«Сын» – в высшей степени авторское кино. О триумфаторе фестиваля в Выборге

Фестиваль в Выборге вызывает у многих традиционный скепсис: не только не Канны или Берлин, но даже не Сочи. Однако факт остается фактом: интересных фильмов в России ежегодно снимается больше, чем на один фестивальный конкурс. Доказательство тому — главный итог Выборгского смотра, во многих отношениях исторический.
Главный приз жюри, которое возглавлял продюсер Игорь Толстунов, достался фильму Арсения Гончукова «Сын». Вы, вероятно, о нем еще не слышали. Что ж, еще услышите, и сейчас для этого — самый подходящий момент. Во-первых, «Сын» — удивительно цельное и концептуальное кино для России, традиционной страны компромиссов, где режиссеры и продюсеры все время стремятся угодить и зрителям, и критикам, и фестивалям, и коллегам, и Фонду кино с Министерством культуры, а в конечном счете остаются милы только самим себе. Здесь же — никаких компромиссов. Тягучий, но, в то же время, и затягивающий черно-белый драматический фильм — психологический портрет немногословного молодого человека, который ухаживает за тяжело больной матерью и готов пойти на все ради того, чтобы поставить ее на ноги — что, кажется, уже невозможно, но истинно любящему сыну это неважно. Любовь, впрочем, в фильме умело уравновешена тоской, экзистенциальной тревогой, не покидающей ни зрителя, ни героя вплоть до трагической развязки.
В целом, типологически это совершенно европейское кино, но на узнаваемом отечественном материале. Редкая птица. Но это только во-первых. Во-вторых, которое в данном случае ничуть не менее важно, — фильм снят практически партизанским методом, вне утверждений в разного рода официальных инстанциях и привычного многим заискивания перед спонсорами и продюсерами. Гончуков давно снимает кино — это далеко не первый его фильм, хотя можно предвидеть, что его карьеру отныне будут отсчитывать именно с «Сына», — за свои деньги и деньги друзей. За дешево или за бесплатно — но зато так, как ему кажется правильным. То есть, перед нами по-настоящему режиссерское, в высшей степени авторское кино, и будь оно даже в сто раз глупее и беспомощнее, все равно заслуживало бы восхищения.
Это, вероятно, не может и не должно стать универсальной моделью — независимые режиссеры тоже должны чем-то питаться, — но зато способно послужить универсальной прививкой от конъюнктурности, стремления кому-то угодить, которым болеют столь многие дебютанты. Будьте честны, и к вам потянутся — в том числе, широкие зрители. Недаром приз «Сыну» выдал именно Толстунов — продюсер, известный многими блокбастерами.