Год выхода: 2011
Автор сценария и режиссер-постановщик: Арсений Гончуков
Оператор-постановщик: Ульяна Лукьянченко
В главных ролях: Григорий Иванец, Давид Степанян, Никита Щетинин
Два молодых москвича и два кавказца, которые вытанцовывают лезгинку прямо во дворе жилого дома. Пустой ночной автобус, люди, возвращающиеся домой. Обычная жизнь. Но… вдруг все это оказывается взрывоопасной смесью, и чем все закончится — до последней минуты не знает ни зритель, ни главный герой.
Режиссер о фильме: «Короткометражный фильм длительностью 15 минут «Конечная остановка». До нее я снял чуть ли не сотню режиссерских этюдов и был самым продуктивным учеником в Школе кино при ВШЭ, где я учился у мастера Анны Фенченко, почти все этюды выложены на Ютубе и их там даже смотрят. Был также снят хулиганский и жутко трешовый фильм с кишками из колготок и с расчлененкой под названием «Бублик», после показа на курсе которого мне посоветовали лечиться, и который вы можете найти, а лучше не надо, кстати, «Бублик» выкладывали даже однажды на немецких БДСМ-сайтах. Еще у меня есть короткометражка «Ребенок», симпатичная и мистическая, где даже я сыграл, и многим она нравится, но «Конечная остановка» стала первым моим серьезным фильмом, фильмом с полной подготовкой, раскадровками, командой, бюджетом, это была моя дипломная работа в школе. Это драма, она была снята по моему сценарию в 2011 году, я потратил значительные по тем временам деньги, что-то около 150 тысяч рублей, и снимали мы это кино больше суток. На самую профессиональную технику, на какую только хватило денег (а остальное и очень многое взяли во ВГИКе на халяву).
Фильм «Конечная остановка» был снят на тему и по мотивам того, что тогда происходило в России, а точнее о том, что было на Манежной площади, это фильм про молодого скинхеда, фашиста, про то, как он однажды встретил в автобусе кавказца… И на конечной остановке открылись двери.
Острая тема дала о себе знать с самого начала. Я не раз и не два переписывал сценарий, работая над ним чуть ли не год, а когда представил его на суд своего мастера, Анна, прочитав сценарий, произнесла слова, которые я запомнил на всю жизнь, она сказала, снимай, конечно, Арсений, но чтобы упоминаний меня и моей мастерской в титрах не было, потому что я не хочу к этому иметь отношения. Сказать, что это стало для меня ударом, значит, не сказать ничего. Однако когда фильм был снят, оказалось, что я не очень корректно отразил в сценарии свою главную мысль и в фильме оказалось все иначе. Инцидент с мастером был исчерпан.
Мы снимали фильм больше суток, это был холодный январь, моя команда не получала денег, актеры, а они были профессионалы, снимались бесплатно, на улице был собачий холод, под конец бесконечной смены мы валились с ног, но в итоге выстояли. Самое кошмарное было в том, что почти весь фильм снимался на ходу в старом разваливающемся автобусе, который дымил и пах бензином, в котором нам устроили настоящую газовую камеру, и актеров всю ночь тошнило, но мы не могли открывать двери, потому что тогда бы насмерть замерзли от резкого холодного ветра, да и техника не смогла бы снимать. Весь фильм снимался на ходу, автобус бесконечно курсировал по Сокольникам, а вся группа могла находиться только в одной стороне автобуса и это было страшно неудобно, и потому почти сутки напролет мы не могли толком ни есть, ни ходить в туалет, ни снимать… В автобусе, я отлично это запомнил, опытный актер сказал мне под утро, мне, режиссеру-дебютанту, после всех мучительных дублей, знаешь, если ты из этого говна что-нибудь смонтируешь, то я очень-очень сильно удивлюсь… Прямым текстом. Хотя фильм уже был в моей голове и никто не понимал, что мы делаем, а я, простите, понимал все вплоть до последнего кадра. Впрочем, воодушевления и чистого, без преувеличения, героизма ребят было больше. Маленькие девчонки, которых вы увидите в кадре, уже засыпали на ходу, но играли и делали дубли до последнего, выдержали. А однажды под утро, когда меняли оптику и переставляли камеру, я обернулся назад и увидел, что вся моя группа спит вповалку, все, как один, при исполнении, спят! Приложу фото со съемок. Финальную сцену мы снимали на улице, но нам важно было снять ее «по темноте», но неумолимо надвигался рассвет, мы ничего не успевали, а еще на одну смену взять технику мне бы не позволили финансы, в общем, кино висело на волоске, но мы успели, в том числе благодаря актерам и моему оператору, тоже начинающему специалисту Ульяне. Фильм был снят, «Конечную остановку» мы досняли на конечной остановке, куда уже собирались на утренние автобусы первые пассажиры…
После того, как я смонтировал кино, я сделал презентацию, на которую пришли мои друзья, больше сотни человек, кто-то приехал специально из Питера, было бурное обсуждение, выступления, режиссер, снимающий кино сам, был тогда в диковинку, да еще и свое, авторское. Где-то есть в моем ВК фотоальбом этой встречи.
Ну а потом я начал рассылать фильм на фестивали. Я рассылал его и рассылал, мне помогала моя подруга с Украины Лена, мы заполняли заявки, рассылали их по всему миру, сами, без всяких агенств, без опыта, однако ответов не было, фильм не замечали, а меня попросту игнорировали (как все и всю жизнь, ахаха!). Этот продолжалось год и даже больше, фильм просто лежал никому ненужный. Да и фильм жесткий, неоднозначный, страшный, строго 21+, хотя это было еще то счастливое время, когда Россия не придумала ограничения. Но вдруг внезапно что-то произошло… Я до сих пор не знаю, что именно, но мы пробили стену и — фестивали буквально обрушились на мою голову. Фильм стали брать везде, всюду, на десятки фестивалей, показов, и сразу стали приглашать меня, рвать на части, устраивать авторские показы, с моим представлением фильма и дискуссиями, я засветился с этим фильмом на сотнях фестивалей по стране и миру… И тут же посыпались награды. Одна, вторая, третья, меня наградил в Доме кино сам Лунгин, пожав руку и вручив диплом, я получил награду а США, откуда прислали денежный приз. Это был настоящий триумф молодого только закончившего киношколу режиссера. «Конечная остановка» прогремела, я был счастлив, в первую очередь был горд перед своей командой и актерами, которые когда-то в меня поверили (а я был не пацан, я недавно приехал в Москву, похоронив карьеру в родном городе, где выстраивал ее 10 лет и добился многого, но уехал и начал все заново). В итоге фильм, 15-ти минутный мой первый фильм, получил шесть наград. Шесть наград, среди которых нет ни одной проходной.
Через пару лет после фестивалей я выложил наконец-то свой фильм на Ютуб и неожиданно через несколько недель увидел, что на нем более 100 000 просмотров… Это был шок. Я никак не раскручивал фильм, не продвигал, просто залил, чтобы посмотрели люди в интернете. Однако самое худшее начало происходить в комментариях, где начались бесконечные треды и баталии, там рубились армяне, азербайджанцы и… нацисты. И там, и в Вконтакте меня угрожали убить, казнить, найти, наказать. Мне пришлось выключить комментарии на Ютубе. Самое смешное было в том, что происходили одновременно два процесса… Фашисты со всех концов страны называли меня «белым режиссером», есть у них такие какие-то рейтинги, и включали меня в свои списки, писали в личку, братались со мной. И при этом фильм взял награду на крупнейшем фестивале в Армении «Золотой апельсин», армяне мне писали, спасибо, брат, спасибо тебе за такое кино, мы тебе так благодарны. Я не знал, что и думать. Да и до сих пор не знаю.
К слову, для фильма мы с моим художником Катей Лапыниной изготовили с дуру совершенно настоящий аутентичный реквизит, наделав в мастерской у Кати натурального оружия: заточки, цепи, какие-то жуткие удушающие штуки, и когда я задним умом вспомнил, как мы весело ехали с сумкой с этим адским реквизитом в метро, мне стало страшно. Но нам важна была документальность, дело Егора Свиридова было еще на слуху, и даже что означают у скинов белые шнурки мы изучили. Да, когда мы снимали драку, когда ставили наши трюки, а снимали мы в центре Москвы, так вот, мы посчитали, жители окрестных домов вызвали на место съемки восемь экипажей милиции. Слава богу у кого-то из нас была корочка ВГИКа, а у меня было удостоверение репортера из Останкино, и как-то отбивались, хотя разрешений на съемки у нас никаких не было. Кстати, когда вспоминаю съемки, всегда вспоминаю сыгравшего одну из ролей Азамата Салиева, это был единственный не актер, обычный парень с Кавказа, которого я где-то нашел случайно и который так проникся идеей фильма и так хотел сниматься, что вошел на съемке драки в раж и чуть не побил актера реально, ну и еще… В день съемки, которую мы не могли перенести, у него был важнейший вступительный экзамен в вуз, на который он не пошел, пожертвовав своей карьерой в пользу нашего фильма. Так бывает.
Что добавить? Я выпустил ДВД диски, которые сейчас вряд ли сохранились. На одном из постеров дизайнер над героями фильма нарисовал настоящую и очень красивую свастику, которую я не рискнул публиковать, хотя где-то в Яндексе, я посмотрел, этот альтернативный постер еще есть. Ну а на Ютубе фильм набрал уже под миллион просмотров. Хотя комментарии я так и не включил. Фотографии со съемок и с премьеры «Конечной остановки» здесь.»