Kinomyvi-TV: Арсений Гончуков: «Все истории в моих фильмах – это всегда борьба с самим собой, которую невозможно выиграть» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Kinomyvi-TV: Арсений Гончуков: «Все истории в моих фильмах – это всегда борьба с самим собой, которую невозможно выиграть»



Арсений Гончуков: «Все истории в моих фильмах – это всегда борьба с самим собой, которую невозможно выиграть»

беседовал Kinofication School

Арсеений Михайлович Гончуков – российский кинорежиссёр родом из Нижнего Новгорода. Закончил нижегородский государственный университет по специальности «филология», затем Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская А. Фенченко). Работал журналистом, телеведущим, сценаристом документального кино. В 2012 г. работал в качестве второго режиссёра на сериале «Синдром дракона» с Николаем Хомерики, а уже после стал самостоятельно снимать авторское, малобюджетное кино, где отсутствует поддержка государства и продюсеров.


Арсений, Вы, как журналист, корреспондент сделали несколько документальных телевизионных фильмов, постепенно приближаясь к профессии кинорежиссера… Как все начиналось?

Я все-таки не начинал, как журналист. Закончил гуманитарно-художественную школу: рисование и гуманитарные науки, а позже закончил филфак. И я, как филолог поступил в аспирантуру. Потом пошел работать журналистом, потому что надо было семью кормить. Меня звали на кафедру, в науку, и уже после журналистики я пришел в кино. Писал сценарии к документальным телевизионным фильмам, но не снимал, как режиссер.

Актеры в Ваших фильмах очень органичные. Расскажите немного о процессе подбора актера на главную роль.

Спасибо большое, да, актерская составляющая очень важна для меня в кино. И я рад, что это оценивают. Не хочется хвастаться, но у меня на три фильма две награды за лучшую главную роль. При этом отбор актеров, кастинг, идет очень серьезный. Например, на роль Андрея в фильме «Сын» было четыре претендента.
Как я подбираю актеров – это фундаментальная тема, которая и есть 90% режиссуры в принципе. Для меня процесс подбора актера сродни: как построить самолет? Трудно ответить на этот вопрос сразу. Это сложная творческая работа, многогранная, имеющая некую свою технологию. Говорят, что 80% успеха фильма – кастинг, точно подобранные герои. Это происходит благодаря многим факторам: кастинг-директору, моим ощущениям и мотивации самих актеров. Я очень ответственно подхожу к выбору артиста. Когда мы начинаем готовить кино, то очень долго ищем исполнителя на главную роль по типажу, смотрим, выбираем, думаем. Потом я встречаюсь с актерами. Говорим, делаем пробы, неделями принимаю решения. Я понимаю, что артист – это главный человек в кино. В фильме может быть какое-то очень дорогое и профессиональное изображение, громадный бюджет, а если не найден тот самый единственный герой, то все. Это как любовь. Все женщины одинаковы, кроме одной. Все актеры хорошие, кроме одного. «Попасть», найти, почувствовать — и есть работа режиссера.


Думаю, успех Вашего первого полнометражного фильма «1210» заключается в яркой, удивительно точной игре актера Роберта Вааба.

Вот, забавный парадокс. Все говорят про Роберта Вааба, что «он сделал это кино». И это, безусловно, так и есть. Он сделал. Но интересно другое. Есть поговорка: «Плохой актер – режиссер не справился. Хороший актер – актер молодец» (Смеется). Ведь вы понимаете, сейчас фильм состоялся с этим актером. Но! На роль ветерана-афганца в сценарии, в моей изначальной экспликации было: высокий, худой, с черными пронзительными глазами, мужчина 60-ти лет. Взяли, да простит меня Роберт за такие характеристики, извините, маленького, кругленького, голубоглазого, 50-ти летнего, лысого. (Смеется) То есть по типажу получился совсем другой кастинг. Первый актер тоже подходил. Но это был бы уже совершенно другой фильм. И он мог быть не хуже, но совсем иной. Я эту инвариантность вижу. К сожалению, или к счастью, все зависело от моего решения. Я безумно рад тому, как Роберт сыграл, как он это прожил. Действительно, сделал фильм «1210». Но он делал его не один! (Смеется) У нас была большая команда. И в итоге картина, снятая за шесть дней, собрала семь призов.


Вы не хотите ещё раз пригласить Вааба на роль в свой новый фильм?

Роберт Вааб ведь снимался у Германа, Сокурова, Хомерики, Серебренникова, но работал преимущественно в эпизодах. И тут главная роль, в которой актер так сильно раскрылся. Мне кажется, даже Роберт до конца не понимал своего актерского потенциала… Той актерской мощи, которая в нем есть. Я абсолютно уверен, что Роберт настолько многогранен, что его можно снимать бесконечно. Есть два маленьких «но». Для самого Вааба это непросто. У него семья, жена, дети, живет далеко и ему сложнее, чем любому другому артисту, сниматься без финансовой составляющей. Вторая причина – во всех моих фильмах разные актеры. Есть режиссеры, которые снимают одних и тех же, а есть режиссеры, находящиеся в постоянном поиске. Я из второй категории. Но это не значит, что когда-нибудь такая «привычка» не изменится.

Герои всех Ваших фильмов как будто находятся в замкнутом круге. Да, они ищут выход. Но, когда они делают шаг навстречу разрешению ситуации, они словно делают шаг назад. Будто круг их никогда не отпустит. Даже, если ветеран стреляет себе в голову в фильме «1210», мы понимаем, что это не выход, государственная система все равно не изменится. В фильме «Сын» у главного героя рождается ребенок. Значит, деяние, которое он совершил, будет его все время мучить, как новоиспеченного отца.

Критики уже рассуждали на эту тему. Да, наверное, каждый фильм, как и каждая жизнь — это всегда борьба с самим собой, которую невозможно выиграть. Я сам такой. И веду эту борьбу. Так уж я устроен.


Можно сказать, что новый фильм для Вас – это как новый раунд?

В какой-то степени, да. Мы фильм «Сын» делали два года. Даже больше. При отсутствии денег производственные моменты: звук, цветокоррекция, монтаж…. занимают очень много времени. Наличие средств ускоряет процесс. А тут приходится все самому.

Сколько всего у вас проектов сейчас?

В конце марта были поданы в Министерство культуры два проекта фильмов со мной в качестве режиссера. Новая моя картина «Последняя ночь» находится в стадии постпродакшна, только что закончил монтаж. Сделали трейлер. Начинаем делать звук, цветокоррекцию. Думаю, летом закончим. И ещё один проект готовимся запустить – ищем частные инвестиции на осень. Всего же у меня, вместе с «Ночью» — четыре фильма. «Последняя ночь» — это мои деньги, я продюсер, сценарист. Я делаю в год по фильму. Но так получилось случайно.
Вот, например, как с фильмом «Полет. Три дня после катастрофы». Я не планировал его снимать. Появилась возможность, меня пригласили в Пермь, и я сделал этот фильм. Это по-своему исключительный, беспрецедентный случай, когда фильм был совместной работой моей команды с пермскими кинематографистами. В Перми местные ребята пригласили меня, как режиссера, я в свою очередь пригласил свою команду, также вложил денег. Мы приехали снимать фильм, в котором задействованы полностью пермские актеры.

Когда планируется выход на экраны «Последней ночи»?

Надо подумать, на каких фестивалях пройдут первые показы, грубо говоря, куда возьмут. Думаю, так сказать, на широкие экраны фильм выйдет не раньше осени 2015 года. Ищем так же дистрибьютора и средства на выпуск фильма. Кстати, помочь обещал Минкульт. Но посмотрим.


Расскажите об актерах Вашего нового фильма «Последняя ночь»

Есть постер к фильму, который мы выпустили недавно. В картине снялись известные узнаваемые актеры. Например: Наталия Вдовина и Георгий Мартиросян. Впрочем, мне не так важна известность артиста, как его талант. Это не всегда совпадает. В «Последней ночи» играли блестящие актеры. Мария Сурова, актриса театра «Практика», Евгений Крылов – фантастически сильный и невероятно тонкий артист. Он сыграл главную роль в нашем кино.
Кастинг шел три месяца. В моих фильмах все снимаются бесплатно, и моя команда тоже работает на энтузиазме. Ездят в командировки, пропадают по две недели подряд и не получают за это ни копейки. Но зато все получают большой опыт, да и работа в кино — жутко интересное дело. Большинство из них потом работает в кино. И для меня — это всегда большая радость.


Автор: Анастасия Шишкина

 

http://www.kinomyvi.tv/interview/Detail/Arsenij-Gonchukov—Vse-istorii-v-moih-filmah—eto-vsegda-borba-s-samim-soboj—kotoruu-nevozmozhno-viigrat-_lYo1