Мартин Иден vs инстаграм блогер. Что Джек Лондон знал о хайпе (Лиterraтура № 147) – Арсений Гончуков

Подписывайтесь на мои новости — обещаю, что скучно не будет!

Арсений Гончуков 

Сайт режиссёра, писателя, поэта

Меню Закрыть

Мартин Иден vs инстаграм блогер. Что Джек Лондон знал о хайпе (Лиterraтура № 147)




Очень жаль, что выражение «книга меня перепахала» стало избитым и комичным, и говорить так уже моветон. Перепахала – это зрелищно и точно, и те, кто видел, как распахивают землю, поймут: серые сухие или черные жирные куски отваливаются от плуга, открывая плодородное нутро земли… Книг, которые могут вот так перепахать, в жизни человека не может быть много. Каждый раз это поистине событие.

Помню, как долго и сладко я болел книгой «Чапаев и пустота» Пелевина, к которому во всех остальных случаях отношусь скорее со снисходительной симпатией. Не забуду, как долго-долго ребенком болел похождениями Дон Кихота (недавно Антон Долин написал пост о том, как поразила его книга, как он открыл ее заново, и впечатления настолько сильны, что хоть садись, книгу пиши!) И начитавшись про Дульсинею Тобосскую (которую мы, конечно, называли Тобольской), я ходил по школе, искал ветряные мельницы и весь класс добродушно смеялся над моими клятвами верности к неведомой даме сердца.

«Мартин Иден» ошеломил меня. Который день суетливой быстротекущей жизни я мысленно перелистываю страницы романа, словно не желая прощаться с Мартином, отпускать его, улыбчивого и мускулистого, в архивы памяти. Безусловно, я призываю всех и каждого, кто еще вдруг не, познакомиться с книгой. А я должен добавить, что эффект оказался неожиданным – она задела чем-то большим, нежели мог бы эмоциональный и в совершенстве владеющий мастерством Джек Лондон. Важнейшие мотивы произведения настолько хорошо совпали с некоторыми соображениями о современных явлениях и процессах, что потребовали срочной фиксации. Всегда, кстати, забавно думать «Если бы Лондон знал! Если бы только знал, где пригодится…»
Например, если бы я писал какую-то очень модную аннотацию для молодежного или женского журнала, я мог бы написать про «Мартина Идена»:
«Как сделать карьеру, если твоя девушка в тебя не верит?»
«Как воспитать в себе железную мотивацию? Пошаговое руководство».
«Как добиться своего, когда весь мир против тебя? Советы бывалого».
Или другие вариации, ведь роман удивительно хорошо подойдет тем, кто меняет профессию после сорока. Таких людей сегодня много, и им «Мартина Идена» с его гимном фанатичному упорству стремления к делу жизни, читать в обязательном порядке…

«Мартин Иден» и правда идеальное пособие и иллюстрация, как идти до конца, как биться и отстаивать свои идеалы, как верить и преодолевать трудности, когда не то что мир, но даже единственная любовь не верит в тебя ни на грош… Кстати, вы, современные люди, можете подобное представить? Хорошо, добиваться цели, карьеры, преодолевая нищету, голод, расстояния, ночуя на скамейках в Москве, потому что последнее собеседование закончилось рано, а поезд в Нижнекамск только утром… Добиваться цели многие и сегодня не разучились, особенно молодые и дерзкие. А вот что делать с девушкой?

Представьте, что вы любите девушку, а она агрессивно и того почти не скрывая ни на йоту не верит в вас, в ваш талант, в успех ваших титанических усилий… Пиши вы книги, программируй вы игры, или сражаясь за место старшего менеджера в Газпроме, без разницы. Ваша любимая в вас не верит, делает губки бантиком и откровенно в глаза говорит, что вы – бездарь. И заняты не тем, чем надо. А? Каково?

Моя версия, что в 99% случаев такая пара в современном мире разошлась бы, а парень в ужасе сбежал бы от такой пассии. Ну, помучался бы, если любит. Но все равно уйдет. Сегодня подобные терпеливые отношения – нонсенс. И даже семья не станет помехой: случись такое жесткое расхождение жизненных целей в молодом браке, дело кончится неминуемым разводом.

Зато в тебя верит соседка. Да, соседка в романе оказывается единственным человеком, который нерушимо верит в одинокий подвиг героя, не сестра, не коллеги, не любимые и не родители любимой, а безграмотная прачка, сдающая Мартину комнату – по-настоящему верит в него и в вере своей не сдается. Прекрасный символ жизни, согревший меня, читателя. Ведь действительно, родственники и друзья могут тебя не понимать, зато случайный человек, оказавшийся рядом и искренне поверивший, способен изменить твою судьбу.

Еще точнее в современность попадает кульминационный мотив главного героя книги. Когда добившись успеха, Мартин плутает в финальной части романа, без конца повторяя недоуменную фразу «моя работа была уже сделана», «моя работа была уже сделана», «моя работа была уже сделана»… Он раздавлен, почти уничтожен осознанием, что годы его трудов ничего не значили, как ничего не значили годами отвергаемые произведения, возвращавшиеся из журналов по двадцать раз, для чего на последние деньги в ущерб самому необходимому молодой писатель покупал марки… И вот эти самые рассказы, никому ненужная гора рукописей под столом вдруг стала жизненно необходима тем же самым журналам, которые умоляют прислать хоть что-нибудь, дерутся за каждую строчку, валяются у него в ногах…

Все свои произведения Мартин Иден пишет за несколько лет писательской молодости (кстати, это еще и роман о творчестве во время любви и бесплодии после нее), но затем приходит, наконец, успех (случайный!), и Мартин не пишет ни строчки, но уже написанное расходится по всему миру, делая его знаменитым и несметно богатым. Однако вместо того, чтобы вкушать жизнь во всем доступном богачу многообразии, Мартин буквально сходит с ума.

Почему так? Потому что его успех случаен. И то, что сегодня сводит с ума весь мир, написано давно, но было никому не нужно… Как так? Почему? Ведь он голодал, погибал, молил о помощи, о признании, а все написанное валялось под столом и сгинуло бы навеки… А теперь вы объявили его величайшим гением! Отвергнув все это по двадцать раз, сегодня вы внимаете каждой строчке… Еще несколько месяцев назад вам было жалко умирающему от голода молодому писателю тарелки супа, а теперь он не может отбиться от приглашений на обед судей и сенаторов… И все это — случайность. Случайность. А я не изменился! Я все тот же! Моя работа была уже сделана! — кричит и заходится в молчаливом крике Мартин Иден.

Неразрешимые вопросы сломали могучего Мартина. Он не выдержал, он погиб. Что его погубило?

Безусловно, это роман о несправедливости. Об отсутствии правды и справедливости в законах жизни и человеческого общества. Мартин так и не смог поверить: гений он или бездарность – это зависит от случайности, от сиюминутных треволнений черни, не более того… Не в силах принять подобные правила, Мартин Иден удавил себя собственными руками.

Как можно истолковать то, что случилось с Мартином Иденом? И тут современный человек из начала XXI века ответит – Мартин Иден просто – хайпанул.
Словил хайп, да.

Обрел быструю популярность. Популярность огромную, внезапную, незаслуженную…
Роман «Мартин Иден» настолько про нас с вами и про наше время, что сначала не верится, а потом, обалдев, понимаешь, что по Джеку Лондону можно изучать инстаграм!
Именно сегодня, в наше время, люди подобно Мартину Идену в один миг обретают несметные капиталы социального одобрения. Когда обычная девочка за один вечер получает миллион подписчиков. Когда не самый умный блогер собирает за неделю несколько миллионов поклонников. Когда удачный клип ноунеймов из провинции начинает хайпить и набирает десятки миллионов просмотров. Когда вокруг нас в медиапространстве десятки тех, кого вдруг начинают превозносить миллионы людей, но сами предметы обожания с Ютуба или из Инстаграма ничем, ни единым словом, ни единой клеткой своего бренного существа не заслужили подобной славы. Она – случайна.
Нет, я не против, я без негодования, это смотрелось бы слишком по-стариковски. Таков наш информационный век и его феномены.

Мне просто забавно, что с Мартином Иденом случилось ровно то, что случилось с инстаблогершей @Маришей_88 из Балашихи, которая однажды утром проснулась и увидела, что из-за репоста Бузовой на ее инсту подписалось полтора ляма человек.

Разница между ними, правда, в том, что @Мариша_88 просто симпатичная девчонка, которая продает в пузырьках воду из собственной ванной, а герой Мартин Иден и правда обладал глубоким литературным талантом, которым его наделил создатель Джек Лондон. И вот как раз Иден, действительно талантливый человек, не выдержал случайной славы, не смог ее принять и вынести, и в итоге погиб. А нам, @Маришам_88, блогерам, современным людям, погибать не нужно. Нам норм.