Новая газета: Кино на самокате. На Международном кинофестивале в Монреале Россию представляет «Сын» Арсения Гончукова — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Новая газета: Кино на самокате. На Международном кинофестивале в Монреале Россию представляет «Сын» Арсения Гончукова



Кино на самокате

На Международном кинофестивале в Монреале Россию представляет «Сын» Арсения Гончукова

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 96 от 29 августа 2014

ЧИТАТЬ НОМЕР

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Вадим Андреев в роли отца и Алексей Черных в роли сына

Фильм, удостоенный главного приза выборгского «Окна в Европу», снят без участия государства на собственные средства авторов.

Один молодой человек с неопределенной внешностью и еще более неопределенными занятиями, живущий в одном из неочевидных подмосковных городов, пытается всеми правдами и неправдами (неправды у нас — более действенны) вывезти больную шизофренией мать в благополучную Германию. Там не надо будет колоть ей галоперидол, ломать дверь в ванную, куда она запирается, волочить ее, извивающуюся от очередного приступа, в кровать… и снова колоть. Когда толстая пачка купюр передана сомнительным дядям, получены разрешительные документы… мама умрет. Тут парня переклинивает. Как будто он не может поверить в происшедшее (и убеждает в этом других). Если это боль или тихое отчаяние, то полностью парализующие остальные чувства. Словно внутри случился атомный взрыв, и теперь среди этой ядерной зимы он силится обнаружить что-то живое.

Полумертвец с застывшей растерянной улыбкой, он встречается со стервой сестрой, устаканившей в Москве благополучную жизнь, не желающей тратить нервные клетки на сострадание («Она что, мать? Она — овощ»). Он рассказывает маминой подруге-библиотекарше, что очень даже все неплохо, и маме лучше. Он будет повторять, что если заботиться о человеке, окружить его любовью, он обязательно выздоровеет. Обязательно! Это такая мантра, которая почему-то дала сбой в реальной жизни. Наконец, встречается с отцом, когда-то бежавшим от семейных проблем (у него же работа, командировки, а дома — ад), заведшим новую счастливую семью… Тут обида на весь мир, затаившаяся режущая боль, неспособность прощать — вырвутся на волю в непредсказуемой смертоносной силе… Так одной из важных подспудных тем фильма становится проблема инфантилизма, таящего опасность саморазрушения.

Тягучая черно-белая депрессивная драма Арсения Гончукова, полная недосказанности, могла бы стать еще одной прилежной попыткой арт-хауса, эпигонской вариацией авторских опусов «ленинградской школы». Но в этом далеко не совершенном фильме, в его длинных планах и паузах, в драматургической несобранности есть своя интонация, свой ритм, а главное, ощущение рвущихся связей между человеком и внешним миром. Ощущение безвоздушного вакуума, из которого не вырваться… И еще, что редко в нашем авторском кино, в фильме есть нерв, который держит напряжение.

Визуальный минимализм обеспечивает строго вычерченная черно-белая графика. Заснеженный амфитеатр стадиона, парковые ангелы с облупленными носами, поддерживающие громоздкие вазоны, лавочка в кружеве черных теней от веток на белом снегу, станция электричек, ночная Москва, с монолитом движущихся в снежном пару машин-привидений. Зимние пейзажи выразительны и недороги для съемок, не грешат вкусовым излишеством, картинка суха, подтянута, изысканна.

Арсений Гончуков — один из немногих в России независимых авторов. «Сын» — уже третья полнометражная картина, снятая без поддержки государства, на личные средства режиссера и интернет-пользователей. Съемочная группа чаще всего работает бесплатно. Стоимость фильмов ниже возможного — примерно $20 тысяч. «1210» — драма о послевоенном синдроме, в центре которой маленький человек — ветеран афганской войны, безуспешно ищущий справедливости у бесчувственного государства. «Полет. Три дня после катастрофы» — мелодрама о человеке, вынужденном выбирать между любовью и ненавистью.

По сути, все его авторские картины с сильным социальным подтекстом — о выборе, который жизнь ставит перед героями. О выборе, который выворачивает наизнанку, располосовывает жизнь на «до» и «после».

Гончуков отказывается штамповать ситкомы и телемувики: «Для меня смысл режиссуры — снимать настоящее и стоящее. Кино. И тут нет ни капли того самого «я хочу снимать то, что я хочу, и почему мне не дают денег те, кто снимает то, что хотят зрители?». Нет, просто не будем забывать, что кинематограф прежде всего искусство, а не шоу-бизнес».

Стоит ли удивляться, что все фильмы Арсения востребованы фестивалями (короткометражка «Конечная остановка», посвященная проблеме национальных конфликтов, была даже участником Каннского фестиваля).

Мало того что авторы устраивают своим лентам интернет-премьеры, они умудряются демонстрировать их и в кинотеатрах. Так, был организован показ  фильма «1210» по системе «кино на самокате» (вне дистрибьюторских компаний, усилиями самих создателей фильма) и при поддержке сети «Московское кино». В итоге это кино увидели жители 20 российских городов.

А еще Арсений написал манифест, обращенный к коллегам, молодым режиссерам:

«И не думать. И не ждать. Не надеяться. И заниматься делом. Своим. Пока есть силы, пока могу заработать деньги. Не идти на компромиссы со своей профессией. Нет. С продюсерами — можно и нужно. С собой — нельзя. То есть вообще — можно на них идти, и я часто иду. Но в чем-то — нельзя, да и какой смысл? Сегодня компромисс — завтра пустота. Если компромисс, то тогда вообще зачем быть режиссером? Короче — не париться. И снимать. Пока есть что снимать. И что сказать. Вот что главное».

Это главное и есть — его выбор…

https://novayagazeta.ru/articles/2014/08/29/60923-kino-na-samokate