«Наши перспективы — весело повоевать и захватить новые территории»
Как снять тринадцать серий за год и собрать почти два миллиона просмотров на YouTube, рассказывает команда веб-сериала «Район тьмы», которая бесплатно отработала первый сезон — и готова приступать ко второму
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— В «Районе тьмы» я оказалась после 12 лет работы в совершенно иной сфере. Только окончила годовой курс в киношколе, сняла свой дипломный короткий метр, — и здесь полностью погрузилась в практическую сторону кинопроизводства. Изначально команда собралась на съемки нового полнометражного фильма. Мы ездили, искали натуру и локации. В один прекрасный день Гончуков объявил, что придумал новый проект. Интернет-сериал! Это был вызов. Полный метр снимается одним махом, дней двадцать, потом команда распускается. А здесь долгоиграющая история.Сначала у меня были свои проекты, не хотелось сильно от них отвлекаться, поэтому первое время я была на подхвате. В основном ездила с худпостом на закупки, готовила еду и варила режиссеру кофе. Для меня это было развлечением, пока перед шестой серией «Сталин» наш второй режиссер не объявила о своем уходе с проекта. Тогда на «Районе» появилась должность — исполнительный продюсер. Остался весь прежний функционал и добавилось планирование, логистика, составление смет, поиск и привлечение в команду людей на открытые позиции, поиск инвесторов. Мы начали организовывать открытые мероприятия, режиссер стал давать читать не только отобранные сценарии для съемок. В итоге «Район тьмы» меня поглотил, и все личные проекты приостановились.
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— В «Районе» подобрался такой коллектив, что только ради него стоило создать этот проект! Мы стали большой семьей. Поддерживаем друг друга и на личных проектах, и в жизни. Но сама суть нашего проекта лично мне сначала не была близка, жанр был неинтересен. Под конец сезона втянулась, начала понимать. В жизни я стараюсь избегать тем, поднятых в сериале, — бегаю от драм, ужасов и укрываюсь в комедиях, сатире. А тут приходилось вникать в сюжеты на 100%, разбирать сценарии, характеры героев, их действия. Серия «Принцесса» ударила по женской части группы так, что мы отказывались участвовать в съемках до тех пор, пока не разобрали героев для себя, не поняли, что это нужная тема и ее обязательно надо донести до зрителя!Собравшись все вместе, мы начали расти, развиваться в одном направлении. И проект, и люди. Повзрослели. Начали меняться. Каждый нашел свою нишу в штатном расписании «Района» и в кино в целом. Я поняла, что именно мне интересно, чем я буду заниматься с максимальной отдачей и удовольствием.
Во время работы приобрела навык снимать кино с минимальным бюджетом. Теперь хочу научиться снимать кино с бюджетом с шестью нулями. «Район тьмы» стал стартовой площадкой, мы еще не объявляли официально, но сейчас у нас уже есть в разработке проект с многомиллионным финансированием.
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Учиться надо всю жизнь, постоянно задавать вопросы. Мы с Арсением постоянно чему-то учимся и экспериментируем. Это интересно нам, а значит найдутся люди, которые разделяют наши интересы. В каждой серии я пытаюсь пробовать что-то новое как с художественной, так и с технической точки зрения. Тем не менее все эти эксперименты в первую очередь обусловлены сценарием и производственными задачами: мы анализируем рынок камер, света и другого оборудования, чтобы найти оптимальный вариант для воплощения той или иной идеи.За первый сезон мы поняли, что лучше ослабить нашу зависимость от техники и сделать больший акцент на самом фильме. Сейчас мы ищем возможности закрепить один комплект техники на сезон, который, конечно, может меняться.
В целом, я не иду на эксперимент, если не уверен, что материал в итоге получится качественный. Операторское мастерство находится на стыке ремесла и творчества. Если полностью уйти в одну сторону, может получиться брак или что-то слишком простое. Поэтому всегда приходится балансировать. Ремесленник постоянно все продумывает и перестраховывается, ищет запасные варианты, даже во время эксперимента.
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда мотивация людей зависит не от финансов, а от самого проекта, они работают лучше. К нам приходит много непрофессионалов: даже среди моих ассистентов есть люди, которые раньше фотографировали, но не снимали кино. Мы их приглашаем, и, если человек адекватный, он работает с нами — не за деньги, а за идею. Идея тут вполне определенная — одна серия в день.
Что же до советов, то главное здесь — энтузиазм. Надо гореть идеей и не забывать главный принцип: хорошо подготовился — хорошо снял.
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— За время существования проекта сильно прокачалась моя ответственность. Стараюсь, чтобы ребята могли на меня положиться. Развивается стрессоустойчивость, выносливость, умение оценивать риски и находить запасной вариант развития событий.
Что касается внутреннего развития проекта, то мы постоянно держим курс на оптимизацию подготовки и съемок. Каждый раз, после получения нового сценария, у меня возникает ощущение предстоящей битвы. У нас есть главнокомандующий, есть опытные вояки, есть новобранцы, есть те, кто не вернутся к нам после очередного сражения. Но главное то, что мы всегда побеждаем. Другой вопрос — какой кровью. После каждой съемки мы подводим итоги — что получилось, а где просчитались. И этот процесс бесконечный, потому что опыт подводных камней приобретается постоянно, конечной точки нет.
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Когда я в первый раз поступала во ВГИК, в работах других студентов наткнулась на Васю Широкого. До сих пор не помню почему, но тогда добавила его в закладки. Потом слышала о нем много хороших вещей от студентов. Поэтому была рада узнать, что удастся с ним поработать.И когда я посмотрела ролики «Как это снято» — бэкстейдж съемок, — привлекло то, как устроен сам процесс. В студенческом кино или на съемках коммерции далеко не такая атмосфера, так что интересно было познакомиться именно с этими конкретными товарищами.
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
а) ясное представление того, что вы хотите сотворить, и рациональное распределение имеющихся ресурсов,
б) любовь к тому, чем занимаешься, как бы банально это ни звучало,
в) слаженная работа команды и уважительное отношение друг к другу.Я встречаю людей, которые позволяют себе полнейшие дикости на безбюджетных проектах, могу им посоветовать именно вышеописанное. Прямо на лбу у себя прописать все эти вещи. К сожалению, бывает сложно найти подходящих людей для совместной творческой работы.
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— «Район тьмы» — сериал о тонкой грани человеческой души, о том, на что способен человек, который перешагнул эту грань. Наша работа отдаленно созвучна этой идее. Когда трудишься по 26 часов, бок о бок, учишься доверять людям, воспринимать их такими, какие они есть, ценить их. Иногда смены были очень тяжелыми: были срывы, обиды, форс-мажоры, — было все. Но мы научились поддерживать друг друга, не давать людям вокруг себя переходить некую грань. Когда ты готов в любой момент помочь и уверен, что рядом с тобой такие же люди, ты обретаешь гармонию внутри себя. Это не может не повлиять на человека — мы меняемся, мы становимся сильнее, увереннее в себе. Растем в профессиональном плане и не только.Я научилась понимать режиссера с полуслова, выполнять поставленные передо мной задачи, даже если они кажутся невыполнимыми. Проект дал мне способность моментально придумывать решение поставленной задачи. И чем больше ты узнаешь, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь, поэтому всегда есть чему учиться.
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Поскольку формат сериала — «созданный специально для сети» — новый, первый в России, и аналогов ему пока нет, я и все члены команды приобретаем бесценный опыт. Путем проб, ошибок, экспериментов. За рубежом веб-сериалы производятся в больших количествах, но в России о них ничего не знают. Поэтому мы все, по сути, единственные специалисты по производству интернет-сериалов в нашей стране. Я в этом убедилась, побывав на конференции myVideoDay 2017. Известные продюсеры говорили о веб-сериалах как о чем-то несуществующем. Они рассуждали «на ощупь», предполагали, высказывали догадки о том, что нам уже известно из процесса съемок.Представители крупных брендов на предложение разместить рекламу в нашем проекте откровенно признались, что подобный формат им неизвестен, они не имеют понятия, как это все будет работать.
Мы первопроходцы в этой области, и мы настолько вырвались вперед, что оглянувшись, обнаружили — за нами бездна, которую не скоро преодолеют наши последователи.
Тем не менее еще многому нужно учиться. Поскольку «в начале создания контента заложена идея, а в конце… продажи», мы должны в первую очередь монетизировать свой проект. Научиться на нем зарабатывать.
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— Доля интернет-контента растет. Это не значит, что не будет театров и телевидения. Это значит, что веб-проекты начинают создавать существенную конкуренцию привычным форматам, отвоевывают свое законное место.
Интернет-сериал более зависим от зрителей, чем, например, телесериал. В сети успех имеет реальное измерение — это лайки, просмотры, подписки. Зритель напрямую может общаться с создателем контента, что, с одной стороны, помогает понять, интересно ли людям то, что мы делаем. С другой стороны — накладывает большую ответственность. В интернете можно просматривать видео бесконечное количество раз, останавливать его в любой момент. Зритель разглядит фотографию Трампа на столе у главного героя серии «Навар» и обсудит куртку Нулевого из серии «Нулевой» в комментариях. Зритель, так или иначе, диктует направление сериала.
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Успех проекта «Район тьмы», вне всякого сомнения, в его создателе, вдохновителе, продюсере и режиссере Арсении Гончукове. Его безумных идеях, его фантастической работоспособности, его организаторских навыках, его таланте и обаянии.
Тем, кто решил попробовать себя в создании подобного интернет-проекта, могу дать только один совет: верьте в себя, верьте в свой проект. Тогда окружающие люди тоже поверят в вас и станут поддерживать и помогать.
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— В таких проектах не бывает нытиков и мечтателей, ждущих, пока какой-нибудь дядя сбросит с вертолета им на голову мешок денег для воплощения идей. Ты либо рожаешь ребенка и радуешься своему творению, либо ждешь, пока в России будет все как в США, у тебя будет работа получше и квартира побольше.
Людям, которые хотят запустить свой интернет-сериал, хотелось бы предложить — а давайте поборемся, поконкурируем! Запускайтесь уже наконец и сразитесь с нами! У кого будет больше зрителей, у кого круче серии, кто будет острее, кто правдивее. Сейчас мы совсем одни, и нам очень одиноко. Парочка конкурентов, дружеские спарринги — и труп российского кино сломает крышку гроба и вылезет из могилы, сверкая вампирскими клыками и улыбаясь.
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— Злободневная тематика сериала где-то шокирует, но не оставляет зрителей равнодушными. Сериал стабильно развивался на протяжении своего существования — и сейчас уже есть в разработке проект с многомиллионным финансированием.Второй сезон продолжает тематику, сменяя жанр хоррора на комедийный — и мне это очень нравится. А оценку дальнейших перспектив я доверяю нашему режиссеру.
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Когда вы присоединились к команде «Района тьмы»?
— Что вас привлекло в этом проекте?
— Как на вас повлиял «Район тьмы»? Как за это время изменились и вы, и сам проект? Чему вы научились?
— Как вы оцениваете перспективы сериала? В каком направлении вы бы развивали его дальше?
— В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху проектов, созданных на энтузиазме? Что вы можете посоветовать людям, собирающимся запустить нечто подобное?
— Нельзя разделять таким образом — с бюджетом или на энтузиазме. Без энтузиазма, но с бюджетом, получится то, что мы видим каждый день. Сейчас кино можно снять одному и на телефон — и оно может оказаться великим. Для этого нужны те же условия, что и для произведения в любом другом жанре: отличная идея и ясная схема ее воплощения.
«Нечто подобное» запускать не надо. Нельзя оглядываться ни на аудиторию, ни на мифический рынок или продюсеров. Все должно расти само собой, без искусственной поддержки. Если этого не происходит, то это повод задуматься. Делайте то, что действительно считаете нужным, а люди подтянутся под вас, причем очень быстро. Вы очень удивитесь, когда закрутится именно ваша идея, а не абстрактно коммерческая.