DARKER: «Район тьмы»: От бытового криминала к прокурору-каннибалу
«Район тьмы»… Пиратские DVD этого отечественного сериала с гордой надписью «Весь первый сезон» были обнаружены в продаже, когда последняя серия этого сезона еще только монтировалась. При этом, сам сериал распространялся бесплатно, его всегда можно было посмотреть в Сети, но даже это не остановило медиа-флибустьеров. Говорят, спрос был неплохой. Скорее всего, это первый подобный случай в истории отечественных сериалов. Режиссер Арсений Гончуков, кстати, отнесся к происходящему довольно добродушно: по его словам, он даже подарил пиратской точке постер сериала. И пираты его на своей точке беззастенчиво повесили! Для пущей рекламы.
Каким бы ни было будущее этого проекта, свое место в истории он заслужил хотя бы потому, что ничего подобного ранее в нашей стране не было и ничего подобного уже никогда не будет. Слишком во многих смыслах этот веб-сериал и его команда оказались первыми.
Судите сами: многие ли простые зрители чуть больше года назад знали, что такое веб-сериал и с чем его едят? А сейчас уже на серьезных, профессиональных площадках ведется обсуждение этого «странного зверя», говорят о необходимости развивать подобный вид контента и пытаются запустить другие Интернет-сериалы. При этом, зачастую ссылаются именно на детище Арсения Гончукова.
Сам Гончуков до этого снял четыре полнометражных фильма, которые с успехом были показаны на кинофестивалях, в том числе, международных, и вдруг… решил заняться сериалом, да еще в «непрестижном» жанре хоррора и триллера. Более того, бюджета не было, все актеры, включая профессиональных и известных, снимались в «Районе тьмы» бесплатно.
Сам по себе подход к работе ни в коем случае нельзя было назвать «любительским»: был запущен сайт, на котором выкладывались не только новые серии, но и материалы об их создании, публиковались и иные, тематически связанные с этим статьи. Словом, жизнь все это время кипела ключом. Но перейдем к самому сериалу.
Арсению Гончукову, видимо, недостаточно было взять новую, толком «не обжитую» в отечественном пространстве форму. Он постоянно экспериментировал. Технически «Район тьмы» – антология криминальных триллеров, в которой каждая серия – отдельный сюжет с неожиданным поворотом в финале. Но при этом, между всеми сериями сезона прошита плотная сеть перекличек: главные герои одной серии появляются в другой уже как эпизодические, то есть, могут просто пройти мимо, сказать пару слов… Но эти появления не просто интригуют зрителя и поставляют ему дополнительную пищу для размышлений – они еще и «уплотняют» драматургическую ткань, вызывая ощущение, что мы и вправду смотрим хронику некоего «района», общего для всех персонажей. А чтобы зритель не запутался, не пропустил каких-то деталей, на сайте сериала выкладывалась его «легенда» – схема всех перекрестных связей. Хотя, спору нет, самому обнаруживать подобные вещи всегда увлекательнее. Были и другие эксперименты с подачей: одна из серий основана на реальном уголовном деле, другая – стилизована под выпуск телепередачи, якобы не прошедшей цензуру.
Экспериментировали не только с подачей материала, но и с его жанровыми особенностями. В начале работы над сериалом подчеркивалось, что никакой мистики в нем не будет – не зря же подзаголовок гласит «Хроники повседневного зла»… В процессе это оказалось не совсем так: в одной из серий («Сука») события допускают мистическое истолкование, в другой («Принцесса») нам, по сути, прямо указывают на существование потусторонних сил. Впрочем, на всем протяжении сезона было заметно это движение – от «обычного» криминального триллера к чистейшему хоррору. И наблюдать за этим вальсом одного жанра вокруг другого, за их неторопливым движением навстречу друг другу – крайне интересно.
По сути, все началось еще в пилотной, нулевой серии «Дед Мороз»: как знает, наверное, любой поклонник хоррора, этот ходячий символ Нового года – не такой уж и редкий гость в фильмах ужасов: можно вспомнить как классический «Тихая ночь, смертельная ночь», так и сравнительно недавно нашумевший «Санта на продажу». Вот и в пилоте «Района Тьмы» совсем небольшой метраж, три персонажа – капризный, довольно неприятный мальчуган, его мама и приглашенный к нему Дед Мороз, который, похоже, окажется маньяком… Или, все-таки, нет?
Сам режиссер не раз говорил о своей любви к фильмам ужасов, называя среди любимых произведений, к примеру, «Техасскую резню бензопилой». На сайте «Района Тьмы» можно даже найти статью с режиссерским разбором одной из сцен ремейка. Наверное, уже поэтому неудивительно, что привкус хоррора, некоторые его характерные приемы заметны даже в первых сериях «Района тьмы». К примеру, в финале эпизода «Змеи» героя нам показывают в таком освещении и с такого ракурса, что становится ясно: перед нами монстр – то ли чудовище Франкенштейна, то ли и вовсе доктор Лектер. Но настоящий хоррор прорвался позднее, в последних трех эпизодах сезона.
Обратите внимание на серию «Принцесса»: ее первая половина – чистейший фильм ужасов, в котором режиссер виртуозно нагнетает атмосферу. Зрителю дают понять, что здесь происходит что-то неправильное, но до поры до времени не говорят, что именно: мы понимаем, что вот-вот будет ударная сцена, которая раскроет карты. И это ожидание нагнетает саспенс – и не сосчитать, наверное, в скольких классических фильмах жанра использовался схожий прием. Наступает кульминация, мы узнаем правду и… далее идет финал, вполне бытовая, в общем-то, сценка, но из нее-то мы однозначно узнаем, что у событий есть мистическая подоплека. Узнаете? Это же самая что ни на есть классическая схема хоррора: нагнетание напряжения (монстр вот-вот нападет), его разрешение (монстр оказывается повержен) и финальный намек на то, что монстр жив и готовится к новой атаке. Правда, «монстром» здесь служит привидение, само по себе вполне безобидное, но такой подход в рамках жанра тоже не раз был опробован. Виртуозность Гончукова-режиссера в том, что ты узнаешь эту схему далеко не с первого просмотра.
Еще один чистейший хоррор, сделанный вполне в русле современных тенденций жанра, – это серия «Правосудие» – та самая, стилизованная под телепередачу, не пропущенную цензурой. Да, это «мокьюментари», с которым киношники никак не наиграются, но на этот раз оно сделано с вполне «человеческим лицом»: даже там, где по сюжету мы видим любительскую съемку, «пьяный оператор» задействован не был. Да и само построение эпизода не самое простое: по всей серии щедро рассыпаны ловушки для зрительского восприятия. Для нас, любителей хоррора, интереснее, что здесь режиссер, впервые за весь сезон, разошелся не на шутку: вполне подробно и «вкусно» показана расправа над несколькими людьми, включая перерезание горла. Дальше по сюжету нас ждет сожжение трупов, пусть и представшее на экране без лишних подробностей, но все равно впечатлившее многих зрителей.
А ведь нас еще ждал финал… Тут Арсений Гончуков неожиданно снял черную комедию в ее лучшем виде – циничную, смешную, полную неожиданных поворотов. Самое интересное, что, по сути, это почти точное следование одному из самых известных подвидов жанра ужасов – фильмам о дикарях-людоедах, живущих где-то в современной глуши. «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза», «Поворот не туда» – полагаем, вы уловили суть. Типичный сюжет такого рода фильмов состоит из следующих элементов: наши с вами современники суются туда, куда, в общем-то, не стоило, после чего сталкиваются с людьми, которые видят в них ходячий источник дармовых протеинов и ничего более. Иногда герои даже успевают горестно удивиться такой постановке вопроса. В целом, серия «Навар» следует именно этой схеме, но с одним исключением: чаще всего в американских аналогах действуют люди невиновные: они могут быть неприятными, но ничего дурного не совершали, просто «не туда свернули». Здесь же нам с самого начала говорят, что герой – наемник, скорее всего – киллер. Более того, его самого этот звонок насторожил, он не хотел браться за дело, и все же жадность победила. Обратите внимание, что есть даже типичный для этого поджанра «момент перехода» – сцена, когда герой обнаруживает нужный дом и проникает в него. Строение действительно выглядит выходцем из другого, как минимум, не современного мира, и это в самом деле оказывается так. Ведь в нашем мире с крутыми профессионалами так не поступают, верно?
Так что поклоннику хоррора «Район тьмы» может показаться не просто интересным, но во многом еще и до уютности знакомым местом. Что совершенно не отменяет непредсказуемости того, куда свернет сюжет, или того, как использует режиссер, казалось бы, хорошо известные жанровые «правила игры». Что еще подкупает в его творении, так это то, что он любит многих своих персонажей и переживает за них. К примеру, в «легенде сериала» он не без доли злорадства отмечает, что убийца из первой серии позднее получил по заслугам, а его жертве дарит очень забавное и изящное камео в последней серии сезона.
На данный момент первый сезон сериала завершен и дальнейшая судьба проекта неизвестна, но есть подозрение, что с жанром хоррора Арсений Гончуков не расстанется. Один раз распробовав его и толком уловив то, как он работает, мало кто может расстаться с «ужастиками» – не слишком уважаемым пафосными критиками, но при этом одним из самых сложных жанров искусства.
https://darkermagazine.ru/page/rajon-tmy-ot-bytovogo-kriminala-k-prokuroru-kannibalu