ТАСС: «О плохом снимут без нас: как в Хабаровске учат снимать кино без денег, но с оптимизмом». «Район тьмы» покажут в Хабаровске — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

ТАСС: «О плохом снимут без нас: как в Хабаровске учат снимать кино без денег, но с оптимизмом». «Район тьмы» покажут в Хабаровске



«О плохом снимут без нас»: как в Хабаровске учат снимать кино без денег, но с оптимизмом

27 июля, 17:26

Началась подготовка к фестивалю авторского кино «Точка возврата». Его организаторы хотят доказать сразу несколько тезисов: снимать хорошее кино можно и без денег, а жить можно и в Хабаровске

Арсений Гончуков

© ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский

ХАБАРОВСК, 27 июля /Корр. ТАСС Сергей Мингазов/. Известный российский режиссер безбюджетного авторского кино Арсений Гончуков станет специальным членом жюри хабаровского фестиваля любительских игровых кинофильмов «Точка возврата — 2016». Об этом ТАСС сообщила продюсер фестиваля Алла Джан-Ша.

Арсений снимает фильмы, в которых актеры играют без вознаграждения, камеры берет у приятелей, в общем обходится без денег, но создает картины, которые берут награды на российских и международных фестивалях

Участие в работе фестиваля именно этого режиссера, который снимает авторское безбюджетное кино как в «коротком метре», так и в полнометражном формате, крайне необходимо хабаровским авторам игровых короткометражек, которые обучаются искусству сценаристов, режиссуре, навыкам операторов и актерской игре прямо в ходе подготовки своих картин, отметила Джан-Ша.

«Арсений снимает фильмы, в которых актеры играют без вознаграждения, камеры берет у приятелей, в общем обходится без денег, но создает картины, которые берут награды на российских и международных фестивалях», — добавляет главный редактор фестиваля Роман Овсейчук.

Вернуть город себе и вернуться

В активе у Романа работа в хабаровских печатных и телеСМИ с 16 лет, почти пятилетка, отданная работе на телевидении в Москве, у Аллы — руководство театральной студией, организация кавээновского движения в Хабаровском крае и многолетний труд на хабаровские телеканалы в качестве главного человека в продюсерской компании «Профи».

«Мы этот фестиваль придумали с нуля, нас всего было раз, два и обчелся», — рассказывает Алла. По ее словам, желание поработать на себя родилось из многолетней работы на заказ. А идеей фестиваля стало желание рассказать и показать то, что считает важным сам автор фильма, а не его заказчик.

Первая «Точка возврата» прошла в Хабаровске в 2015 году, ее темой стало возвращение в город тех, кто из него уехал, и выбор города в качестве места жительства теми, кто в него приехал. Целый ряд участников получили по 50 тысяч рублей на компенсацию затрат по съемкам фильма, а выиграла Гран-при команда, которая работала за идею, а не за компенсацию

«Фестиваль неслучайно получил такое название — «Точка возврата». Мы считаем, что жить в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке — это сознательный выбор взрослых людей. Среди тех, кто здесь живет, многие хотели уехать и даже уезжали, но вернулись. Мы за такой выбор, но без лишнего пафоса», — отметила продюсер фестиваля. ​

Первая «Точка возврата» прошла в Хабаровске в 2015 году, ее темой стало возвращение в город тех, кто из него уехал, и выбор города в качестве места жительства теми, кто в него приехал. Тогда на фестиваль заявилось 13 команд-участников, до финала дошли 5 фильмов. Гран-при «Точки возврата — 2015» составил 20 тысяч рублей, при этом целый ряд участников получили по 50 тысяч рублей на компенсацию затрат по съемкам фильма, а выиграла Гран-при как раз та команда, которая работала за идею, а не за компенсацию.

Истории, которые произошли в Хабаровске

«Мы только по окончании фестиваля поняли, что сделали это как-то неправильно», — говорит главред фестиваля Роман. В этом году схема будет иная: 4 команды, которые выберет оргкомитет, смогут претендовать на 20 тысяч рублей компенсации затрат на съемки, остальные будут снимать сами, без каких-либо вложений, рассказывает Джан-Ша. В качестве главного приза фестиваля — 50 тысяч рублей призовых, еще 30 — на все персональные номинации: за лучшую мужскую и женскую роль, операторскую работу.

«Заявочный период фестиваля уже начался. Заявки подали более 40 команд, но впереди еще несколько этапов отбора. Многие снимутся с дистанции сами, кто-то просто использует подготовку для собственного обучения, а кто-то дойдет до конца. Думаю, максимум работ, которые увидят большой экран старейшего кинотеатра в Хабаровске «Совкино», — это 5-6 картин», — отмечает продюсер фестиваля.

Мы выбрали темой для «Точки возврата — 2» реальные истории людей, которые произошли в Хабаровске. Очень хочется, например, увидеть на экране, как Аркадий Гайдар в хабаровской «психушке» написал «Военную тайну» с ее Мальчишем-КибальчишемАлла Джан-Шапродюсер фестиваля «Точка возврата»

По словам Романа, многие команды сойдут уже при первом отсеивании: до 10 августа в оргкомитет надо сдать синопсисы (подробный пересказ фабулы) будущих фильмов. Но до 10 августа все потенциальные участники успеют пройти 4 обучающих мероприятия — на этой неделе они учатся составлять и оформлять синопсисы короткометражек, а 1 и 3 августа будут смотреть киносериал «Район тьмы» Арсения Гонучкова и общаться с членами жюри фестиваля.

А потом начнется сам съемочный процесс. Готовые работы должны оказаться у членов жюри. Фильмы-финалисты увидят большой экран 21 октября, тогда же состоится и награждение победителей.

«Мы выбрали темой для «Точки возврата — 2» реальные истории людей, которые произошли в Хабаровске. Очень хочется, например, увидеть на экране, как Аркадий Гайдар в хабаровской «психушке» написал «Военную тайну» с ее Мальчишем-Кибальчишем. Или какой-то яркий эпизод из жизни хабаровского барда и блюзмена Деда Матвея, он же не всегда был дедом, а был и просто Матвеем Журавлевым, — рассказывает Алла Джан-Ша. — Или пусть кто-то снимет историю любви казака-первопроходца к нашей нанайской девушке, амурской Покахонтас».

​Ей оппонирует Роман Овсейчук: «Реальные истории — это не обязательно история из прошлого. Фильмы, которые снимают фестивальные команды, могут и должны быть и про современную историю. Ведь те, кто будет смотреть их на YouTube лет через 30, будут их воспринимать как прошлое нашего города».

С дальневосточным замахом

«Всем участникам фестиваля есть что рассказать о своем выборе — жизни в Хабаровске, о причинах, по которым мы живем здесь. Почему Хабаровск? Почему здесь? Почему не нужно отсюда… Этими рассказами мы и формируем историю», — напоминает исходный посыл всех съемок директор Дальневосточного фестиваля «Точка возврата — 2017» Максим Поличка.

Нас за 25 лет уехало 22 процента с Дальнего Востока. Было 8,5 миллиона, а стало 6,2. Давайте снимать кино о том, почему классно жить на Дальнем Востоке, а как плохо здесь жить, снимут и без насМаксим Поличкадиректор фестиваля «Точка возврата — 2017»

Представитель Дальневосточного научного центра местного самоуправления, который сам себя называет «замполитом» фестиваля, отмечает: «Нас за 25 лет уехало 22 процента с Дальнего Востока. Было 8,5 миллиона, а стало 6,2. Давайте снимать кино о том, почему классно жить на Дальнем Востоке, а как плохо здесь жить, снимут и без нас!»

Вот тут-то и начинается уже другая реальная история, точнее — реальная история другого масштаба. Дальневосточного. «В этом году у нас начался новый этап — с сентября 2016 года мы начинаем подготовку к Дальневосточному фестивалю игрового любительского кино. Сам фестиваль пройдет в 2017 году как минимум в трех дальневосточных городах, включая Хабаровск», — рассказала Алла Джан-Ша корреспонденту ТАСС.

По ее словам, выход фестиваля на дальневосточный уровень стал возможен благодаря получению президентского гранта в сумме 2 млн рублей от Фонда «Перспектива», на который организаторы подали заявку в 2016 году. «Конечно, мы в лице Дальневосточного научного центра местного самоуправления во главе с директором фестиваля Максимом Поличкой подавали заявку на большую сумму и первоначально задумывали фестиваль в пяти городах ДФО. Теперь наши планы корректируем с учетом выигранных средств», — добавила она.

«Просишь 4 — дают 2, это нормальная грантовая история», — уточняет Максим Поличка. «До нас такого формата — игровое, любительское, короткометражное — фестивалей никто не делал. Поэтому из четырех заявок с Дальнего Востока грант получили только мы. А когда мы фестиваль проведем, они же нас не смогут уже оставить без финансирования?» — улыбаясь, спрашивает Алла Джан-Ша. «Это наш корм. Я потому в Хабаровск и вернулся из Москвы, что понял: мой корм здесь, а не там», — добавляет Роман Овсейчук.

В 2015 году грант в 250 тыс. рублей был выигран у мэрии Хабаровска, а до финала дошли пять любительских лент. В 2016 году мэрия смогла выделить на фестиваль лишь 150 тыс. рублей. На фестивале будут показаны 10-15-минутные художественные фильмы, основанные на реальных событиях.

Дальневосточный фестиваль придет только в те города региона, где у фестиваля будет партнер, способный организовать показ лент на большом экране и последующий их прокат на телеканале регионального значения. Полуфиналы Дальневосточного фестиваля пройдут в городах, которые присоединятся к нему, а финал в Хабаровске.​ «Фестиваль 2017 года — это совсем другой масштаб, но с той же тематикой. Дальний Восток для него — это и есть та точка возврата, вокруг которой закручиваются все сюжеты», — заключила Алла.

«Замполит» фестиваля следующего года Максим Поличка отметил, что хабаровский этап фестиваля — это отличный старт для тех, кто будет претендовать на Гран-при регионального фестиваля: «Я скажу, не для передачи в другие регионы, что Гран-при «Точки возврата» в 2017 году должен остаться в Хабаровске! Абсолютно убежден в этом».

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3490621