое, на самом деле. Потому что это – рай, это абсолютная творческая свобода.

Изначально «Район тьмы» виделся мне как некая энциклопедия русской жизни 2010–х, скажем так. Энциклопедия русской жизни начала века: характеры, типажи, ситуации, проблематика, социальные проблемы, насилие в семье, уличная русская хтонь, какие-то ужасные менты, какие-то типичные чокнутые фрики нашего общества и времени… Причем, каждая серия – это совершенно новая история, новый актерский состав, совершенно иная сюжетная схема, каждая серия – это такая микровселенная, микросрез повседневной жизни. «Район тьмы» – некий слепок с нашей реальности, который мне показалось важным сделать, чтобы сказать о том времени, в котором я живу, чтобы его как-то проявить и запечатлеть. Но главное, конечно, чтобы говорить здесь и сейчас о насущном, о том, что нас волнует, о том, что трепещет в нас, о том, что происходит на наших глазах.

 «Район тьмы» полностью вышел на YouTube. В чем, на Ваш взгляд, преимущества этой платформы?

Я вам скажу, что YouTube вообще не очень подходящая платформа для кино, к сожалению, как это ни парадоксально. Одна из больших проблем «Района тьмы» в том, что мы снимали его очень «по-киношному», он красив визуально. Наш оператор-постановщик Василий Широкий (у него отличная школа ВГИКа) сейчас рекламу снимает, он прекрасно знает, как ставить свет, он – абсолютный гик в техническом плане. Художник, да и я старались делать именно кино–кино, иногда, может быть, даже не слишком динамичное по этой причине. Но для художественного кино YouTube не очень пригоден, это платформа для блогеров, для более свободного формата, для интервью, для ток-шоу, для Коли Соболева, для Кахи, для комедий.

Но, в то же время, YouTube – это такая Икея, Бон Аква, Макдак – бренд, который стал частью нашего быта, первый самый доступный и известный хостинг. В будущем, я думаю, наши дети и внуки точно будут существовать в реальности нескольких соцсетей: будет какая-то соцсеть чисто развлекательная, типа Tik-Tok, будут более серьезные соцсети для серьезного контента. А у нас была только одна видеосоцсеть – это YouTube, поэтому мы лили серии туда, ну а что делать?

Наши серии несколько раз попадали в топ YouTube и набирали там сотни тысяч просмотров. У этой платформы есть свои механизмы раскрутки видео, и, конечно, глупо было лить куда-то в другое место. Нет, к сожалению, вариантов особо нет.

Насколько я могу судить, когда ты отдаешь свой проект прокатным компаниям или онлайн-кинотеатрам, у тебя как у создателя есть хоть какие-то гарантии, что ты и твоя команда получат деньги. Можно ли окупить свой проект на YouTube? И что для этого необходимо сделать?

Если ты хайпанешь, сделаешь продукт и наберешь одним роликом миллион просмотров, то возможно. Если дальше будешь снимать крутые вещи. Но серии «Района тьмы» – это все же такая нишевая продукция, которая не для всех, это не комедия же, это триллер и хоррор, который не имеет у нас какой-то сумасшедшей базы зрителей (как в тех же штатах). Ну и у меня не было задачи хайпануть. Я снимал кино, а не ролики для Ютуба.

Если вы хотите делать честное кино, и уж тем более умное кино, в нашем российском YouTubeпри небольшой ставке, которую хостинг платит за просмотры, довольно сложно заработать. Большинству авторов остается уповать или на прорыв, или на помощь фанатов, или претендовать на место в искусстве, работать на Вечность, ну или на то, что твой продукт просто заметят продюсеры и позовут тебя делать что-то подобное, но на другом уровне (и на других условиях).

Может ли веб-сериал одновременно сочетать в себе и зрелищность, и художественную выразительность, которая свойственна масштабным произведениям кинематографа?

Это возможно всегда, но это очень трудно совместить. Чтобы ваш сериал был и интересным, и зрительским, и при этом неглупым и высокохудожественным, – подобные вещи получаются, в основном, у гениев или у очень опытных режиссеров. У Дэвида Линча это получается, у наших тоже у кого-то получается, но, конечно, это уровень, до которого трудно добраться.

А как Вам удается находить команду, которая соглашается работать бесплатно?

Удается. Я находил так несколько команд. У меня в сфере безбюджетного кино, можно сказать, и не буду скромничать, большой опыт, а многие друзья мне даже говорили: «Слушай, так ты должен брать деньги со своих помощников, потому что они получают школу, они получают практику, они работали с режиссером, ходили с ним в настоящий бой…». Доля истины здесь есть. После работы со мной в команде многие находят хорошую высокооплачиваемую работу в кино, потому что есть практика, школа, есть понимание всех принципов кинопроизводства, которым я попутно обучаю.

Это такое взаимовыгодное сотрудничество, и потом, хотя мне не выгодно так говорить, у нас работы в команде, внутри кино, гораздо меньше, чем может показаться. И вся работа, во многом, в кайф. Это съемки, это круг общения, который остается на всю жизнь: ребята, которые были у меня в командах в разное время, до сих пор общаются между собой. Съемка кино – это удовольствие от процесса: от поиска реквизита, объектов, актеров, до съемок стрельбы и взрывов, до сценарных и актерских прозрений и находок, съемок сцен убийств, драк, постельных сцен, сцен саспенса, в общем, в кино куча всего захватывающего, интересного, запоминающегося на всю жизнь! Вся эта совокупность факторов как-то притягивает и получается хорошая команда: мы друг друга любим, поддерживаем, и у нас такая веселая, свободная позитивная внутри атмосфера. Мне кажется, для старта карьеры и опыта, в первую очередь, работа в моей команде – это классная возможность.

Планируете ли Вы еще снимать веб-сериалы или третий сезон «Района тьмы»?

Наверное, третий сезон Района – это когда-то была моя страшная-страшная мечта, боль и надежда. Если бы, конечно, было какое-нибудь финансирование или если бы меня запустила какая-то студия, я бы сделал третий сезон. Время от времени некоторые студии проявляют интерес, но все очень сложно. В общем, я был бы не против, если бы было какое-то встречное движение.

По поводу нового веб-сериала – не планирую по своей инициативе. А если предложат, я с огромным удовольствием возьмусь за новый проект, некую новую идею.

Вы – режиссер, у которого получается снимать кино за короткие сроки, при минимальных бюджетах и при этом получать награды на фестивалях. Дайте, пожалуйста, несколько советов начинающим авторам.

Смотрите, у меня на эту тему есть целая книга, она читается за день, за два, ее можно до сих пор купить в бумажном варианте (второй тираж уже), и еще она бесплатно и целиком выложена на моем персональном сайте. Книжка моя так и называется «Как снять кино без денег». Но, если очень коротко, основные принципы того, как нам удается заниматься творчеством, снимать неплохое кино, которое оценивают на кинофестивалях и делать это за минимальные средства, заключаются в том, что надо жить мечтой и переть напролом, во что бы то ни стало делать то, что тебе нравится. Жить мечтой – это очень важно, это не общие слова, не просто красивые фразы, это –реальность, которую создаешь ты сам, и которая должна тебя двигать, ты должен этим гореть, ты должен переть как танк.

Во-вторых, ценить, любить и беречь людей вокруг себя. Хотя это не всегда получается, я тут не идеален, и те, кто меня знают, могут сейчас хмыкнуть, но я постоянно этому учусь. На самом деле, не всем людям единственное, что нужно – это деньги, люди могут отдавать тебе какие-то вещи совершенно бесплатно, если им это интересно и важно, в общем, надо всегда опираться на людей, которые верят в тебя, и на команду.

В-третьих, надо быть творчески хитрым, быть всегда ищущим, не быть тупым: «вот дайте мне миллион долларов, и тогда я сниму красиво», а ты подумай, как это сделать можно иначе. Я вам скажу, что можно просто зайти под любой мой фильм «Полет» или «1210», полностью снятые за 600 000 рублей, и посмотреть комментарии, как люди благодарят, хвалят, говорят, что это прекрасное кино, хотя я знаю, что оно во многом очень молодое, несовершенное технически, снятое начинающими кинематографистами… Почему людям нравится? Не знаю.

Однако, если задуматься, ведь это безумно трогательно и подтверждает очень простую истину, из-за которой я и начал когда-то снимать кино. Истина заключается в том, что рассказать настоящую, правдивую, жизненную и важную для всех людей историю можно без огромных денег, затрат, спецэффектов. Можно говорить с людьми простым языком, снимать на недорогую камеру, делать это бесхитростно, но честно.

Елизавета Хисамиева

Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».

Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.

Оригинал статьи