Арсений Гончуков снял жесткое социальное кино и думает о комедии
Многие слышали, что есть такой режиссер Арсений Гончуков, который начинал в Нижнем Новгороде, а потом уехал в Москву. Иногда до малой родины режиссера даже долетали вести об очередном резонансном кинофильме. И вот — фестиваль веб-сериалов, на который приезжает Гончуков чуть ли не в статусе почетного гостя, и выясняется, что он, помимо всего прочего, снял первый в России успешный веб-сериал под названием «Район тьмы» и даже получил за это на фестивале специальную награду. Точнее, две награды.
Из чистого любопытства решила глянуть краем глаза, что это за «Район тьмы» такой… и просидела за компьютером с позднего вечера до рассвета, ойкая от сладкого ужаса. Едва начался рабочий день, я связалась с режиссером и срочно напросилась на интервью.
Страшилка по-честному
— В своих фильмах вы делаете то, на что, как бы это помягче выразиться, у многих известных режиссеров «кишка тонка». Совершенно не щадите зрительские нервы! Как это объяснить?
— Работа для Интернета снимает многие ограничения. Да и мне самому как автору не хотелось себя ни в чем ограничивать. До того как работать над веб-сериалом, я снял четыре полнометражных игровых фильма, которые показывали в кинотеатрах и по телевидению, и там я был скован форматом. Конечно, на YouTube тоже есть свои ограничения, там стоит маркировка 18+, но все же мы были в свободном творческом полете и самовыражались как хотели. Решили: раз уж делаем триллер, то делаем его честно.
— Создается ощущение, что нижегородские режиссеры все как один снимают кино про бандитов, и вы со своим социальным хоррором, «Районом тьмы», подтверждаете эту гипотезу. Что же у нас за город такой, который так заряжает режиссеров на криминал?
— Тут я с вами не соглашусь. Фильмы про бандитов, проституток и так далее — кошмарный штамп. О том, про что снимал Балабанов, сняты миллионы телесериалов. Но то, что происходит в сериале «Район тьмы», — это категорически другая стилистика, да и Нижним Новгородом это отнюдь не вдохновлено. Мой ориентир — не «Улицы разбитых фонарей», а классические зарубежные аналоги триллеров, сериалы Netflix и HBO, конечно же, «Черное зеркало», «Сумеречная зона», а из классики — «Альфред Хичкок представляет»… В «Районе тьмы» имеется очень жесткая, типично русская социальная составляющая, но это связано не с Нижним, а с тем, что я ощущаю себя русским режиссером, которому хочется вскрывать социальные проблемы общества и делать об этом кино.
Иногда люди произносят слово, от которого мне на стену хочется лезть — «чернуха», да еще и спрашивают: «Зачем про это снимать, если такого и в жизни полно», — да еще и говорят лицемерно и ханжески: «Фи, у тебя вот там ругаются матом, а вон там у тебя — ай-яй-яй — сцена секса!» Да, наш сериал жесткий, эмоциональный, он откровенный и честный в изображении пороков. Это необходимо для того, чтобы открывать зрителям глаза, для того, чтобы бодрить и трезвить общество. Сейчас снимают беззубое, беспомощное кино, где сплошной позитив и постоянное желание насмешить, в котором вырезано и дистиллировано все, что только можно. Но люди ведь не дураки и чувствуют «шляпу». А я не хочу никого беречь. Есть ведь и такое кино — авторское европейское и острое американское, где все максимально честно. Это кино вскрывает проблемы современной улицы, межличностные и глобальные социальные проблемы и не стесняется ничего. Мне кажется, очень важно снимать подобное кино в России.
Учиться и набивать шишки
— Сейчас все, кто ни попадя, снимают кино, надеясь выехать на «гениальности». Что вы можете сказать о необходимости образования?
— В любом деле важно быть мастером. Сейчас у меня есть своя мастерская режиссуры. И всем я говорю: идите учиться! Можно и ко мне! Читайте книжки! Снимайте свои первые фильмы!
В кино я пришел десять лет назад — мне было тридцать — с определенным багажом жизненного опыта. Полтора года учился в киношколе у мастеров из ВГИКа и ВКСР, которые занимаются кино всю жизнь. Плюс, конечно, сам много читал и смотрел. Были периоды, когда я смотрел около семисот фильмов в год, причем классику, экспериментальное кино, которое надо не просто посмотреть, но еще и переварить, впитать, проанализировать структуру и киноязык, операторскую и режиссерскую, актерскую работу. Все эти десять лет я держу себя в определенном киноконтексте, много смотрю, постоянно забочусь о том, чтобы думать про кино и ежедневно развиваться.
По поводу мастерства… Когда я учился в киношколе, я сделал сотни этюдов. Я просто ходил с камерой по улице и снимал, снимал, снимал. Я снял всех своих друзей и подруг, у меня образовалась гора учебных этюдов, которые я показывал в соцсетях. То есть было очень много практики, во время которой я набил неимоверное количество шишек. В этом, собственно, наш тернистый путь: почему плохо? Как сделать хорошо?
Словом, сама мысль о том, что в кино можно что-то делать, ничему предварительно не научившись, на мой
взгляд, крамольная и неправильная.
А где нижегородцы?
— На недавно прошедшем кинофестивале «Горький fest» не раз в дискуссиях поднимали вопрос, когда же наконец в Нижнем Новгороде будет развиваться свое, нижегородское кино, и президент фестиваля Михаил Пореченков неизменно ругал общественность за безынициативность. А вы как думаете, когда гордо поднимет голову наш, нижегородский кинематограф?
— В свою очередь хочу спросить: отчего на «Горький fest» не приглашают успешных режиссеров-нижегородцев? Не помогают существующим инициативам? У меня четыре полнометражных фильма и сериал, постоянно задействованные в различных фестивальных программах, мне даже порой приходится отказываться от приглашений, но на «Горький fest» меня не звали. А почему не позвали нижегородца Велединского? Где нижегородские режиссеры, где нижегородские фильмы? Поднимайте этот контекст! В Нижнем есть молодые талантливые ребята! Приглашать Михаила Пореченкова, Жанну Агузарову с Леонидом Агутиным недостаточно. Или, может, в Нижнем просто не любят земляков, добившихся успеха?
Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Арсения ГОНЧУКОВА.
Справка «НН»
Арсений Михайлович Гончуков родился в городе Горьком 19 марта 1979 года. Режиссер, сценарист, продюсер. Окончил ННГУ по специальности «филология» и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А.Фенченко). Работал журналистом, телеведущим, сценаристом документального кино, вторым режиссером многосерийного художественного фильма «Синдром дракона» (Первый канал).
Автор сценариев, режиссер-постановщик и продюсер четырех полнометражных картин («1210», «Полет. Три дня после катастрофы», «Сын», «Последняя ночь») и короткометражного фильма «Конечная остановка». Режиссер, сценарист, продюсер веб-сериала «Район тьмы».
Участник международных киносмотров, обладатель двадцати наград российских и международных кинофестивалей, в том числе — Гран-при фестиваля «Окно в Европу», Гран-при национальной кинопремии «Страна», Гран-при кинопремии «Кинопризыв», приз «за лучшую мужскую роль» кинофестиваля «Киношок», приз «За лучшую режиссуру» IV Delhi International Film festival, 2-й приз в номинации «Лучший полнометражный фильм» Baghdad International Film Festival, «Святая Анна», «West Virginia Mountaineer Short Film Festival» и других.