НЕВСКОЕ ВРЕМЯ: В приоритете – человеческие истории — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

НЕВСКОЕ ВРЕМЯ: В приоритете – человеческие истории


Культура

В приоритете – человеческие истории

19 августа 06:18

Чёрно-белая семейная драма «Сын», залихватская комедия о внутрисемейных отношениях «Мама дарагая» и фильм-дебют «Пациенты» о молодой супружеской паре, сделанный на стыке комедии и драмы, – главные призёры 22-го фестиваля «Окно в Европу», который завершился в Выборге.

Выбор Выборга – это оценки профессионального жюри и зрительское голосование. Кинематографисты во главе с продюсером Игорем Толстуновым отдали Гран-при «Золотая ладья» фильму «Сын» 35-летнего Арсения Гончукова.

Чтобы спасти тяжелобольную мать и отвезти её на лечение в Германию, Андрей старается собрать деньги, не гнушаясь и торговлей наркотиками: других возможностей у него нет. Когда мать внезапно умирает, сын чувствует страшную пустоту и вину. И пытается найти контакт с разрушенной давно семьёй: сёстрами, у которых своя жизнь, отцом, бросившим мать, чтобы не мучиться рядом с ней. Чёрно-белое пространство фильма полно физически ощутимой безысходности и тотального чувства одиночества и вместе с тем не погружает зрителей во тьму.

Драматург Елена Гремина, автор сценария картины о Чехове и его братьях «Братья Че» режиссёра Михаила Угарова, показанной в Выборге вне конкурса, так отозвалась о фильме-победителе:

– Почему-то к «Сыну» уже приклеилось, что это мрачное и безнадёжное кино. На самом деле всё наоборот. «Сын» – это фильм про любовь, преданность, верность. Герой, которого замечательно сыграл Алексей Черных, не может смириться с неизлечимой болезнью матери и посвящает свою жизнь тому, чтобы отвоевать её, немощную, у болезни и смерти. Про такое кино невозможно сказать, что оно мрачное и без надежды. Мы видим, столько преданности к матери, выкинутой из жизни, неизлечимо больной, столько борьбы за неё. Причём это чистая сыновняя любовь, в которой герой идёт до конца.

Арсений Гончуков из тех редчайших у нас независимых режиссёров, кто делает своё кино абсолютно самостоятельно, на свой страх и риск, не имея почти никакого бюджета и не дожидаясь господдержки. Два года назад он написал для себя «Личный манифест режиссёра». И следует этим правилам: «Единственный вариант, выход, способ, путь – несмотря ни на что, продолжать снимать кино, пусть самому и на свои. И не ждать. Не надеяться. Заниматься делом. И не идти на компромиссы со своей профессией».

Бескомпромиссность творчества, честность человека и художника по праву удостоились Гран-при в Выборге. Высокое качество фильма привлекло внимание международных фестивалей. 23 августа состоится премьера «Сына» на МКФ в Монреале.

Спецприз жюри «За актуальное прочтение классики» получил режиссёр Владимир Котт. Действие горьковской пьесы «На дне» он перенёс на типичную городскую свалку. Причём искать натуру пришлось в Минске: там свалок всего две и нет коррупции. По кассовому чеку за 30 тысяч рублей кинематографистов туда пустили. Котт собрал выдающийся актёрский ансамбль – Сергей Сосновский (Сатин), Михаил Ефремов (Артист), Олег Васильков (Васька Пепел), Евгения Добровольская (Василиса). Но главная неожиданность – Лука. Вместо привычного театрального старца его играет 14-летний подросток.

Лучшим дебютом стали «Пациенты» Эллы Омельченко. Забавная и, главное, не пустая история о молодых супругах, доверяющих свои личные проблемы священнику и психоаналитику. Муж и жена ждут и жаждут руководства своей судьбой, а истина в том, что никто за тебя ничего не решит.

Конкурс «Выборгский счёт», определяющий симпатии зрителей, назвал своего фаворита. Им оказалась феерически смешная комедия Ярослава Чеважевского «Мама дарагая», в которой чрезмерно заботливую и хлопотливую еврейскую мамочку, ежеминутно и настырно опекающую взрослого сына, с блеском сыграла Ксения Раппопорт. Так уж вышло, что в своей последней роли появилась здесь Марина Голуб, и фильм посвящён её памяти.

С привкусом комедии экранизировал «Весёлые похороны» Людмилы Улицкой режиссёр Ефим Грибов. Из Петербурга в Америку он уехал много лет назад и в 2006 году начал там работу над фильмом. Завершить её смог только сейчас. Семён Стругачёв в роли Алика, обаятельного и влюбчивого художника, умеющего жить на полную катушку и умирающего от внезапной болезни, превзошёл сам себя. Он великолепен в трудном жанре трагикомедии, а это нечасто бывает. Случись эта премьера восемь лет назад, возможно, Стругачёву предлагали бы сейчас не только комедийные роли. Жаль, что жюри не поддержало призом фестивальный успех фильма, но будем надеяться, что в прокате он появится.

Зато по праву отмечен актёрский ансамбль чёрной комедии Ильи Демичева «Зимы не будет» о несостоявшемся конце света. Никита Ефремов, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Колтаков, Ксения Раппопорт (ещё одна мастерски сыгранная роль!), Александр Самойленко наслаждаются абсурдистскими ситуациями, точными диалогами, их захватывает игра и радость передаётся зрителям.

Лидерство комедий в предпочтениях зрителей не отменяет их интереса к простым, человечным историям, где в героях с лёгкостью можно узнать самих себя. Приз за лучший сценарий и третье место в «Выборгском счёте» получили «9 дней и одно утро» Веры Сторожевой. Провинциальная Россия, представленная в фильме Ростовом Великим, поражает красотой и достоинством.

Впервые за историю фестиваля «Окно в Европу» сразу после премьеры в Выборге прошла премьера фестивального фильма в приграничном финском городе Котка. Продюсер Стас Ершов, который проводит музыкальный фестиваль «В сторону Выборга», в будущем году планирует там показать уже несколько фильмов из программы «Окна в Европу». У каждого окна две стороны – внутри и снаружи. Так что есть смысл двигаться в сторону Выборга и со стороны России, и из Финляндии.

Ольга Галицкая, киновед, из Выборга