РИА Федерал Пресс: «Спасение утопающих-дело рук самих утопающих» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

РИА Федерал Пресс: «Спасение утопающих-дело рук самих утопающих»



«Спасение утопающих-дело рук самих утопающих»

Полку российского независимого кино, на которое возлагают так много надежд критики, прибыло. Московский режиссер с нижегородскими корнями Арсений Гончуков представляет социальную драму «1210», снятую им в отрыве от крупных киностудий и инвесторов. При этом автор не только самостоятельно спродюсировал полный цикл продакшна, но и намерен организовать прокат фильма в России.

Гончукова еще долго будут сравнивать с Хлебниковым и Сигаревым, имея в виду возраст, а также с Лобаном и Каримовым, подразумевая способность делать кино на коленке. Картина «1210» была снята тридцатитрехлетним режиссером всего за 20 тысяч долларов (сумма, смешная даже для российского кинематографа). Вместе с тем, начиная со стилистики и заканчивая проблематикой, Гончуков гораздо ближе Балабанову: местами неровное, местами наивное, но вместе с этим предельно откровенное и напряженное повествование посвящено жизни ветерана афганской войны, который в годовщину гибели своего сына узнает о том, что его лишили надбавки за исполнение интернационального долга.

На протяжении часа экранного времени (хронометраж картины — 1 час 12 мин.) главный герой в потраченной временем куртке из кожезама пытается добиться правды в райсобесе, ссорится со жлобоватыми родственниками, плюется супом, вспоминая Афган, но чаще всего — страдает, проговаривая вслух не то для себя, не то для тени своего сына, появления которой никак не может дождаться, нехитрые житейские соображения, сводящиеся к максиме: «Пообещал — сделай». Гончуков с самого начала не плетет интриг из возможной развязки сюжета, честно предупреждая, что картина основана на реальных событиях. Но, несмотря на это, ее финал оглушает своей неожиданной очевидностью.

Арсений Гончуков — новое лицо в российском кинематографе, успевшее, тем не менее, скопить небезынтересный творческий багаж. Выпускник мастерской режиссуры игрового фильма Школы кино НИУ ВШЭ, Гончуков снял более десятка документальных картин для федеральных каналов, включая «Любовь на линии огня. Маршал Баграмян» и «Операция «Вайс». Как началась Вторая мировая». Его короткометражная работа «Последняя остановка» была отмечена на фестивалях West Virginia Mountaineer Short Film Festival, «Святая Анна», «Киноликбез» и «Зеленое яблоко». Осенью на Первом канале стартует проект Николая Хомерики «Синдром дракона», в котором Гончуков работал как второй режиссер.

Рассказывая о «1210», Гончуков всеми руками отмахивается от слова «уникальность». Очевидно, что для режиссера слишком близко кредо его героя, и на первом месте для него стояла все же потребность именно «сделать». Но проигнорировать того факта, что бюджет пострпродакшна картины был обеспечен сборами из интернета, когда деньги на цветокоррекцию и озвучку фильма присылали даже совершенно незнакомые Гончукову пользователи интернета, нельзя. Так же как и того, что, пожалуй, впервые в российской истории «самиздатовский» режиссер не только снимает фильм за свои деньги, но и организует его прокат по стране, минуя крупные дистрибьюторские сети. Начиная с октября, увидеть картину смогут зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и многих других городов России.

Ни в картине «1210», ни тем более в авторской траектории Гончукова нет даже намека на попытку морализаторствовать и выносить вердикт по тому или иному поводу. Вместе с тем, нельзя не отметить, как любопытно рифмуется история хоть и пожилого, но вполне еще крепкого ветерана, предоставленного самому себе, с историей режиссера, который в условиях абсолютной свободы, граничащей с безразличием, пытается снимать кино. В конечном итоге, никто никому ничего не должен, но думается, что если продюсерский центр Сергея Сельянова не выйдет на Гончукова в ближайший год, то в будущем это неслучившееся сотрудничество можно будет отнести одному из главных промахов Сергея Михайловича.

Юлия Зырянова