Bloodsexcult: «Район Тьмы»: «Кризис». Рецензия — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Bloodsexcult: «Район Тьмы»: «Кризис». Рецензия



BLOODSEXCULT.ORG: В разгар кризиса бизнесменам приходится туго: даже семейный ужин то и дело прерывают звонки. И жена не слишком-то этому рада….

Режиссер: Арсений Гончуков

В ролях: Олег Харитонов, Елена Торяник, Роман Евдокимов

По второй серии уже можно отметить характерные приемы и стратегии, которые, похоже, намерен использовать Арсений Гончуков в своем сериале. И, как обычно, при их обсуждении не обойтись без спойлеров.

Забавно, кстати, что авторская аннотация снова несколько лукавит: я бы не назвал семью героя благополучной.

Как и в прошлой серии, все начинается с бытового разговора, в котором нарастает напряжение — так, что с самого начала ясно — без насилия здесь не обойдется. Более того, сам сюжет — опять-таки, как и в прошлый раз — довольно приземленный, напоминающий едва ли не уголовную хронику из «желтой» газеты, но само по себе это никак не недостаток: режиссер делает акцент не на событиях как таковых, а на психологических реакциях своих персонажей. Собственно, примерно тот же источник и в похожем ключе, насколько я понимаю, разрабатывал так нелюбимый мною Достоевский. Еще одно важное сходство: то, что в истории, которую рассказывает Гончуков, снова есть лакуны, создающие свободу для интерпретации.

Обратите внимании: мы видим семейный обед, причем, даже услышав звонок, мужчина не слишком обрадовался — и взглядом попросил разрешения у жены. Она — наоборот, практически сразу начала звереть от происходящего, причем актриса отчетливо, рассчитано пережимая, передает нарастание эмоций своего персонажа. Здесь и возникает лакуна: на тот момент мы не знаем, насколько часто повторяется такая ситуация, не знаем, насколько важен этот звонок — может быть, у ее гнева есть основания, а может быть — наоборот, сейчас решаются довольно важные вопросы. Впрочем, взрыв, который через некоторые время демонстрирует жена, меняет акценты: манипулируя мужем, она уводит ребенка из-за стола, по сути, оставляя дочь голодной из-за своих разборок. Само по себе это дает понять, что она из себя, вероятнее всего представляет: бездельничающая и капризная от скуки женщина, которой нравятся деньги мужа, но не то, что он вынужден ради них вкалывать. В конце концов, если тебя настолько все не устраивает, насколько можно предположить по ненавидящим взглядам — в наше время развод не наказуем. Любопытно сыгран и ее муж: у него, по понятным причинам, разнообразнее палитра эмоций, на него давят сразу с двух сторон и тут видна и усталость, и напряжение, и подавленные эмоции. Обратите внимание и на то, насколько по-разному он разговаривает по телефону, показывая разные уровни отношения с собеседниками. Тут и явный разговор с начальством, и, если я не ошибаюсь, попытки уломать более-менее равного по положению и, вероятно, разговор с подчиненным. При этом как раз Олег Харитонов, играющий эту роль, никогда не «пережимает», не подчеркивает и не утрирует эмоций своего героя: у них с женой явно разные режиссерские задания.

При этом семейная ссора оказывается только первой частью истории. Вторая половина серии, рассказ о столкновении с подростками, в котором насилие и напряжение как раз и находит выход, работает на принципиально ином поле. В каком-то смысле, под определенным углом зрения, ее можно воспринять как… мрачную, по последней моде, супергероику с явно провокационной «постановкой проблемы». Чем, собственно, наш герой, который выходит приструнить не дающих спать окружающим подростков, принципиально отличается от того же Сорвиголовы или Карателя? Масштабом правонарушения против которого он выступает? Когда ваши соседи в очередной раз решат расслабиться, за несколько часов до вашего подъема на утреннюю смену — пересмотрите серию и подумайте, так ли невинны орущие под окнами бездельники. Да, убийство в состоянии аффекта, которое нам показали, с точки зрения закона — явное преступление, с точки зрения морали — как минимум, перегиб, но… Вы считаете, что вот это малолетнее чмо пошло на встречу взрослому мужику, который пытался их урезонить, чтобы дать ему пощечину и на том разойтись? Или он напоролся на то, за что боролся — пусть и сильнее, чем ожидал? Пересмотрите эту сцену: в какой-то момент возникает впечатление, что малолетние шакалы готовы бросится всей толпой — и тогда мужику бы точно не поздоровилось. Ну да, в наше время так реагировать не принято, но это уже другой разговор. К тому же, если вы считаете, что в реальной жизни подобного не случается — то вы редко читаете криминальную хронику.

Ну и самое прекрасное, на мой взгляд, это финал… Возвращение в супружескую постель, спокойный и ласковый настрой мужа… Ну да, напряжение сброшено, помеха отдыху убрана, мир временно пришел в равновесие.

Словом, серия получилась удачной, здесь есть, что рассмотреть повнимательнее, есть, над чем подумать. И еще — возможно, это мой личный глюк, но в некоторых кадрах, особенно, ближе к финалу серии, Олег Харитонов внешне до смешного напоминает Питера Капальди в роли Доктора Кто

http://www.dark-area.ru/bloodsexcult-org-rajon-tmy-krizis/