В Выборге показали «Сын» Арсения Гончукова
Жутковатая драма о шизофрении, медленном умирании и холодной Москве снята в чёрно-белой гамме
Среди молодых режиссёров Арсений Гончуков выделяется своим чувством современности, что позволяет считать его кино социальным. Хотя сюжет «Сына» кажется вполне универсальным: мать сошла с ума, отец и сестра уехали в Москву, а сын остался присматривать за больной матерью, которая постоянно пытается наложить на себя руки.
Действительно, подобная история могла быть показана в любой стране, и даже обстоятельства отличались бы не слишком сильно. Но Гончуков старается подмечать детали и тщательно работать с артистами, заставляя их проигрывать сложные сцены в одном длинном кадре. Провинциальный городок, где сын следит за матерью, и Москва, куда он приезжает встретиться с отцом и сестрой, — места ужасные, гнетущие, враждебные. Сын тоже герой не такой простой. Деньги на жизнь он зарабатывает явно не самым чистым образом, подругу свою ценит не слишком сильно, отца ненавидит, но — он живёт с матерью уже много лет, и это сказалось на его характере. Гончуков временами затягивает действие, но старается нигде не сфальшивить, чтобы точно передать каждое переживание героя.
Синефил Гончуков снимает парк аттракционов в фильме «Сын», как сцену в фильме ужасов. И ужасы будут, можно не сомневаться
В творчестве Гончукова много интересного, хотя его упор на безбюджетное кино лишает снятые им фильмы широкого зрителя. В самой известной работе Гончукова, короткометражке «Конечная остановка», показано, как люди становятся скинхедами и как другие люди становятся бандитами «кавказской национальности», так что молодые жизни сломаны, а правых при этом нет. Все виноваты. В драме «1210» рассказывалось о ветеране Афганистана, которого лишили надбавки к пенсии в тысячу с небольшим рублей, а он воспринял это как предательство по отношению ко всем воевавшим солдатам. «Полёт» был о любви, которая возникла между родственниками жертв авиакатастрофы. Всё острые, больные темы, на которые Гончуков старается говорить предельно понятным, простым языком.
«Сын» во второй своей половине становится очень мрачным. После ряда важных для героя событий он приезжает в Москву и бродит по центральным улицам и паркам. Заснеженный, серый город, где толпа закутанных людей и ползущие ряды автомобилей (эти сцены сняты на Тверской в час пик), непрестанно сигналящих друг другу, создают ощущение полной безысходности и одиночества. Любой опустевший зимний парк оказывается более уютным, чем центр столицы, но оттого не менее опасным. Мрачные, озлобленные члены семьи героя говорят неожиданные слова, но он оказывается ещё более непредсказуемым, так что фильм, несмотря на его неторопливость, можно считать остросюжетным.