Horrorzone: Первый год на «Районе Тьмы» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Horrorzone: Первый год на «Районе Тьмы»



Первый год на «Районе Тьмы»

«Район Тьмы» Арсения Гончукова — явление уникальное во многих отношениях, во всяком случае, в России. Довольно известный режиссер, которого чаще всего записывают в представители «авторского кино» и «артхауса», автор нескольких фильмов, обласканных на фестивалях, вдруг заявляет: «Да ну вас, хочу снимать триллеры и ужасы». Причем слова с делом не расходятся: он запускает веб-сериал (зверь в России, кажется, не слишком известный до этого проекта) и умудряется без каких-либо спонсоров и финансирования за год снять десять серий, выкладывая их в интернет для бесплатного просмотра. При этом чем дальше, тем больше сериал мигрирует в сторону чистого хоррора – в последних эпизодах появляются даже элементы мистики. Что ж, под Новый год самое время – и для нас, зрителей, и для режиссера – подвести итоги первого года «Района Тьмы».

Обитатель сети всегда найдет себе интересное и важное занятие – котиков полайкать, например, — поэтому и эпизод в веб-сериале обычно продолжается не больше минут пятнадцати. В случае «Района Тьмы» — даже меньше: есть серии около восьми минут. Тем не менее Арсений Гончуков умудряется не только рассказать законченную историю, но и создать связи между отдельными сериями: фотография, стоящая в квартире персонажа, журнал у него в руках или прохожий на улице… Все эти детали образуют целую сеть перекличек и взаимных отсылок, которые позволяют сказать, что у сериала есть своя «вымышленная вселенная», свой внутренний сюжет, за развитием которого любопытно следить.

Уже в специальном выпуске «Дед Мороз» (так сказать, пилоте сериала) появились и первые намеки на будущие события, и структура, которая будет, в том или ином виде, встречаться во всех сериях. Сначала нам обрисовывают ситуацию, знакомят с персонажами – и, в момент кульминации, следует нечто неожиданное, переворачивающее всю историю с ног на голову. И на протяжении всего просмотра всегда очень интересно бывает гадать, куда же выведет историю режиссер.

Иногда – что вполне объяснимо для формата в десять минут – многие события нам не раскрываются до конца, не дается их предыстория, но, как подобное ни парадоксально, Арсений Гончуков и это заставляет работать на общий эффект. Иногда такие лакуны попросту побуждают зрителя задуматься, переводят историю из разряда частного случая – в общий. Так происходит в первой серии «Это – любовь»»: двое ссорятся, мужчина умоляет простить, женщина – презирает и отталкивает: чтобы расстаться с ним, она готова практически на все. Мы не знаем, как возникли эти отношения, не знаем, кто прав, а кто виноват и что вызвало подобное презрение и ярость. В результате вместо одной подробно рассказанной истории мы, так сказать, получаем сразу несколько. Попробуйте после просмотра «покрутить» события в голове, представить злодеем то одного персонажа, то другого. Попробуйте мысленно поменять местами жертву и преступника – и спросите сами себя: что изменится в этой истории и в вашем восприятии ее.

Еще одна интересная особенность сериала в том, что при всей любви режиссера к «Техасской резне бензопилой» и культовым французским «Мученицам», сюжеты в «Районе Тьмы» — вполне бытовые: вы могли бы прочесть подобные истории в разделе уголовной хроники – да и читали, наверняка, нечто подобное. К примеру, в серии «Кризис» мы становимся свидетелями того, как семейный обед то и дело прерывают звонки, что и приводит к скандалу. И снова – мы не знаем предыстории отношений героев, не знаем, есть ли среди них вообще правые и виноватые. Интереснее другое: показав нам семейную ссору, Арсений Гончуков показывает и тот выход, ту возможность сбросить напряжение, которую нашел мужчина – неожиданную, почти случайную и очень кровавую.

Также вполне бытовым стал сюжет серии «Змеи» — причем интригу автор сознательно выдал с самого начала: уже из анонса эпизода было понятно, что его темой стал инцест. Другой разговор, что главный интерес и напряжение серии совсем в другом – в той паутине недомолвок и намеков, которые выстраивает режиссер. Всеми средствами – от киноязыка до просто языка, которым говорят герои, Гончуков выстраивает историю так, чтобы зритель все время гадал: так знает мать о происходящем или нет. И именно в этом – ключевая особенность атмосферы серии и ее главный ужас. В этом смысле «Змеи» стали, кажется, эпизодом переломным: в сериале действительно стало возникать ощущение ужаса, но не бытового, «чернушного», а ужаса вполне себе мистического, инфернального. Так, практически не ощущается человеком герой серии «Месть» — с тем же успехом он мог бы быть некоей потусторонней силой, воплощением мести как таковой, а то и вовсе персонажем комикса. И снова построение истории используется вполне типичное для сериала, но на знакомый каркас натянуто новое, непредсказуемое для зрителя содержание. Эпизод начинается со вполне бытовой зарисовки: двое мужчин сидят поздно вечером на скамейке, выпивают, «говорят за жизнь» — и постепенно нарастает напряжение, но прорвется оно совсем не так, как полагает зритель.

Фото со съемок сериала. Кликаем на миниатюру и смотрим слайдшоу!

        

Интересно, что при всей мрачности затрагиваемых тем сериал таки не переходит черту откровенного натурализма, не показывает тех подробностей, которые вправе ожидать любители хоррора. Или, если уж нам что-то подобное показывают, то делают это, очень точно соблюдая дозировку. В уже упоминавшейся серии «Змеи», например, героиню истории об инцесте так и не показали толком обнаженной, хотя сюжет давал для этого все возможности. Так и в серии «Коллектор» одному из персонажей отрезают ухо – но при всей жесткости этой сцены никаких излишних подробностей и их смакования вы не найдете. Впрочем, если внимательно пересмотреть многие классические хорроры, включая оригинальную «Техасскую резню…» — вы удивитесь, как мало «подробностей» там на самом деле показано.

Впрочем, иногда в сериале просыпается и юмор – только очень мрачный. Эпизод «Сталин» запросто может восприниматься как комедия: ветеран НКВД с орденами во всю грудь в компании тетки-богомолки и байкера с иконами толкает речь, состоящую пополам из сталинистской и православной риторик. Смешно истерически, пока с ужасом не ловишь себя на мысли, что подобные типы могут жить в соседней квартире. И тут режиссер переворачивает ситуацию, показывая, что на самом деле происходило в первой части серии – и снова становится смешно, пока не понимаешь, что вся эта серия полностью выбила тебя из «сетки координат»: так за кем здесь правда? На чьей стороне режиссер? Что он вообще хотел сказать? И тут начинаешь испытывать крайне неуютное ощущение, понимая, что искать ответы на эти вопросы, похоже, придется самому. Тем же странноватым юмором может похвастать и эпизод «Извращенец»: все-таки клиент, который доводит проститутку до бешенства желанием поговорить – это нечто… И актриса великолепно отыграла эти эмоции – при всем налете абсурдности в этой сцене ее переживаниям веришь. И снова – вряд ли многие смогли вычислить, чем закончится история, но финал, примерно, как и в «Сталине», может одновременно разозлить людей прямо противоположных убеждений: не такой уж и простой фокус, если вдуматься.

Несмотря на то, что в начале работы над сезоном режиссер говорил, что никакой мистики не будет – она все-таки прорвалась: эпизод «Сука», по сути – история человека, угодившего за свои грехи в Чистилище. И да – можно, конечно, втиснуть события в рамки предсмертного бреда, но это только обеднит содержание серии. В последнем из вышедших на данный момент эпизоде «Принцесса» мистика приобрела еще большее значение: в начале серии мы видим события явно сверхъестественные, потом они получают вполне реалистическое объяснение, совершенно неожиданное для зрителя… И здесь Арсений Гончуков снова использует свою излюбленную структуру: деление серии на две части, которые явно контрастируют с друг другом. После истории о безумце и девочке мы получаем вполне бытовую, хотя и мрачную сцену… как раз из тех, о которых можно прочесть в газете: родители грубо обходятся с ребенком – бывает, не так ли? И тут же, в последних кадрах, резко, как удар под дых, мы получаем прямое подтверждение – мистические события первой половины не были бредом безумца. Ну, или, как минимум, не полностью…

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление: дело в том, что «Район Тьмы» изначально делается не просто как отдельный сериал, но как целая мультимедийная вселенная. Упомянутые ранее переклички между сериями не так-то легко отследить, иногда это довольно мелкие, но важные детали на заднем плане – но на сайте сделан специальный раздел «Легенда», в котором вся эта информация представлена в удобной графической форме. Более того: сам сериал выкладывается для бесплатного просмотра, но раздел «Магазин» на сайте все же есть – и там можно приобрести милейшие фанатские сувениры: от сумок и подушек с символикой сериала до таких уникальных экспонатов, как картина «Медуза-Горгона», висевшая в комнате героини эпизода «Змеи» или серебряного кольца и стальной фляги, принадлежавших герою серии «Коллектор». В этот же логический ряд вписывается и история работы над эпизодом «Нулевой».

Дело в том, что этим летом Арсений Гончуков проводил на природе учебный лагерь для тех, кто хочет понять, как вообще снимают кино – и поучаствовать в процессе. Но результатом стала не какая-нибудь «учебная работа», которую не увидит никто, кроме экзаменатора: «Нулевой», одна из серий «Района Тьмы» и есть та самая «учебная работа». По жесткости и психологическому конфликту, который в ней заложен, по качеству съемки – ничем не уступает любому другому эпизоду.

Возможно, в этом и заключается главный итог первого года «Района Тьмы»: странноватый эксперимент, по сути, уже превратился в полноценную франшизу – проскальзывала даже информация о комиксах по «Району Тьмы». Да и сам зигзаг судьбы этого сериала выглядит довольно любопытно: режиссер полнометражного кино, разуверившись в кинопрокате, начал снимать сериал для сети – с той же отдачей, таким же качеством актерской игры, сценария, да вообще всей работы – и даже в разрешении 4K. При этом работать над проектом оказалось настолько интересно, что актеры соглашались сниматься бесплатно – включая уже известных и востребованных профессионалов. А теперь этот веб-сериал то и дело берутся демонстрировать в кинотеатрах, в основном – в рамках тех или иных фестивалей, причем далеко не только в России. И Арсений Гончуков не собирается останавливаться на достигнутом, а значит, будущее «Района Тьмы» вполне может оказаться довольно светлым.

П.С. от редакции Зоны Ужасов: Все серии «Района Тьмы» вы можете посмотреть как на YouTube, так и в Зоне Ужасов на страничке сериала. Не забудьте также заглянуть на офсайт проекта.

 

https://horrorzone.ru/page/pervyj-god-na-rajone-tmy