ТВКИНОРАДИО: «Сегодня не снимать кино в формате 4K — уже как-то странно» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

ТВКИНОРАДИО: «Сегодня не снимать кино в формате 4K — уже как-то странно»



На съемках «Района тьмы» / Фото: Зураб Джавахадзе

Арсений Гончуков: «Думаю, четкое понимание жанра нашего сериала появится после того, как мы все снимем. Все-таки это не хоррор, не мистика, а драма с элементами триллера. «Триллер» — это некое общее понятие для фильмов, которые заставляют испытывать тревожные чувства. Мы будем пугать, делать страшно и неприятно. Мне очень близок нуар, он также найдет здесь свое отражение. И поэтому второе название, расшифровка «Района тьмы», звучит как «Хроники повседневного зла»».

Действие четвертой серии под названием «Змеи», на съемках которой мы оказались, происходит в загородном доме, который удалось заполучить благодаря личным возможностям продюсеров. Главные герои — шестнадцатилетняя девушка (Алина Байкей), её мать (Анжела Дмитриева) и отец-прокурор (Николай Сердцев). Сценарий серии написала Валерия Винс. Идею разрабатывали вместе Арсением. Основная тема — проблема насилия в семье. Режиссер подчеркивает ее социальную значимость.


Режиссер Арсений Гончуков (в центре) с актерами Анжелой Дмитриевой и Николаем Сердцевым​  / Фото: Зураб ДжавахадзеАрсений Гончуков: «Тема очень жесткая, непривычная, но, на мой взгляд, она крайне необходима для нашего общества. Глава семьи — силовик, прокурор, что тоже неспроста».Название диктует фактуру, поэтому в «Районе тьмы» действие часто происходит ночью в мрачных интерьерах без окон: подвалы, пещеры, чердаки и так далее. Но нам «не повезло». Сегодня снимается дневная сцена. Действие происходит в большой комнате-студии на первом этаже. Главные герои расположились за барной стойкой, между ними идет жесткий диалог. Оператор-постановщик объясняет, как в режиме ограниченного бюджета он выбирает осветительную технику.


На съемках «Района тьмы» / Фото: Зураб Джавахадзе
Василий Широкий: «У нас нет возможности подключиться к трехфазному току, а значит и возможности взять мощные приборы. Решил сделать еще одно «управляемое окно» в комнате, для этого по максимуму взял оборудование, которое можно подключить к обычным розеткам. Самый мощный прибор — 1200 Вт, который при запуске потребляет в два раза больше — 2400 Вт (для разогрева лампы), чуть больше, чем электрический чайник. Этот прибор светит в рамы, которые я поставил по принципу Book Lighting. Пересмотрел в интернете уроки, где разбиралась эта схема. Она дает общую заливку, еще одно «окно» вне кадра. Также я добавил свет на отца и мать октодомами (восьмигранные рассеиватели, — прим. tvkinoradio.ru), чтобы создать отдельные акценты. А на дочку на общем плане дал контровой свет».

На съемках «Района тьмы» / Фото: Зураб Джавахадзе

Во время съемок крупных планов главной героини гаснет один из октодомов. Поскольку его перезапуск требует немало времени, оператор поставил вместо него обычную LED-панель. Если что не так, качество изображения с Canon С-500 в формате 4K позволит выправить цвет на постпродакшне в DaVinci. Режиссер объясняет свои принципы работы с камерой и светом.

Арсений Гончуков: «У нас особая постановка света, которую мы делаем с учетом дальнейшей цветокоррекции. Есть определенные приемы, которые используются, чтобы подчеркнуть характер триллера, — съемка через занавеску, выбор нижнего ракурса. Часто используется слайдер для «наезда» и нагнетания эмоции. Мы работаем с тенями, полутенями, силуэтами, снимаем в контровом свете. Поскольку много темных кадров, используем Canon С-500, который для нашего проекта с хорошей скидкой предоставляет Rentaphoto. Сегодня это одна из самых мощных профессиональных камер, которая хорошо «видит» в темноте. Прежде чем ее выбрать, Василий проводил подробные тесты с Canon C-300, RED, Sony PXW-FS7».

Однако команда не зацикливается на одном Canon C-500 и подбирает камеры, исходя из художественного решения фильма и бюджета. В среднем стоимость съемки одной серии колеблется в районе 50 тысяч рублей (плюс столько же на постпродакшн). Но бывает так, что более дорогая камера для решения конкретной задачи оказывается эффективнее по соотношению цена/результат.

Василий Широкий: «Маленький бюджет заставляет по-другому смотреть на съемку. Иногда приходится выбирать — взять оборудование за 30 тысяч или за 15. В эти 15 пытаешься вложить максимум. Как получилось, например, с тизером «Самый неудачный пикник в истории». Мы нашли локацию, сделали пробы на BlackMagic. Но он выдал плохую картинку — неба вообще не было видно. Перед нами встал выбор — либо RED Epic, который по широте больше и вытянул бы небо, либо снять на BlackMagic и притащить кучу осветительного оборудования. Решили, что ради одной минуты лучше взять RED Epic».

Мы видим на площадке узнаваемые лица — многие работали в других сериях «Района тьмы» и еще раньше, в прошлых фильмах Гончукова. Среди них и звукорежиссер Михаил Барковский. Он считает, что в малобюджетном проекте дешевле сразу писать чистовой звук. И тут важную роль играют личные договоренности и связи.

Михаил Барковский: «Звуковое оборудование для съемок предоставила наша студия. Мы помогаем Гончукову на льготных условиях, так как вместе сделали все фильмы. В его первых проектах звук был черновой, а «Последнюю ночь» сняли с чистовым звуком. Всем понравилось, решили продолжать. Сложность в том, чтобы на площадке было тихо не только по людям, но и технически. Скажем, если проехал трактор, то делаем новый дубль. Сегодня у нас довольно спокойная локация, мы на закрытой территории, поэтому особых проблем не было. Обычно снимаем в городе, а там звук очень сложно вытянуть. В идеале было бы лучше работать с ассистентом, но так как у нас DIY-кино (малобюджетное, – прим tvkinoradio.ru), решили, что я справлюсь один и дам достаточное качество звука для этой истории».

Смена локации. Актеры ушли, но оборудование еще не собрано, и у оператора возникает идея снять «наезд» на главную героиню при помощи настольной тележки. Гончуков отказывается, поскольку незапланированный кадр выбивается из графика, а за один день надо отснять 8-10 минут готового видео. Режиссер рубит творческий порыв оператора на корню.

Новая точка – тесное помещение, в котором оператор должен построить световую схему. Комната находится на втором этаже, за окном есть козырек, который можно использовать. Осветители разместили там прибор в 1200 Вт, а в самой комнате поставили Kino Flo. На окно повесили «фрост», сделанный из ткани (light grid). По словам оператора, в отличие от обычных пленочных фильтров, такой «фрост» не издает лишних звуков при движении воздуха, что важно при записи синхронного звука.

Дальше по сценарию – «постельная» сцена. Работа с актрисами в этом случае должна быть особенно тонкой и каждый раз возникают новые нюансы.

Арсений Гончуков: «Это не первая сцена с обнажением героини, которую я снимаю. Актрисы по-разному реагируют на такие задачи. Одна пошла переодеваться и вернулась на площадку абсолютно голая. Подошла ко мне с серьезным лицом, начала что-то спрашивать. Группа на некоторое время впала в ступор. Другая долго думала, в итоге не разделась, а потом жалела: «Я такая молодая, у меня была возможность показать в кадре свое прекрасное тело, а я этого не сделала». Была известная актриса, которая отказалась обнажаться, потому что у нее дочь, и она не хотела, чтобы семья увидела ее в таком виде.

Со своей стороны я всегда максимально честен с артистами, чтобы не было сюрпризов. Подобные сцены мы всегда обговариваем заранее, обсуждаем белье, цвет, что именно будет в кадре, и так далее».Для съемок этого эпизода почти всей группе пришлось покинуть комнату с актерами и оператором и собраться вокруг плэйбека, за которым сидит и фокус-пуллер с радиофокусом. Кстати, ни у кого не было раскадровок при том, что многие планы сложно выстроены. Гончуков считает, что раскадровки нужны в первых фильмах, а потом они начинают вредить, закрепощать, загонять в рамки. А все соображения по съемкам заранее оговорены режиссером и оператором и отражены в режиссерском сценарии. Более того, оператор, как оказалось, заучивает сценарий наравне с актерами.

Василий Широкий: «Самое важное — делать домашние задания. Я стараюсь прочитать сценарий не меньше 10 раз, вызубрить. Если в сцене есть переброски по актерам или по фокусу, то нужно заучить текст так же, как и актеры, чтобы помнить, когда чья реплика и где какие кадры. Помимо этого еще общаешься с режиссером, присутствуешь на пробах с актерами, разговариваешь с художником, смотришь на локации, потому что от них многое зависит в малобюджетном кино. Иногда хорошие локации полфильма делают».

Одна из главных особенностей проекта «Район тьмы» заключается в том, что все серии и тизеры снимаются, а затем публикуются в YouTube в формате 4K. По словам режиссера, это другой уровень визуализации, который позволяет увидеть мельчайшие детали и мотивирует команду лучше работать над качеством картинки.

Арсений Гончуков: «Разница между обычным HD и 4K огромная. Она видна невооруженным глазом, когда выбираешь в YouTube настройки качества «4K». А вот по ТВ такого не увидишь. Телеканалы из-за старых приемников вынуждены сжимать любое изображение до низкого разрешения. А в интернете большинство может посмотреть фильм с высокой детализацией, увидеть дым, какие-то шероховатости лица. Мы не знаем, сколько людей посмотрело наши тизеры именно в 4K. YouTube не предоставляет такую статистику, но операторы и профессиональные сообщества уже поделились своими отзывами. Сегодня не делать кино в формате 4K — уже как-то странно. Мы не в 2011 году, когда было модно снимать на Mark II».

Работа в 4K приводит к сложностям на постпродакшне, так как исходники одной 8-10 минутной серии весят 2 ТБ. Другой немаловажный вопрос всего проекта — монетизация труда, и он пока не решен. Однако эти и прочие сложности не останавливают команду.

Старт интернет-сериала уже назначен. После долгих раздумий и колебаний из уже отснятых был выбран «правильный» премьерный эпизод. 29 февраля состоится его презентация, и он будет выложен на YouTube.