Елена Сабинина — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Елена Сабинина



НЕ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
О фильме Арсения Гончукова «1210» (Тысяча двести десять)

Фильм «1210» — это один день жизни ветерана, участника афганской войны, Николая Ивановича Баранова (Роберт Вааб). Фильм начинается с того, что герой приходит в пенсионный фонд. Идет, чтобы отнести документы на перерасчет для получения ветеранской надбавки к пенсии. То, что происходит дальше, на протяжении всего фильма, можно легко подвести под формулу «бунт маленького человека». Если бы не одна деталь: Баранов – боевой офицер, бывший командир роты. А такой человек не может называться маленьким, как опрометчиво заявил режиссер в аннотации к фильму. Не смотря на то, что контуженный мозг Баранова не дает ветерану покоя и сна, взрываясь воспоминаниями афганских событий, да так, что дочь хочет отправить отца в «дурку», война Баранова непонятна никому. 150 бойцов было на его войне. Их-то он и отправил на задание, ставшее для них последним.

Отправил вместе с ним он и своего 18-ти летнего сына Юшку (Виктор Немец). Юшка в фильме — это еще одна галлюцинация героя. Сын появляется в видениях и молчит. «Если бы ты знал, что они с нами делают. Если бы ты знал…» — говорит отец, сидя перед фотокарточкой сына. Это студеный октябрьский день, 12-е число, как раз годовщина афганских событий и следовательно, день памяти. В присутствии домашних – дочери, зятя, внучки Николай Иванович переживает, в который раз, тот злосчастный бой: «Мы в такой перемес попали! А это суки… из фонда… сидят с жирными мордами… Мне 30 лет было, я инвалидом стал…» А дочь отвечает: « Мы понятия не имеем, что там, на твоей войне было!» Эта фраза становится роковой, но не только это… Часовая картина о жизни и смерти засасывает, как воронка. Неизвестный город становится героем фильма. Тягучие кадры, когда Баранов постоянно куда-то идет по погружающемуся в зиму городу, с графикой голых крон деревьев и остывающих водоемов. Автор с оператором играют с фактурами города: это застывшая, испаряющаяся, струящаяся вода различных городских водоемов. То стеклянная-заиндевевшая, то блестящая поверхность дорог. Мокрая, шершавая поверхность стен зданий — поистине брейгелевская картинка. Божий пейзаж помогает зрителю ощутить трагедийность, высокость происходящего на экране. И прием крупного плана героя, говорящего в камеру, то есть нам, все свои переживания, срабатывает мощно. Ты вовлечен, отвественен за эту историю. Выразительность, органичность Роберта Вааба не отпускает взгляда зрителя от его лица. И к концу фильма ты выучиваешь все морщинки, все эмоции, слезы, редкие улыбки, невероятно красивого в своей безысходности человека. За него не обидно, не стыдно. За него – гордо. Остальные персонажи лишены многомерности, гротескны. Но их реплики и диалоги коротки и точны. Ни одного лишнего слова Минималистичный музыкальный ряд цементирует фильм. Словно мерные капли фортепианные звуки проникают в сознание и постоянно держат тебя на вытяжке, на готовности сопереживания. Это первая полнометражная картина Арсения Гончукова, режиссера и сценариста. Она попадает интровенозно.