Богатей Онлайн: Трагедия «правоты». О фильме Арсения Гончукова «1210» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, поэт, писатель

Меню Закрыть

Богатей Онлайн: Трагедия «правоты». О фильме Арсения Гончукова «1210»


Худсовет

Трагедия «правоты»

24.11.2012

 

Елена АНДРЕЕВА

В минувший вторник в Доме кино прошел авторский показ и встреча с режиссером фильма «1210» Арсением Гончуковым. По большей части, российское авторское кино у нас ассоциируется с малобюджетным, некоммерческим и самопрокатываемым. Видимо, такова российская действительность авторского кино и «1210» – не исключение.

Название «1210» вряд ли что-то скажет зрителю, разве что знатоки истории соотнесут эту дату с событиями тринадцатого века. 1210 – одновременно и историческая дата и сумма. Дата, возможно, малоизвестная и знаковая лишь для героя фильма, бывшего «афганца» Николая Баранова (Роберт Вааб), как и сумма в 1210 рублей – ветеранская надбавка к пенсии. Часть фабулы фильма, по словам режиссера, взята из событий четырех-пятилетней давности, когда пенсионер пришел в чиновничий кабинет «добиваться правды» с охотничьим карабином. «И трагический финал – это не самое главное в фильме, – считает Гончуков. – Мы могли бы не писать о реальности событий, такой обязательности фразы нет, но написали, чтобы как-то «снизить» историю в конце и «повесить напоминалочку».

Можно рассматривать «1210» как фильм о человеческом и государственном равнодушии, нелюбви и непонимании близких… Да, в фильме все это есть. И в то же время в нем у каждого своя правота. Бездушные тетки в фонде – правы. «Ходит, носит, есть закон, что непонятного?» Они – точно не причем. Дочь с зятем правы – заботятся о безопасности. Не просто неприятно, а порой и страшно, когда дома чудит человек, убивавший людей. И герой – он тоже прав. «Девять лет платили, а теперь – не платить?!». А если в конфликте правы все стороны – рождается настоящая трагедия.

На наш взгляд, достоинство фильма в том, что зритель, основываясь на своем жизненном опыте и мировосприятии, увидит его по-своему, но то, что «1210» не оставит его равнодушным, – это точно. Фильм очень реалистичен, скорее даже документалистичен, в показе современной действительности, но без «чернухи», «мракухи» и прочей беспросветности, которую частенько можно увидеть на экранах, по принципу – «чем хуже, тем лучше». Герой не может не вызывать сочувствие, а его вольные или невольные «противники» – некую неприязнь. В финале поступок Баранова кажется единственно возможным. И вот от этого становится по-настоящему страшно: умом понимаешь: ведь не прав, нельзя так… а внутренне – стараешься оправдать… Именно оправдать, потому что понимаешь, что офицер Баранов остался не просто на той, афганской войне, он остался в том самом 12 ноября, когда «духи» расстреляли его роту, когда погиб его сын. Он не может или не хочет простить себя за это – скорее, и то и другое.

Финал фильма, по словам Гончакова – осознанный авторский шаг, и не может быть иным. «Я хотел сказать, что у героя не было выхода, человек был загнан в угол, он уже не мог поступить иначе, потому что «пошел в лобовую» со всем миром, а весь мир послал его на три буквы, включая дочь, друга, – говорит режиссер. – У него не было больше выбора как столкнуться лбом с этой стенкой».

Бюджет фильма 600 тысяч рублей (20 тысяч долларов), из них 80 тысяч рублей собрали в Интернете друзья режиссера для того, чтобы сделать звук. «Звук – очень важная вещь в кино и сложная технически, которую не сделаешь дома, рассказал собравшимся Арсений Гончаков. – Дома можно даже смонтировать фильм, но для того, чтобы сделать звук, нужна профессиональная студия, что в Москве – дорогое удовольствие. Сумма была собрана почти за 4 дня, что меня восхитило и поменяло мое отношение к миру. Люди, с которыми я никогда не виделся и даже не был знаком, присылали деньги на фильм. Сумма небольшая, но очень важная для фильма».

Съемочная группа и актеры работали над фильмом абсолютно бесплатно, потому что им нравится сценарий, нравилось сниматься и хотелось, чтобы эта история обрела жизнь, даже сайт в Интернете сделали тоже бесплатно. Для безбюджетного кино Интернет – единственная площадка, на которой можно было продвигать фильм, считает автор. На самом деле, в Москве достаточно много артистов, которые готовы сниматься без гонорара, это нормально для фильмов категории «В» (фильм категории B – англ. B-movie) – малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни арт-хаусом, ни порнофильмом. Первоначально так называли фильмы, не предназначенные для массового проката, часто шедшие в кинотеатрах в паре с более популярными фильмами). Главное – заинтересовать сценарием – уверен Гончаков.

Фильм снимался долго, три года, мучительно и героически. «К сожалению, судьба подобных авторских фильмов (я выступаю и как сценарист, и как автор, и как дистрибьютор) складывается очень печально, – считает Арсений. – В Москве хоть он и вышел в прокат, но всего в трех небольших залах, после Москвы было 20 небольших городов. Саратов стал последним городом, которым заканчивается прокатный тур. Мы не добились никакого коммерческого успеха, к нему собственно мы и не шли, никакого успеха в продвижении чего-то или кого-то. Нам очень важно было сделать этот фильм именно таким, каким мы его сделали». Ряд площадок в регионах, по словам режиссера, отказались показывать этот фильм, честно признавшись, что организаторов проката попросту могут за это уволить. Видимо, местные власти усмотрели в нем некую «крамолу» или нечто такое, что могло бы подорвать «государственные устои».

Фильм «1210» еще можно посмотреть в Доме кино в течение этой недели. Конечно же, года через два (а именно столько времени нужно фильму для участия во всевозможных фестивалях, по условиям которых он не может быть выложен на Интернет-ресурсах) он появится в Сети, когда каждый желающий сможет, открыв, к примеру, Google Chrome для Android на своем планшетном компьютере, посмотреть его, пообещал режиссер.

http://bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=19&article=22112012115130&oldnumber=639