Один мужчина окликнул другого темной ночью… У него горе, и он решил посидеть и выпить с первым встречным…
Режиссер: Арсений Гончуков
В ролях: Михаил Фатеев, Антон Морозов, Сергей Былинский
Как обычно, в обзоре содержится некоторое количество СПОЙЛЕРОВ, а потому рекомендую прочесть его после просмотра эпизода.
Очередная серия русского веб-сериала, подозреваю, вызовет больше всего вопросов у нового зрителя. Слишком простым выглядит сюжет, на первый взгляд, слишком недосказанным. Вся сложность серии, как мне показалось, в том, что здесь важно не что, а как.
Во-первых, если вы видели предыдущие серии цикла, то вы уже привыкли к тому, что перед нами — не детектив, где важно получить ответы на вопросы, выяснить досконально все повороты истории — перед нами, скорее, мгновенная зарисовка, в которой угол, с которого снимает камера, или то, как падает свет — полноправный компонент истории. Не говоря уж о том, что лакуны, оставленные в сюжете в расчете на размышление после просмотра — часть осознанной стратегии. Ответы вам не давались раньше и не будут даны теперь.
В данной серии, как мне показалось, важнее всего именно то, как рассказана эта история: обратите внимание, как нам показывают главного героя. Он выглядит зловеще, нависает над зрителем — чаще всего так снимают маньяков в триллерах, уже от самой работы камеры ты подсознательно ждешь того, что этот герой и его поступки окажутся страшны.
А во-вторых — и тут мои комплименты актеру, который сыграл главную роль — он интересно играет на чисто физическом уровне. Обратите внимание, как герой разговаривает с собутыльником на лавке: слова выходят с трудом, он буквально выдавливает их, но этот эффект возникает не за счет одной только интонации, а за счет напряжения всего тела, игры на физическом уровне — что, на мой взгляд, у русских актеров встречается не так часто, как хотелось бы. Но, кстати, интонации тоже хороши: здесь напрочь нет переигрывания, театрального подчеркивания страстей, что изобразить всегда проще, но в кадре это работает хуже. Словом, отлично сыграно. Снимался в этой роли, кстати, Михаил Фатеев, в фильмографии которого есть неплохой отечественный триллер «Метро».
За счет этого сочетания — того, как нам показывают персонажа и того напряжения, которое он передает своей игрой, и возникает уникальная атмосфера эпизода: вроде бы, в кадре не происходит ничего особенного и нет оснований ждать взрыва… Но потом он все-таки случается.
Истолковать финал можно по-разному, он намеренно оставлен открытым для интерпретаций: можно, к примеру, решить, что герой таки нашел преступника, пусть и совершенно случайно — и покарал его. Но, как мне кажется, вероятнее то, что он случайно зацепился взглядом за другого пьяного водителя — и убил его, так сказать, превентивно. А потом, не без жалости, завалил и своего нового знакомца, просто как свидетеля.
Вся предыдущая манера показа этого персонажа, вся атмосфера серии и ведет к подобной кульминации, в которой мы подсознательно воспринимаем героя не как конкретного, живого человека, а как некую силу, почти мистическую, схожую, скорее, с героями наиболее мрачных комиксов (того же «Ворона», например), но вписанного при этом в нашу с вами реальность. Именно в этом эффекте и есть, на мой взгляд, суть истории, а вовсе не в ответе «убийца — дворецкий».