Валентина Корсар — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Валентина Корсар



Ещё в начале прошлого века благодаря Максиму Горькому мы узнали о том, что «человек – это звучит гордо!». Кто же знал, что столетием позже этот тезис придётся доказывать! Более того, придётся доказывать саму принадлежность к роду человеческому…

Ещё каких-то 20-30 лет назад антропоморфный робот казался нам некой диковинкой из мира фантастики, эдаким «ожившим» Электроником, а сейчас никого не удивишь высокотехнологичным официантом, портье или продавцом. Вспомнить хотя бы ту самую Дуняшу, которая обслуживает посетителей кафе при нижегородском колесе обозрения на Сенной площади. А искусственный интеллект? Он уже общается с нами в виде голосовых помощников, пишет научные работы и художественные тексты, создаёт изображения и, чего доброго, вскорости начнёт писать музыку. Фантасты, большие любители заглянуть в будущее, предлагают тысячу и один сценарий развития цифрового мира: от идилличных до апокалиптических. И вот недавно мне в руки попал один из подобных текстов – роман в новеллах «Доказательство человека» от Арсения Гончукова.

Интриговало уже само название. Обычно пытаются доказать существование Бога, а вот человека… Казалось бы, что здесь доказывать? Плоть и кровь, способность к эмоциям и нетривиальным поступкам – это ли не то, что присуще человеку, как и любому действительно живому существу? Первые строки романа показали, что мир может быть гораздо сложнее и удивительнее, чем нам кажется.

17 новелл переносят на сотни лет вперёд, когда человечество шагнуло не только в глубины космоса, но и освоило совершенно новую цифровую реальность. Идея повышения физических и интеллектуальных возможностей человека при помощи бустеров (чипов, имплантов, гаджетов) не нова, но в этом романе обрела совершенно иное звучание. Оцифрованное сознание, которое в любой момент можно поместить в специально выращенное тело, – воплощённая идея бессмертия. Да, но какой ценой…

С первых же строк мы оказываемся в эпицентре войны между «цифрой» и человеком. Нет, это не восстание машин, это война иного плана: бессмертные против смертных. И это не сбой программы, не чей-то злой умысел по захвату мира, а закономерный процесс развития технологий. Искусственный интеллект отходит на второй план по сравнению с возможностями «бессмертных».

Казалось бы, картинка рисуется совершенно не радостная, даже мрачная, но… Читая каждую из 17 новелл, ты видишь, как меняется человеческая сущность. Условное бессмертие порождает и некоторую вседозволенность: жестокие шутки, насилие над личностью, смену норм морали. Нет, мир не разделён на чёрное и белое, он многолик: и цифровым гражданам присуще благородство действий и помыслов, а живым – всё те же пороки, что и сейчас.

На мой взгляд, Арсений приглашает своего читателя к большому неспешному разговору о новой этике в мире высоких технологий и бесконечных возможностей и о неизбывном одиночестве человека, в каком бы формате он ни существовал. Хоть одиночество персонажей и не бросается в глаза столь явно, оно ощущается каждой клеточкой. И совершенно не важно, кто перед нами, – живой участник сопротивления или набор кодированных символов, обретший черты живого.

Читая роман, я совершила фатальную ошибку: «проглотила» его весь, сразу, буквально «запоем». А так нельзя, потому что каждая новелла заслуживает самого тщательного осмысления. В противном случае глубоко философский смысл этого текста безнадёжно испаряется, ускользает. Именно поэтому сейчас я читаю текст по второму кругу медленно и вдумчиво, чтобы прочувствовать все оттенки, заново попробовать его на вкус.

«Доказательство человека» – роман, который я бы рекомендовала прочесть каждому любителю хорошей научной фантастики и каждому представителю современной молодёжи. Последним это будет особенно полезно, дабы понять, что гаджеты гаджетами, но и человечности в новом мире должно найтись место.

P.S.: Надеюсь, что рано или поздно главы из этого романа будут опубликованы в рубрике «Любителям фантастики» журнала «Наука и жизнь», ведь они этого, несомненно, достойны.