KURSN.RU: Арсений Гончуков. Безбюджетное кино
Опубликовано: 13-04-2018 | Рубрика: Калейдоскоп
“Художник должен быть голодным”, — гласит расхожая народная мудрость. Может быть, но фильм без денег не снимешь — это сложный, многолюдный процесс. Однако есть умельцы, обходящиеся минимумом средств и без госучастия. Причем получается у них хорошо и отлично.
Наш сегодняшний собеседник — Арсений ГОНЧУКОВ, режиссер, сценарист, продюсер.
— С какого года снимаете кино? Как пришли к этой мысли?
— Снимаю с 2010 года, как только начал учиться в киношколе. Как пришел — интересный вопрос. Путь мой был извилист, конечно. Я выучился на филолога в Нижнем Новгороде. Затем долго работал на телевидении. Но всю жизнь писал, с детства. Стихи, прозу, пьесы. Мне показалось, что мой телевизионный опыт можно как-то соединить с творчеством. И хотя я быстро понял, что ТВ и кино похожи так же, как балет и черная металлургия, но было поздно. Кино очень быстро меня затянуло. Это великое искусство и счастливое занятие для человека. Мне нравится. Кажется, в кино, как нигде, задействованы все мои способности, таланты, амбиции.
— Вы известны как мастер безбюджетного кино — это принципиальная позиция или так получилось, и приходится действовать в предлагаемых обстоятельствах?
— Не скажу, что вот уж прямо принципиальная, но, безусловно, позиция. Она не связана с политикой или какими-то глупыми принципами. Просто мне захотелось снимать и при этом ничего и никого не ждать. Тысячи молодых режиссеров ждут, но так ничего и не получают. В нашей стране очень трудно снимать кино. Запросто можно покрыться плесенью, ожидая. Я не стал ждать и просить, стал снимать сам. И как видите, у меня получилось. И это уже удача, конечно. Мы сами создаем себе обстоятельства, а я первый в нашей стране поставил производство кино без бюджета на поток, первый начал снимать в таких масштабах.
— Сколько нужно денег на фильм, чтобы ни в чем себе не отказывать?
— Я думаю, речь может идти от сумм в несколько миллионов рублей до десятков и сотен миллионов рублей. Кино оно разное. Я снимал свои картины, отмеченные многими наградами на фестивалях, с бюджетами в 600 тысяч и 2 миллиона рублей, в общем, немного. Но там мы себе во многом отказывали. Сейчас я на подвиги не готов. И все же кино — это не всегда космические деньги.
— Сколько фильмов на сегодняшний день снято? Где был прокат? И о каких фестивальных наградах вы упомянули?
— Снято четыре полнометражных фильма, часть из них снималась в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. И сериал “Район тьмы”. Прокат был — ограниченный, или по системе “самокат”, когда фильмы прокатывал я сам как дистрибьютор. Фильм “Сын” прокатывала компания “Парадиз” и сеть кинотеатров “Пять звезд”. Фестивалей мои фильмы объехали более ста, среди которых Каннский, 77 Монреальский, “Chacun son Court”, “Ten Festiwal Kijow Warszawa” и многие другие. Мы получили порядка двадцати наград российских и международных фестивалей, от Москвы до Багдада, Индии, США, Франции и так далее. Я — лауреат сценарных и драматургических конкурсов “Любимовка”, “Личное дело”, публиковался в журналах “Современная драматургия”, “Искусство кино”, “Литературной газете” и др. В общем, как говорится, будет о чем с внуками побеседовать!
— Веб-сериал “Район тьмы”, похоже, стал культурным феноменом. Как это получилось, каковы слагаемые успеха? Продолжите в этом направлении?
— Мы сейчас делаем и выпускаем второй сезон нашего веб-сериала “Район тьмы”. После второго сезона пока решили остановиться, а там посмотрим. Слагаемые успеха все те же! Дерзость и ничего не бояться. Работать на зрителя и ради зрителя. В общем, немного безумия и полная самоотдача. Тогда все получится.
Меня зовут преподавать в две самые престижные киношколы в Москве, оффлайн. Идут переговоры. А я тут подумал: не набрать ли мне снова онлайн-курс по режиссуре? Я делал это примерно раз в год, успешно, и вот уже год не было. Курс будет новый, с новым опытом, в том числе по веб-сериалам, с практикой. Курс по режиссуре от режиссера с редким для его возраста объемом опыта и фильмографии. Он будет ярким, практическим и адекватно по рынку онлайн-киношкол — платным.
№13(2018) 33 | Константин БАРАНОВСКИЙ