Noname — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Noname



Прочитали с мальчишками духоподъёмную книгу Арсения Гончукова «Как снять кино без денег». Бальзам на сердце. Можно смело рекомендовать самой широкой аудитории, всем, кому «просто интересна жизнь», поскольку эта книга не только руководство по кинопроизводству, но и, можно сказать, декларация независимости. Независимости от гнёта внешних обстоятельств и требований, которые способны свести самореализацию любого человека к нулю.

Автор говорит вроде бы очевидные и совершенно здравые вещи, но их так долго никто не слышал, что воспринимаются они как что-то совершенно новое и революционное. Цитировать можно практически с любого места:

«Зарыть свой талант – преступление», «Почти без затрат, практически бесплатно можно снять – умный фильм, эмоциональный фильм, содержащий ваше авторское слово, вашу душу, сердце, ум и важное для вас лично содержание. … Для того чтобы рассказывать о важных вещах, не нужны спецэффекты»; «Верьте в идею, которая пришла к вам. Ведь, в конце концов, когда она пришла, она выбрала именно вас и не просто так!»; «если вы хотите работать в киноиндустрии, вам придется писать то, к чему душа не лежит и что откровенно противно»; «Очень легко сидеть дома перед телевизором (какой жуткий штамп!) и лелеять, и холить свою мечту и крепкую уверенность в том, что вы – самый талантливый. Пока вы сидите, эту иллюзию невозможно оспорить и опровергнуть, и вы действительно самый крутой и знающий все лучше всех. Но как только вы решились и сделали первые шаги на пути к цели, то эта уверенность может пошатнуться. Вы можете снять действительно плохое кино и потерять не только время и деньги, хуже того, потерять веру в себя и иллюзию собственного величия. Вот это ломает»; «задевает в фильме – посыл, месседж, его идея и его герой, его судьба – это трогает зрителя до глубины души. Качество фильма при этом никого не волнует»; «Суть режиссуры – любовь»; «Нет ничего хуже, когда режиссёр тащит в своё кино жён, любовниц, друзей, любовниц друзей» (это и в самом деле всегда выглядит как домашнее видео); «Когда съемок долго нет, начинаешь по ним скучать. Это сильный наркотик. Отсутствие съемок вызывает у киношников ломку. Хочется еще! Хочется еще… этого ужаса!»… «Когда на первом показе своего первого фильма я поднялся на сцену, позвал команду и взял в руки микрофон, я вдруг понял, что все мною задуманное и сделанное огромным трудом – делалось не для этого. Не для сцены, не для микрофона, не для показов. Признаюсь, у меня были иллюзии, хотелось славы и признания, но это быстро прошло. Настолько несоразмерны были затраты на фильм и все то, что я получал взамен. Ради чего все это было – я понял только через полтора часа на финальных титрах, когда зрители начали хлопать и аплодисменты долго не утихали». … Слава богу, нашёлся человек, который поставил все перевёрнутые понятия обратно с головы на ноги и в правильном порядке расставил главное и второстепенное, не путая паровоз с последним вагоном.

Повествование в книге очень драматично, на уровне книги в целом и каждой её отдельной главы, эмоционально и образно: «Мне казалось, что кино снимал другой, взятый где-то взаймы, человек».

И ещё один важный момент – автор часто повторяет слова: «Я бесконечно благодарен». Коллегам, зрителям, всем, кто оказал поддержку и помощь. Авторскую позицию определяют благодарность окружающим и максимальная требовательность к себе, что не может не располагать.

Если эту книгу прочитают подростки, им, возможно, будет несколько легче взрослеть, следуя призыву не прогибаться под изменчивый мир.