Нижегородская Правда: Арсений Гончуков: Мрачный «Сын» мрачного режиссера — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Нижегородская Правда: Арсений Гончуков: Мрачный «Сын» мрачного режиссера



Арсений Гончуков: Мрачный «Сын» мрачного режиссера

07:00 — 25.09.2014

Наш земляк, телеведущий и режиссер Арсений Гончуков, хорошо известный зрителям телеканала «Волга», в 2012 году уехал в Москву и стал снимать авторское кино. Без вливаний государственных денег, на личные средства, на фотоаппарат! Его ленты получают награды на фестивалях разного уровня, а фильм «Сын» недавно был удостоен Гран-при жюри в конкурсе игрового кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.

Нижний. Начало

– Как в семье инженеров (мамы-авиаконструктора и папы-строителя) мог появиться гуманитарий?

– У меня еще и брат-художник! Поэтому частенько получалось недопонимание. Стихи я начал писать с семи лет, таблицу умножения так и не выучил, по математике меня тянули с двойки на тройку. Так и попал на филфак. Печатал свои стихи в «Литературной газете», в зарубежных сборниках. Мы проводили литературные фестивали, на которые привозили десятки столичных поэтов. В них участвовали около 2000 человек.

– Мандельштам, Цветаева, Бродский – вы называли их среди любимых поэтов. Что в них главное для вас и для творчества в целом?

– Каждый из них для меня очень важен и друг на всю жизнь. Цветаева – это честность и открытость. Бродский – мудрость, холодность и отстраненность. Мандельштам – изящность, глубина и бесконечная утонченность. Каждый поэт – банковская ячейка, из которой черпаешь себя.

– Насколько важно для вас возвращаться в Нижний снова и снова?

– Какой-то своей частью я и не уезжал из Нижнего. В Москву уехал человек, нацеленный на учебу, на саморазвитие, полную реализацию потенциала. Нижний тоже мне всё это дал с лихвой: меня знала власть, узнавали на улицах, но я захотел большего. А в родном городе остались моя мама, мой сын, мой брат. Поэтому, приезжая в Нижний, я очень остро чувствую свои корни. Эта привязанность греет и очень важна и дорога.

Комфортная грусть

– Тема боли и страданий человека, невозможности помочь ближнему, одиночества – чем она привлекает вас и почему сегодня она стала востребованной в искусстве?

– Наряду с радостью, оптимизмом, верой и надеждой эти темы всегда были в поле зрения искусства. Для меня они очень важные, личные и другого просто нет. Я не могу придумать эмоцию и ее транслировать. Я воплощаю себя, ни от кого не зависим, снимаю фильмы на свои деньги, поэтому не подвержен ничьему влиянию. А мрачные темы… Не могу сказать, что я самый несчастный, просто внутри не очень радостный человек. Я – мрачный человек. Я люблю думать и размышлять. Мне комфортно в грусти. Поэтому и фильмы такие.

Как компот от ледоруба

– Что дают кино работа на телевидении и возможность увидеть жизнь такой, какая она есть, до того, как режиссер сделает монтаж и преподнесет сюжет зрителю?

– Я ушел из журналистики принципиально и навсегда. Она дала много жизненного и профессионального опыта, фактуры и «мяса» этой жизни. Я изучил характеры. Кино, которое я делаю, отличается от журналистики, как компот от ледоруба. Это очень разные вещи.

– В одном из интервью вы сказали, что «1210» – это главный фильм в вашей жизни. А теперь появился «Сын»…

– Это как у матери с детьми: она же не скажет, любит она больше здоровенного старшего сына или маленькую дочку. Фильмы очень разные. С первым у меня очень личная, очень глубокая связь. Причем главный – не значит лучший. Для режиссера главное – почти всегда не то, что для зрителя. Личное, важное, понятное лишь ему одному.

Чёрно-белое

– Как возникла идея фильма «Сын» и как долго вы шли к реализации этого проекта? Наркодилер, его душевнобольная мать, поиски выхода, ее смерть, непонимание семьи, убийство отца… Звучит очень мрачно.

– Мы делали его два с половиной года. Тяжелое производство. Снимали две зимы. Фильм очень личный – о больной матери (вы только не подумайте – моя жива и здорова!), непростых взаимоотношениях в семье, ненависти, любви. Это опыт моей первой семьи и непростых взаимоотношений в ней. Не зря я фильм посвятил моему старшему брату. Потаенные страхи, мысли, эмоции рождают сценарий, превращаются в фильм. И он уже живет отдельной от меня жизнью.

– А брат как отреагировал?

– Я ему не говорил и матери тоже. Он увидел посвящение, только когда посмотрел фильм. Не сказал ничего. Это самый красноречивый ответ. Он всё понял без слов. А может, наоборот: не понял и не хотел понимать, просто воспринял как факт.

– Многие говорят, что черно-белое кино сегодня не найдет своего зрителя. Тем не менее именно черно-белые фильмы, а иногда и немые, в разных странах собирают призы. С чем это связано?

– Мода на черно-белое кино возвращается. Настоящий режиссер очень продуманно принимает такое решение на основании своего видения и той истории, что он рассказывает зрителю. Правда в том, что черно-белое кино не развлекательное, оно труднопрокатное, фестивальное. Но его смотрят самые обычные зрители, обсуждают, пишут отзывы и любят.

Ответ вселенной

– Главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» фильму «Сын» – для вас неожиданность?

– Это как выиграть миллион долларов в лотерею. Полная неожиданность. Я когда услышал слова ведущего, еле встал со стула. Как электрический удар. Было очень много достойных фильмов на фестивале. Более «зрительских». А наша картина мрачная, черно-белая, сложная для восприятия. Я благодарен жюри за смелость. Я трачу на фильмы все свои деньги, силы, время. Ничего не жду, но, естественно, верю, что кто-то оценит по достоинству. Ждать чего-то – значит, не работать. А работать предстоит много.

– Сейчас в Анапе идет «Киношок» – XXIII открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Ваш фильм также в программе. Что важнее – чтобы фильм увидели соотечественники или, скажем, на показах в Монреале?

– Участие в таком крупном фестивале очень важно. Над фильмом трудились бесплатно около сотни человек. Актеры. Команда. Фестиваль – это ответ вселенной на наши усилия. Я безумно рад, что рады те, кто работал со мной вместе. Фильм посмотрят не только члены жюри, но и кинокритики, и кинематографисты, которые разбираются в кино. А самое главное – показ для широкой аудитории зрителей.

(Конкурсный показ драмы «Сын» состоится сегодня (25 сентября) в 16.00 в главном зале кинотеатра «Океан». – Авт.)

«Последняя ночь»

– Фильм «Последняя ночь» вы будете снимать частично в Нижнем. Кто обещал посодействовать?

– Я давно не имею в Нижнем влияния, но обратился к бывшим коллегам и попросил не денег, которые всегда нужны, а именно содействия. Ведь фильм будет на благо города – такая интересная имиджевая история, которую увидят во многих странах. Права на еще не снятый фильм уже проданы в Канаду, Америку и Мексику. Я обратился за разрешением на съемки и моральной поддержкой к Шанцеву. В резолюции он написал: срочно помочь, поддержать, посодействовать. Мы будем рады любой поддержке, будь то помощь с гостиницей или транспортом. И сделаем всё, чтобы отблагодарить тех, кто поможет художникам.

Справка «НП»

Арсений Гончуков. Кинорежиссер, сценарист, поэт, журналист. Родился в Нижнем Новгороде в 1979 году. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, Школу кино Высшей школы экономики. Работал корреспондентом и ведущим на телеканалах: «Первый канал», «Россия», «Пятый канал», «ТВ Центр», «Звезда», «Волга». Участвовал в качестве спецкора в событиях августа 2008 года в Южной Осетии. В 2012 году был вторым режиссером 12-серийного художественного фильма «Синдром дракона».
C 2012 года снимает авторское безбюджетное кино.

Теги: Искусство