ПРОФЕССИЯ
Второй режиссер: Мария Тумова
Как устроен съемочный процесс в малобюджетных проектах, как не сорвать дедлайны и проработать 18-часовую смену, рассказывает второй режиссер интернет-сериала «Район тьмы» Мария Тумова
- 12 апреля 2016
— Как ты решила стать вторым режиссером?
— Это случилось благодаря Арсению Гончукову. Он набирал команду на съемки «Сына». Я пришла как волонтер, искала локации, бегала, много чего делала, потом как-то плавно перешла на планирование логистики процесса. Мне все очень понравилось. После этого я решила пойти на курсы второго режиссера, которые проводились на студии «Свободного кино». Многие становятся вторыми режиссерами, чтобы потом быть «первыми». Это неправильный подход.
На съемках интернет-сериала «Район тьмы»
Если хочешь, например, поучиться у режиссера работе с актером, то у тебя это не получится, поскольку будет много других дел. Я всегда советую это разделять. У меня есть режиссерские амбиции, но второй режиссер как профессия нравится мне независимо от них. Это очень важно, потому что работа достаточно нервная и не всем понравится. И на самом деле примеров того, как вторые режиссеры становились первыми, не очень много.
— Каких правил ты придерживаешься в работе?
— Естественно, никогда не опаздывать. У нас с Арсением бывало так: если какая-нибудь далекая локация и опаздываешь на две минуты, то это катастрофа, потому что ты – главный по смене. У меня еще есть правило – никогда не вникать в творческую часть работы. Второй режиссер – это чисто административная и организационная работа.
Арсений Гончуков и Мария Тумова (в центре) на съемках фильма «Последняя ночь»
Иногда режиссер хочет от тебя какого-то вовлечения, но мне включать творчество бывает сложно. Я лишь могу предложить, как лучше снять кадры по порядку, упростить этот процесс. Если есть желание постановщика посоветоваться до съемок, тогда да, но во время съемок — нет.
— Расскажи об этапах подготовки и съемочного процесса.
— Первое, что я делаю, это пишу режиссерский сценарий, чтобы понять, как все делится на сцены, где какой реквизит и какие сложности. Потом происходит читка, где мы идем по порядку и разбираем каждую сцену. Всем цехам становится понятно, что нужно будет делать: какой грим, костюм, пиротехника и так далее. Я все это фиксирую для себя. Режиссер, естественно, тоже присутствует, чтобы рассказать, что ему нужно. У меня был один проект, в котором пришлось делать две читки, так как было сложное художественное оформление. Мы практически сутки сидели с художественными цехами и разбирали сцены до винтика, до дверной ручки. Дальше начинается работа цехов. Параллельно выбираются локации. По ним я не принимаю важные решения, а просто смотрю. Иногда присутствую и на кастингах. Бывает, что нужно сделать репетицию костюма или грима. В одном из проектов мне нужно было сделать стилизацию. Тогда каждый из цехов дал свою презентацию, а потом уже показывали режиссеру варианты на выбор.
Арсений Гончуков на съемках фильма «Последняя ночь»
В идеале между подготовительным периодом и съемками нужен перерыв, хотя бы пара дней. Но как правило, два дня перед съемками — это абсолютный аврал, когда все меняется, какая-то локация отвалилась, надо срочно заменить на новую. В мои обязанности входит составление КПП (календарно-постановочного плана), вызывных листов, которые я контролирую на съемках. Когда приходим на площадку, скажем, если это один день съемок в проекте «Район тьмы», я только слежу за тем, как мы идем по графику. Когда есть особая просьба режиссера, смотрю, чтобы это еще смонтировалось. У нас была мысль возложить функции скрипт-супервайзера на меня, но это ненадежно, потому что мне нужно параллельно думать о следующих съемках во время процесса. Сейчас у нас пока нет директора, и я решаю вопросы логистики. Еще и сметы составляю, хотя второй режиссер этого делать не должен.
— Как ты взаимодействуешь с актерами и режиссером-постановщиком?
— У Арсения есть правило: с актерами работает только он. Если это большой коммерческий проект, то там вообще нет необходимости взаимодействовать с исполнителями, поскольку есть кастинг-директоры. Иногда возникают вопросы по занятости, но они тоже решаются через ассистента по актерам.
Съемочная команда интернет-сериала «Район тьмы»
Что касается самого режиссера, то я мягко подгоняю его, если мы опаздываем по графику. Но если он говорит: «Да, окей, я в курсе», – то я просто смотрю, что можно подвинуть. Как правило, в проектах, где я занята, все готовы к переработкам. С Арсением часто бывает, что мы снимаем по 16-18 часов, если он, локации, актеры и группа согласны. Но для этого должна быть команда, которая в состоянии так вкалывать.
— Что ты делаешь, если кто-либо из команды тебя не слушает?
— Надо всегда показывать, что ты человек, который отвечает за то, что делает, говорит и обещает, тогда можешь требовать того же от других. Понятно, что в самую первую смену это нужно еще доказать, но я очень редко повышаю на кого-то голос или давлю. Просто стараюсь договариваться с людьми и заранее предвидеть все ситуации. Если мы придем на локацию, а осветительный цех, например, скажет, что им нужно полтора часа на освоение, то это будет коллапс. Поэтому, когда я составляю КПП, заранее уточняю у всех цехов, сколько им потребуется времени, чтобы уже на съемках знать, когда их нужно будет подгонять. Но я очень не люблю торопить людей. Это та ситуация, когда люди перестают любить второго режиссера.
На съемках интернет-сериала «Район тьмы»
Честно говоря, мне везет с командой. И у меня очень редко возникают конфликты. Скорее бывает предконфликтное состояние, когда кто-то чем-то недоволен. Я стараюсь этого человека не доводить, а просто с ним поговорить. Так как я такая милая и замечательная, люди со мной дружат, это проще.
— В чем, по твоему опыту, специфика малобюджетных проектов?
— Прежде всего, в зоне ответственности. В коммерческих проектах обязанности второго режиссера строго очерчены. В малобюджетных есть вероятность, что потребуется кого-то заменить. Ты можешь оказаться внезапно и локейшн-менеджером, если надо срочно найти локацию, и исполнительным продюсером, если надо посчитать смету, и ассистентом по актерам, если надо помочь с проведением кастинга…
На съемках фильма «Сын»
Конечно, это более спартанские условия работы без гримвагенов, мобильного офиса и т.д. Это часто более длительные смены, причем изначально запланированные (это связано с экономией средств на съемочную технику). Мы находимся в очень жестких условиях: одна серия – один день. С учетом длительности серий (порядка 8 минут), это задача не из простых для всех членов группы. Существует и специфическая вещь, которая абсолютна исключена в коммерческих проектах, — это график занятости ключевых членов съемочной группы.
— Ты работаешь с раскадровкой и режиссерским сценарием?
— С раскадровкой я работаю, когда она есть. С ее помощью до начала съемок могу рассчитать, какие кадры когда снимаются, по ней могу увидеть, насколько сложным или простым будет кадр. Я вижу, сколько кадров получается на сцену. Потом удобно во время съемок помечать, чтобы ничего не пропустить. Если раскадровки нет, то пытаю режиссера и оператора, сколько кадров они задумали.
На съемках интернет-сериала «Район тьмы»
Еще у нас есть упрощенная версия режиссерского сценария, в которой описывается порядок сцен и указывается приблизительная информация о том, что будет сниматься. Мы используем следующие колонки: номер сцены, интерьер/натура, режим, хронометраж, объект (иногда подобъект), иногда сцена идет вся или же с разделением на действия, звук. Бывает, что мы указываем технику в режиссерском сценарии, но чаще всего нет. Ну и реквизит, естественно.
— Когда наступает момент «Х», в который ты должна все проверить?
— В самом начале, после читки, я для себя ставлю дедлайны. Обычно это не за день и не за два, а в зависимости от задач. По этим дедлайнам идет чек-ин каждого цеха. У меня был один проект, в котором нужно было тренировать собак. Там была куча дедлайнов — вот тут пес эти команды выучил, потом другие. И я с проверяющими ехала и смотрела, что собака умеет делать. Или если какой-то сложный грим, как например на предыдущей серии нашего «Района тьмы», то мы проводим специальные репетиции, на которых нужно добиться необходимого эффекта. Я старалась это делать за 1,5 недели до съемок. А если нужно приобрести какой-то простой реквизит, то это можно и за день сделать.
— У тебя случаются форс-мажоры?
Однажды в рамках одного проекта мы отправились в экспедицию. Был первый день, что-то пошло не так, и у режиссера было очень плохое самочувствие. У нас был вопрос, что мы делаем. Были варианты локаций, которые нам не совсем подходили. Режиссер по состоянию здоровья просто выключился и пропал. Мы не знали, что делать. Я тогда сама приняла решение о том, что завтрашняя съемка состоится. И это было правильно, поскольку режиссер пришел в себя и появился.
Мария Тумова
В «Районе тьмы» была ситуация – слетела локация за полдня до съемок. Но отменять смену не стали. Вся группа была сориентирована на время начала смены, на график дня. И пока все спокойно готовились, шел поиск новой локации. Спасибо нашему локейшн-менеджеру, вариант был найден, и в вызывном листе просто поменялся адрес. Был случай, когда актер приехал на площадку, планируя провести с нами только 12 часов, что никак не соответствовало нашему плану. Тут надо отдать должное Арсению, он сумел так заинтересовать и увлечь исполнителя, что, кажется, тот готов был провести с нами все 24 часа.