Место встречи Монреаль: Североамериканская премьера: российский фильм «Сын» Арсения Гончукова на Монреальском международном фестивале — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

Сайт писателя и режиссёра

Меню Закрыть

Место встречи Монреаль: Североамериканская премьера: российский фильм «Сын» Арсения Гончукова на Монреальском международном фестивале



Североамериканская премьера: российский фильм «Сын» Арсения Гончукова на Монреальском международном фестивале

23, 24 и 31 августа на Монреальском международном кинофестивале будет показан новый фильм российского режиссера Арсения Гончукова «Сын». Чуть больше недели отделяет премьеру этого фильма в Монреале от дня, когда он завоевал главный приз на престижном российском кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. В пресс-релизе по этому поводу отмечалось, что «за право стать лучшими в конкурсе игрового кино боролись 13 полнометражных лент отечественного производства».Конкурс судили известные и авторитетные в российском кинематографе продюсер Игорь Толстунов (председатель жюри), актриса Агриппина Стеклова, режиссер Лариса Садилова, актер Кирилл Пирогов и кинокритик Юрий Богомолов.

Во время награждения Арсений Гончуков сказал:
«Я очень рад получить высокую награду столь престижного фестиваля. Рад за всех тех, кто работал над этой картиной на протяжении двух лет. Рад, что вселенная возвращает нам вложенные искренние усилия. Мы трудились от всей души без какой-либо поддержки, без участия Министерства культуры и Фонда кино в том числе. Это мой третий полнометражный фильм, и мы, фактически находясь вне индустрии, вне ее стандартов, смогли наполнить его острой проблематикой, неоднозначными смыслами, смогли донести картину до зрителя и до сегодняшней победы. Я надеюсь, что это событие откроет для нас новые перспективы, новые возможности, которые мы сможем реализовать в следующих проектах. Сейчас меня переполняют сильные эмоции. Я очень благодарен уважаемым и авторитетным коллегам, которые были в жюри кинофестиваля «Окно в Европу», за их выбор».

К сожалению, в Монреаль режиссер не приедет, поскольку уже начал заниматься подготовкой к съемкам следующего проекта. Картину на Монреальском фестивале представляет продюсер фильма Владимир Бузов, благодаря которому нам удалось связаться с Арсением и побеседовать о его фильме и российском кино.

— Арсений, очень приятно, что ваш фильм покажут в Монреале. Для монреальской русскоязычной публики, безусловно, является событием, что на фестивале представлен фильм, снятый в России. Что, на ваш взгляд, сегодня отличает русское (российское) кино?

— Я думаю, что русское кино отличает в первую очередь определенная острота тематики. Причем, своей, специфичной тематики. Русское кино меньше оглядывается на какие-то тренды западного кинематографа, оно более самостоятельное, более закрытое. Те конфликты, которые существуют в нашем кино, свойственны нашей культуре, нашему социуму и личности. К сожалению, российское кино редко прорывается на зарубежные рынки.

— Вы лично хотите осуществить этот прорыв со своим фильмом?

— Я, естественно, как любой автор, хочу, чтобы мой фильм смотрели. Прорыв — не прорыв, но мне нравится, когда мои фильмы смотрят эмигранты из России по всему миру. Мои предыдущие фильмы «1210» и «Полет. Три дня после катастрофы» смотрели очень активно через интернет в самых разных странах мира. Надеюсь, что фильм «Сын» ждет такая же судьба. Те, кто придут на показы в Монреале, будут первыми, кто увидит фильм за пределами России.

— Вы говорите, что ваши фильмы смотрят эмигранты. А что, зарубежному зрителю ваши фильмы будут непонятны?

— Сложный вопрос. Думаю, что, несмотря на, казалось бы, внешне типично российскую тематику моих фильмов, проблемы, которые в них поднимаются, общечеловеческие. Когда меня спрашивают о фильме «1210», я говорю, что это фильм не о надбавке к пенсии, а о личности, о человеке, о его переживаниях и проблемах. А это абсолютно интернациональные вещи, которые понятны и в Африке тоже… Помешать африканцу понять мой фильм может только определенная киноэстетика, традиции нашего кино. Он может что-то не понять в нем, потому что ему чужда эта упаковка.

— Ваши фильмы «Конечная остановка» и «1210» действительно затрагивают острые социальные темы. А фильм «Сын», который вы привезете в Монреаль, все же больше касается общих гуманистических ценностей. Или я не права?

— Да, вы правы. Этот фильм более метафоричен. Он построен на некой притчевости, особой образности. Сюжет «Сына» скорее ближе к основам человеческого бытия, нежели к конкретной социальной тематике. Это фильм о любви, о смерти, о прощении. Хотя, я думаю, что, например, фильм «1210» будет понятен не только россиянину, поскольку во многих странах зрители не понаслышке знают, что такое поствоенный синдром.

— Независимое авторское кино – это фильмы на «неудобные» темы, о которых, вроде бы, и надо говорить, но уже, с одной стороны, очень много сказано, с другой — уже ничего не исправишь. И все же такие фильмы появляются и не просто трогают душу, но в ней поселяются надолго. Они мешают жить как раньше, они беспокоят, иногда даже причиняют боль. Кадры надолго врезаются в память. Зачем и почему вы снимаете такое кино?

— У меня есть четкое убеждение, что подобные фильмы, такие пронзительные, такие сильные по эмоциональному заряду, который они несут, необходимы зрителю, человеку, каждому из нас. Конечно, кто-то не смотрит такие фильмы. Я видел гиперчувствительных зрителей. Но для других такая жесткая психотерапия, на мой взгляд, необходима. Возможность что-то понять, а может быть, и переосмыслить в себе, в жизни.

— Расскажите, пожалуйста, об актере Алексее Черных, исполнившем главную роль в фильме «Сын». Почему ему досталась эта роль? Чем он вас привлек на кастинге?

— Я очень много встречался и много говорил со всеми четырьмя актерами, пробовавшимися на эту роль. Я всегда провожу именно такой кастинг. Я не устраиваю традиционных проб. Мы встречались, говорили о разных вещах, о жизни. И в какой-то момент общения вдруг я понял: вот он. Я абсолютно точно осознал, что вот он, мой герой. И так происходило на съемках всех моих фильмов. Когда накапливается какая-то кумулятивная энергия, она вдруг срабатывает, и я понимаю, что общаюсь с героем своего фильма. Леша очень интересный человек. Он и в жизни очень неоднозначен. У него есть собственное мнение, собственная позиция. Он настоящий актер, у которого каждую секунду взрывается мозг; очень подвижный, пластичный, неуловимый в общении. У него есть немножко такой здоровой безуминки. При этом он хороший добрый парень, у него чудесная жена, прекрасные дети.

— Почему вы решили снять свой новый фильм в черно-белом формате? Почему отказались от цвета?

— Но если вы представите себе его цветным, то вы его не представите вовсе. Есть конкретная история, в которую заложена определенная идея. Как зерно она там прорастает. И эстетика фильма должна работать на эту идею: и актерская игра, и операторская работа, и звуковое решение, и темпоритм, и в том числе такая существенная вещь в кино как цвет. Понимаете, с точки зрения режиссера нет черно-белых или цветных фильмов. Есть определенное цветовое решение. У Германа оно одно, у Тарантино – другое. У меня – третье. В моем понимании этот фильм не черно-белый. Как хирург удаляет больной орган, мы удалили из фильма цвет за ненадобностью. И это нам показалось единственно правильным решением в рамках этой истории. В цвете мне очень сложно эту историю представить. Кино — это очень серьезная дорогостоящая технология. И конечно, в нем не может быть ничего случайного. И черно-белый формат – это абсолютно продуманное, прожитое и точно выверенное художественное решение, которое было продиктовано самим фильмом. Минимализм в героях, минимализм в диалогах, минимализм в мизансценах — все это абсолютно точно соответствует минимализму в цвете.

— Минимализм, по-моему, это ваша визитная карточка?

— Да, я люблю этот стиль.

— Скажите, как вам кажется, мог бы такой фильм, как «Сын», появиться на материале из жизни людей других стран? Или в нем вы продолжаете разговор исключительно о русской душе, ее загадочности, ее страданиях?

— По большому счету, все мои фильмы о вещах общечеловеческих… И в фильме «Сын» идет разговор о самых простых вещах – об отношении сына и матери, брата и сестры, отца и сына. Это те же проблемы, которые рассматривались еще в древнегреческих трагедиях. Дело в том, что искусство во всем мире и во все времена говорит о двух вещах: о любви и смерти. И не надо этого стесняться. Это нормально. О любви и смерти все мы говорим. Просто в каждой стране каждый режиссер рассказывает это по-своему. Я очень люблю русских зрителей, очень люблю свою страну, и не знаю таких обстоятельств, какие вынудили бы меня отсюда уехать, потому что, я думаю, не выживу за границей как творческая личность. Но при этом, если ты снимаешь кино на общечеловеческие темы, в которых затрагиваются такие темы, как личность, душа человека, его мораль, эти фильмы будут понятны всем.

— Спасибо, Арсений. Желаю вашему фильму полных залов на Монреальском фестивале, а вам — долгой и успешной творческой судьбы.

Светлана Мигдисова
Монреаль
Фильм «Сын» А. Гончукова будет демонстрироваться 23 августа в 12:00, 24 августа – в 19:30, 31 августа – в 17:00 по адресу: 350, rue Emery, Montreal в кинотеатре \»Cinema Cineplex Odeon Quartier Latin\», в зале 16.

В фильме снимались: Алексей Черных, Вадим Андреев, Елена Тонунц, Оксана Эрдлей, Лидия Омутных, Янина Когут, Валерий Карибьян, Ольга Малахова, Дмитрий Курьянов