12:05, 04 ноября 2013
«Многие кинодеятели из Перми хотят развивать именно пермское кино. Все, кто не хотел, уже уехали» — Елена Растянис
Теги: киноцентр Премьер, культура, кино
Так случилось (и это не может не радовать), что кинематограф все больше входит в жизнь нашего города. Не только наши земляки снимают фильмы на московских студиях, но и фильмы снимаются у нас. Более того — силами пермяков. Как, например фильм Арсения Гончукова «Полет. Три дня после катастрофы».
В Перми проходят кинофестивали и курсы будущих режиссеров и сценаристов. Комфортно ли развивать киноискусство в Прикамье? Рассказали продюсеры фильма «Полет» и кураторы «Киномастерской» Елена Растянис и Андрей Вилисов
Разбор «Полета»
— Елена, давайте разговор начнем с ленты «Полет». Там речь о событиях, которые случились в нашем городе?
Елена Растянис: Изначально у Арсения была мысль провести эти аналогии. Но потом, и, мне кажется, это хорошо, он от них отказался. Теперь это универсальная история, канвой которой действительно служит авиакатастрофа «Боинга». Так как это все снималось в Перми, в фильме использованы репортажные съемки с места катастрофы. Тем не менее, по мнению режиссера и съемочной группы, это история, которая не имеет отношения к локальной привязке.
— То есть такая трагедия может произойти в любом городе, а у вас некое исследование крушений. Или это все-таки какая-то человеческая история?
Елена Растянис: Это история молодого человека и девушки, история выбора, сложных душевных переживаний главного героя.
Кадр из фильма «Полёт. Три дня после катастрофы»
— Если я не ошибаюсь, то в этом фильме действительно поучаствовали пермяки, не только исполняя главные роли. Как мне рассказал главный редактор «Эха» Роман Попов, там звучат даже реальные выпуски новостей нашей радиостанции…
Елена Растянис: Это правда, и мы очень благодарны «Эху Перми» за предоставление этого материала. Там есть и абсолютно реальное видео телекомпании «Рифей-Пермь», которая тоже предоставила нам материал. Как я уже сказала, репортажная основа была взята именно такой.
— То есть все равно аналогии с Пермью люди будут проводить?
Елена Растянис: Думаю, все, кто живет в Перми, да. Это неизбежно, и с этим ничего нельзя поделать. Тем не менее, хочу особенно отметить, что это не история про пермский «Боинг». Она получилась универсальнее, и это нормально, произошло творческое переосмысление этой темы. Хотя для пермяков это очень болезненно — и тема, и переосмысление.
— По жанру это драма, триллер?
Елена Растянис: Скорее, мелодрама. Там преобладает любовная линия.
Это не история про пермский «Боинг». Она получилась универсальнее, и это нормально, произошло творческое переосмысление темы.
— В которой заняты пермские артисты?
Елена Растянис: Да. Для меня как директора и Андрея как сопродюсера самое главное в этой истории, что она практически полностью снята пермскими силами. Изначально пермские продюсеры приняли решение летом 2012 года пригласить московского режиссера Арсения Гончукова, его же сценарий, который он доработал до окончательного варианта. Арсений взял с собой своего любимого оператора Константина Рассолова и пригласил художника, с которым он всегда работает на проектах, это Катя Лапынина. Все остальные, артисты, съемочная группа, включая продюсеров, реквизиторов, администраторов, осветителей – это пермская команда. Для нас это очень важно, и это был киноэксперимент – возможно ли силами Перми снять крупный проект.
— Андрей, расскажи как сопродюсер – насколько сложно работать с командой, которая не находится в ежедневном режиме «киношников»? Существует же свой «птичий язык» и особенные условия работы. Артистам без киноопыта сложнее…
Андрей Вилисов: Артистам проще всего, а вот съемочной группе… У нас не было, по-моему, людей, которые на рекламных роликах и свадьбах не работали. Но на больших проектах это, конечно, тяжелее. Сейчас эти люди — опытные профессионалы.
— Тяжело кому было?
Андрей Вилисов: Тем, у кого опыта мало. Все хотят снимать кино, но просто специфика работы такая.
— Не все понимают, что иногда ради 20 секунд можно потратить 5 дней. Я преувеличиваю, конечно. А со стороны режиссера, директора, продюсера сложности были?
Андрей Вилисов: Арсений, по-моему, очень доволен, как все у нас происходило. Я занимался только производством, основной продюсер – это Денис Сопегин. Это была его инициатива, и меня уже подключили, по сути, к самим съемкам и постпродакшну. Я занимался только производственной частью, мы больше с Леной сотрудничали, это административная часть.
Для нас это очень важно, и это был киноэксперимент – возможно ли силами Перми снять крупный проект.
— Давайте про административную. Понятно, что все режиссерские истории – это истории, связанные с работой Арсения Гончукова. А когда происходят съемки на территории города, не знаю, были ли у вас съемки на месте крушения самолета, встречались ли на вашем пути административные препоны – здесь нельзя снимать! Либо навстречу вам все охотно шли?
Елена Растянис: Наоборот. Я не зря говорю, что это фильм, снятый совокупными силами города Перми. Мне кажется, нам помогло полгорода. Мы снимали в краевой больнице на Пушкина, нам дали помещение, мы договорились, к нам очень благожелательно отнеслись. Мы снимали на Перми-2, снимали Пермскую ГЭС, РЖД-вокзал. Нам помогал военный институт на Гайве…
Кадр
Продюсеры фильма «Полёт» Елена Растянис и Андрей Вилисов на съёмках
— Безвозмездно? Я знаю, что в Москве за каждый квадратик нужно платить какие-то бешеные деньги. Еще и с пониманием относились ко всем сложностям, да?
Елена Растянис: Для меня было удивительно, что это так. Ни одного отказа не прозвучало ни от кого, все помогали безвозмездно, с открытой душой.
— А насколько безвозмездно готовы помогать кинопрокатчики для того, чтобы этот фильм увидели не только пермяки? Где можно будет увидеть этот фильм?
Елена Растянис: В «Синема-парке» в рамках программы «Другое кино». Арсений – очень инициативный молодой человек, режиссер, ему и по программе удалось договориться. Это программа, которая будет показана в 20 городах России, в том числе в Москве и Перми. Там есть много фильмов, «Полет» один из них, «Синема-Парк» — 2, 6, 10 ноября, когда можно будет увидеть кино.
Андрей Вилисов: 6 ноября в Пермь приезжает режиссер, состоится встреча с творческой группой.
— Где они расскажут, как происходит кинопроцесс?
Андрей Вилисов: Еще мы покажем фильм 23 ноября в рамках фестиваля «Радуга Прикамья».
Азы кино
— При вашем активном участии в Перми открылась «киномастерская», где желающие поработать в кино и те, кто потенциально может принимать участие в съемках, обучаются новой профессии. Прошли семинары сценаристов и режиссеров. Что сейчас?
Андрей Вилисов: У нас закончились съемки, тоже были очень тяжелые, как на «Полете». Мы сняли фильм «Мачо» и фильм «Манекен». Один фильм 8 минут, вчера я посмотрел рабочий монтаж, завтра мы отдаем на цветокоррекцию, написание музыки. Второй, «Манекен», у нас монтируется, он будет в районе 30 минут.
— А до того, как начали снимать этот фильм, что случилось?
Андрей Вилисов: Люди присылали сценарные заявки, поступило больше 40, по ним наши преподаватели, Андрей Силкин, Любовь Мульменко и я, выбрали 20 хороших историй. Нам надо было выбрать 10, но их было столько хороших, что мы выбрали 20. Эти 20 девушек и парней прослушали курс сценарного мастерства, режиссуры, организации съемок, писали и перерабатывали свои сценарии. Один молодой человек раз 5 переписал сценарий после полученных знаний, обсуждений. В результате мы выбрали 2 сценария, по которым сняли фильмы. Сейчас мы монтируем, озвучиваем, почти финальная стадия. В декабре у нас запланированы премьеры. Точной даты я пока сказать не готов, потому что все еще в стадии производства. Но в декабре мы планируем все показать.
— Елена, мы в позапрошлом году встречались в этой же студии. Как раз был тоже проект, связанный с Арсением Гончуковым, когда в рамках «Белых ночей» набирали ребят, чтобы снимать короткие фильмы. Вы сразу говорили – мы не знаем, может быть, что-то снимем в результате, а может быть, ничего не случится. Здесь 20 историй и уже 2 фильма. Это скорее хороший результат, чем плохой?
Елена Растянис: Да. Для нас это тоже обучающий проект, и мы учимся понимать, как нам лучше поступить. Если в прошлом году мы немножко распыляли свои силы, и в результате в киноальманах вошло чуть больше историй, чем в этом. Сейчас мы решили сконцентрировать все свои силы и сделать все сообща. Я думаю, что результат должен быть выше.
Пермский «Оскар»
— Судя по тому, что в ноябре запланирован кинофестиваль «Радуга Прикамья», где принимают участие кинорежиссеры со своими работами, то появляется и когорта людей, которые себя называют режиссерами и готовы уже на профессиональном уровне участвовать в фестивале. Что это за режиссеры?
Андрей Вилисов: Вообще, фестиваль всегда объединял любителей и профессионалов. По-разному проводили конкурсы, отдельно оценивали и любителей, и профессиональные.
— А как вы их разделяли? Профессиональные – у кого есть диплом ВГИКа, а любительские – у кого есть просто хорошая техника и талант?
Андрей Вилисов: Те, кто получает за свою работу деньги — это профессионалы. Мы тоже об этом постоянно спорим, обсуждаем, но как-то так сложилось. Понятно, кто профессионал, а кто любитель.
Мое личное наблюдение, что многие кинодеятели, которые живут в Перми, хотят развивать именно пермское кино. Все, кто не хотел, уже уехали. А те, кто остались, работают исключительно на местную индустрию.
— Эта грань до сих пор не стирается?
Андрей Вилисов: Есть некоторые любители, которые настырно себя ведут. Все про них говорят «ты профессионал», он говорит: «Нет, я любитель, и не называйте меня профессионалом». Хотя этот человек очень качественно делает хорошее кино, но при этом хочет оставаться любителем. В этом году не будет такого разделения, все фильмы будут в одном конкурсе. Мы постараемся сделать хорошее жюри, чтобы оценивали не только профессионалы кино…
— Склейку-монтаж.
Андрей Вилисов: …да, а люди, даже к кино отношения не имеющие. Посмотрим, что из этого выйдет.
— А как много желающих поучаствовать в этом конкурсе?
Андрей Вилисов: Завтра с утра заканчивается прием работ. 35 фильмов нам уже прислали, принесли. Я думаю, за сегодня, как обычно, в последний момент, принесут еще.
— Но ведь это все равно немаленькое количество, даже если 20. Кто все эти люди? Они могут себе сегодня позволить приобрести дорогостоящую технику?
Андрей Вилисов: Сейчас кино можно снимать на телефон, есть даже конкурсы, которые принимают только такие фильмы. У нас нет ограничений, на что снято. Только одно – чтобы нам в DVD-формате сдали, и все. А все остальное – творите, что хотите, как хотите, будем смотреть. У Рашида Давлетшина сейчас курс в институте культуры, очень много студентов у него занимается в университете, факультатив, по-моему. Естественно, очень много людей, которые нигде не учились. Наверное, их даже больше. Но просто живут кино, снимают кино, кто-то из них помогал нам в наших проектах, предыдущем проекте. Просто самореализовываются и показывают.
— А о чем сегодня снимают свои фильмы пермяки?
Андрей Вилисов: О себе, о любви.
Елена Растянис: Социалки, кстати, очень много.
Андрей Вилисов: Больше социальная какая-то тема, да. Но что будет в этом году, мы еще не знаем.
— Когда вы встречаетесь на просмотрах фильмов, сделанных силами пермяков, со стороны нас же, зрителей, земляков вы чаще встречаете скепсис либо наоборот – примем все, что нами сделано?
Андрей Вилисов: По-разному. В основном, конечно, положительно относятся. Но если плохое кино, и при этом говорят «Ой, как классно» — это тоже, наверное, неправильно.
Еще одна вещь – у нас с 11 ноября запускается киноклуб «Свое кино». Раньше он объединял кинолюбителей Перми и Пермского края. Два года вообще никак не собирались, но с ноября в киносалоне «Премьер», раз в месяц, второй понедельник месяца, всех приглашаем.
— Там будут смотреть какие-то уникальные фильмы?
Андрей Вилисов: Программа всегда была такая – мы обязательно смотрели, кто что снял, и обязательно смотрели что-то качественное, профессиональное, классику, и все обсуждали. Либо человек снимает и показывает своим друзьям: «Да, классно». Либо ему те же любители могут навалять так, что…
— Такое количество событий в киноиндустрии Прикамья происходит – премьеры за премьерами, фильмы, мастерские, курс набран. Вам комфортно сегодня работать в Перми?
Елена Растянис: Мое личное наблюдение, что многие кинодеятели, которые живут в Перми, хотят развивать именно пермское кино. Все, кто не хотел, уже практически уехали. А те, кто остались, работают исключительно на местную индустрию.
— Из чувства патритотизма либо у нас тут свободная ниша?
Андрей Вилисов: Не знаю, мне нравится кино в Перми снимать.
— А нам пусть нравится смотреть ваше кино.
Андрей Вилисов: Надеемся, что оно у нас такое и получается.