Арсений Гончуков: 10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Арсений Гончуков: 10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал



Арсений Гончуков: 10 правил для тех, кто хочет снять веб-сериал

Статья из книги «Как снять кино без денег»

Три года работая над первым в России профессиональным веб-сериалом «Район тьмы», постоянно размышляя над тем, что это за формат и бесконечно экспериментируя, я вывел для себя некоторые правила, которых необходимо придерживаться, если вы решили снимать свой собственный интернет-сериал. Особенно если у вас нет на это денег. Но очень хочется.

Полтора года назад я писал про будущее веб-сериалов подробную статью, но пришло время обновить наши знания.

Наши десять правил веб-сериалов можно было бы назвать «Принципы безбюджетного кинопроизводства». В них собран мой самый свежий и самый серьезный опыт. Ведь «Район тьмы» не просто сериал. Этот проект — попытка поставить безбюджетное кино на индустриальные рельсы постоянного производства. Это не разовое мероприятие, когда надо поднатужиться для короткометражки, наш проект снимается уже третий год.

До того, как снимать «Район тьмы», я снял несколько полнометражных работ, и все они были сняты без бюджета. Под бюджетом мы понимаем государственные деньги или деньги крупных инвесторов. Без бюджета — не значит, что денег нет совсем. Это значит, кино снимается на собственные деньги создателей и при помощи добрых друзей.

Эти правила — не догмат и не аксиома, скорее, это рекомендации. Эти правила субъективны, но все они по-настоящему выстраданы. Я постоянно наблюдаю, как вдохновленные примером «Района тьмы» (о чем говорят сами создатели, и это приятно) молодые режиссеры начинают писать и снимать собственные веб-сериалы. Это становится модным. И это здорово. Я надеюсь, не только наш пример, но и мои правила сильно помогут начинающим авторам.

Для начала определение веб-сериала. Что же это такое?

Веб-сериал (интернет-сериал, от англ. webseries) — это кино, которое снимается специально для интернета. Стоит подчеркнуть, что это художественное (игровое) кино, в отличие от многочисленных видеоблогов и комедийных скетчей. Веб-сериал — независимый от продюсеров, телестудий и дистрибьюторов кинопродукт, который продвигается и публикуется только в интернете. В настоящее время веб-сериал наиболее независимый формат в киноиндустрии.

Итак, правила:

1. Веб-сериал должен сниматься дешево и быстро.

В настоящее время это 1-3 смены на одну серию. Оптимальный хронометраж одной серии — проверенные временем и интернетом 10 минут.

Еще раз. Веб-сериал должен сниматься дешево. И быстро. С максимальной оптимизацией возможностей. Если вы будете снимать каждую серию по полгода, интернет вас не поймет. У него быстрый обмен веществ и если новые серии вашего сериала не выходят более месяца, то можно закрывать лавочку. Ваша скорость и бюджетная «легкость» — ваше преимущество.

Веб-сериал — это народное кино. Если хотите, это бульварный роман — pulp fiction. Если ближе к нам —  web fiction. Это не искусство, это развлечение. Дешево и быстро — не значит плохо. Ведь главное, чтобы было интересно.

Бюджет одной серии не должен превышать 150-ти тысяч рублей. В идеале, он должен быть менее 100 тысяч рублей. Проверено в общении с рекламодателями и при оценке их возможностей затрат на интернет-рекламу. Деньги — ищите. Не бойтесь снимать на свои. Нельзя страдать предрассудком, что «настоящие продюсеры не снимают на свои», это полная глупость. Во все времена, начиная с гаражей Apple, энтузиасты тратили свои кровные, чтобы начать свое дело. А для бизнесменов заложить квартиру или машину ради нового дела — обычная практика. Нельзя экономить на мечте, нельзя жадничать, когда речь идет о вашем будущем, о деле всей жизни, и возможно, очень прибыльном.

Ищите спонсоров, занимайтесь краудфандингом. Никогда не останавливайтесь. Кино может быть прибыльным.

2. Меньше пафоса.

Как можно меньше того, что называют «киношной картинкой». Не надо дорогих камер, оптики, кранов, тележек, стедикамов. Используйте в съемке как можно меньше кинематографических изысков. Отбросьте все это.

Помните, вы работаете не для кинотеатра, а для интернета. Будьте проще, и зритель к вам потянется. Сложнопостановочные сцены, слишком красивые кадры, вычурные ракурсы, гениально поставленный свет, напыщенная цветокоррекция — весь этот киношный апломб приведет к тому, что ваше кино только отпугнет зрителя. Чтобы насладиться мастерством великих творцов или посмотреть тонны великолепной графики, зритель сходит в кинотеатр. В интернете он хочет поесть, как дома: вкусно, дешево и сытно. Это интернет, а интернет — это личное пространство каждого. Не отпугивайте его своими амбициями. Не возводите между своим фильмом и зрителем стену. Ближе к людям! Нативнее. И еще раз — проще.

3. Всегда оставайтесь профессионалами.

Снимайте только профессиональных актеров. Не снимайте друзей и родственников. Это подкупает и ведет к компромиссам, а они губительны. Достоверность существования актера в кадре, работа с состояниями, с физикой, деталями. Мастерство, опыт и талант артиста —  это то, без чего кино не может существовать. И уж точно не может быть хорошим. Этим нельзя пренебрегать.

Нет правил без исключений. Друзья и родственники тоже могут быть хорошими актерами. Но если актер непрофессионал и нигде не учился, работайте с типажами. Подбирайте их максимально точно. Правильно подобранный актер не может быть плохим актером. И помните, непрофессиональных актеров снимать гораздо сложнее, чем профессионалов. Если вы к этому готовы, вперед!

Помните, что вы всегда найдете команду, единомышленников, которые пойдут за вами. Но только при одном условии — если вы будете сами верить в свое дело. Гореть им. И будете готовы отдать ему всего себя. Серьезно. Это не личностный тренинг. Это реальность. Люди пойдут за вами, только если они чувствуют, что вы готовы идти до конца. Не стесняйтесь, пишите объявления в соцсетях, ищите команду через друзей. Не бойтесь профессиональных сообществ. Там всегда найдутся люди, которые будут полыхать к вам ненавистью и упрекать за то, что вы ищете команду, которой не можете (!) платить гонорары. Не обращайте на них внимания. Все равно к вам придут только те, кто согласен на ваши условия. Все равно вам нужны только те, кто разделяет ваши взгляды и вашу реальность. А пока она такова. И точка.

4. Актеры и сценарий — это главное, что у вас есть.

Помните об этом. Это две вещи, которые составляют 90% качества вашего фильма. А отнюдь не техника, которой у вас нет. Ищите хорошие сценарии, как искали руду первые золотоискатели. Ищите всегда, бесконечно, изо всех сил, пока не найдете. Если есть малейшие сомнения в драматургии, переписывайте сценарий бесконечное количество раз. Не жалейте сил.

Переписывайте, пока от вас не отрекутся родственники. Давайте прочитать сценарий равнодушным к вам людям, и даже своим врагам. Именно они скажут вам правду. Вам будет больно, но вы исправите ошибки, и ваш фильм станет лучше.

5. Не пишите и не снимайте того, что вы не можете снять. 

Нет, никто не запрещает вам прописать в сценарии графику, съемки на Садовом кольце, с вертолета, подводные съемки, батальные сцены и гигантские взрывы. Можете писать. Вдруг ваш знакомый работает в компании, которая снимала Аватара, а у вашей девушки родной отец руководитель столичного ГИБДД? Но если всего этого нет, не пишите сцены, подразумевающие сложную графику, сложные объекты с дорогой арендой. Снимайте проще, снимайте по силам.

Помните, чтобы рассказать историю, не обязательно снимать дорого. Простая песенка, которую мама поет у кроватки своему ребенку, тоже история и трогает не меньше, чем большой и красивый фильм. А то и больше.

Да, кино — искусство зрелища. Но найдите способ, чтобы создание вашего зрелища было адекватно вашим возможностям. Если у вас нет денег, а есть хочется, вы же не остаетесь на диване мечтать об омарах, а идете в магазин и покупаете хлеб. В конце концов, величайшее чудо огня получается из трения всего лишь двух палочек.

6. Вкладывайтесь в маркетинг.

Вы можете снять гениальный фильм и положить его в лесу под кустик. И там его никто и никогда не найдет. Вы снимаете для интернета, а там столько всего, что шансов остаться незамеченным очень много.

Пишите про свои фильмы в соцсетях. Занимайтесь саморекламой! В сегодняшнем мире надо уметь себя подавать, и стесняться этого — самоубийственно. Как говорил один из героев Стивена Кинга, «сегодня каждый мерзавец умеет подать себя». Будьте этим мерзавцем! Продвигайте себя. В конце концов не реклама и не пиар решат исход битвы. Люди все равно будут оценивать не маркетинг, а продукт. Здесь все честно.

Что касается ваших серий, оставляйте немного денег на их раскрутку, не жалейте сил и средств. Если конечно ваш продукт стоит рекламы. Если нет, то переснимайте! В конце концов, реклама вам тоже может сказать правду о вашем детище. Вы рекламируете, а людям не интересно… Делайте выводы.

Реклама она как хороший смачный чих, без которого вирус гриппа не был бы так успешен! Сделайте хороший фильм, но не забудьте всем рассказать об этом.

7. Смотрите и читайте классику.

Больше черно-белого старого кино. Именно тогда титаны кинематографа снимали максимально просто, не имея сегодняшних безграничных технических возможностей: графики, грима, компактных камер и проч. Они работали, что называется, талантом, головой, руками. Они были невероятно изобретательными. И делали это лучше, чем делают сегодня. Не про классиков будет сказано, но однажды при подготовке очередной серии «Района тьмы» мой исполнительный продюсер воскликнул: «И правда что! Как только им (команде, художникам) говоришь, что денег нет, так они сразу начинают включать мозги!».

Читайте книги, потому что литература — это колосс, который стоит за маленьким, хотя и очень шустрым мальчиком, — кинематографом. Он вырос из литературы, и как все искусство, родился из слова. Вы смотрите много фильмов? Отлично. Но очень часто фильмы вторичны по отношению к книгам.

8. Совершенствуйте свое мастерство.

При отсутствии денег и крутой техники мастерство всегда выручит вас. Поверьте, можно снять захватывающую сцену на самую простую камеру. Но только при одном условии… Это надо уметь! Я не люблю расхожую фразу «кино сегодня можно снять на телефон», потому что вопрос не в телефоне, а в руке, которая его держит и направляет. Будьте мастерами, учитесь у великих мастеров. Королю саспенса Хичкоку хватало одной лишь камеры.

9. Не платите никому.

Если у вас нет денег на полноценное кинопроизводство, не платите актерам, сценаристам, команде. Мы живем в такое время, когда слава дороже денег. Звезды интернета, рэперы, видеоблогеры не берут денег за свои ролики и выступления. Зато когда их ролики и выступления делают их известными, они сполна компенсируют свои затраты на рекламе.

Если у вас нет денег, не платите никому. Но если у вас есть деньги и вы никому не платите, ну чтож… будьте вы прокляты! Плату за труд никто не отменял. Разве что в кино без бюджета… Но у нас выбор невелик — или снимать без денег или не снимать вообще. Извините, мы будем снимать.

И да, никогда не кичитесь тем, что вы не платите людям за работу. Помните, вы одалживаете у них их время, силы, труд. Вы их должник. Не забывайте, что вы их просите о помощи. Будьте благодарны. Всегда.

10. Помните, что вы находитесь в абсолютно экспериментальном поле.

Особенно если вы делаете свой веб-сериал в России. Потому еще вчера у нас не было ни одного веб-сериала и это формат будущего. Перед вами очень сложная задача. Мы все знаем, что такое кино. Это кинотеатр, прокат, телевидение, фестивали. Мы прекрасно знаем, что такое интернет. Это блоги, влоги, соцсети, мессенджеры. Но мы пока не знаем, что такое веб-сериал.

Поверьте, за рубежом тоже этого не знают. Но экспериментируют. Гораздо активнее, чем наша индустрия, которая только-только просыпается на тему web.

Одно ясно: в том виде, в котором кино существует в кинотеатре, оно не может существовать в интернете. В свое время идея интернет-телевидения так и погибла, не получив ни единого удачного воплощения. Хотя ей горели крупные телеканалы. Зато в полноценное ТВ превратился русский Ютьюб, где есть свои шоу, свои интервью, свои комики и свои новости. Копия телевидения.

С кино в интернете все тоже непросто. Но мы верим, что нам удастся найти некую особую форму, тип и способ производства, которые сделают художественное игровое кино в интернете чем-то новым и особенным. По сути это новый формат, на стыке кинематографа и интернета. И этот формат обязательно рано или поздно появится. И станет самостоятельным.

И наконец, главное. Если вы хотите снять свой веб-сериал, вам нужны две вещи:

  1. Снять первую серию.
  2. Снять весь сериал.

Талант и упорство неотделимые вещи.

Дерзайте!

Режиссер, сценарист, продюсер

Арсений Гончуков