Ревизор: Арсений Гончуков: «С «Районом тьмы» мы были первыми» — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Ревизор: Арсений Гончуков: «С «Районом тьмы» мы были первыми»



Арсений Гончуков: «С «Районом тьмы» мы были первыми»

Режиссер Арсений Гончуков о веб-сериалах, завершении века телевидения и о новых профессиях в кинематографе

Автор: Ревизор.ru
Фото: соцсети

Продюсер, сценарист, режиссер Арсений Гончуков – автор четырех полнометражных картин, которые транслировались по федеральным каналам, с успехом прошли в России и за рубежом. Его называют представителем «безбюджетного» кино, ведь на свои творения режиссер не попросил у государства ни копейки. Арсений снял первый в нашей стране интернет-сериал. В интервью «Ревизору» Гончуков рассказал о том, как работал над своими фильмами практически без денег.

С какого времени началось подвижничество Ваше — снимать кино без государственной поддержки?

 

Это где-то 2009 год. Я переехал в Москву и, поработав здесь первые пару лет, пошёл учиться в киношколу. Сделал дипломную короткометражку «Конечная остановка» и после этого произошёл серьезный жизненный перелом. Можно было сидеть, ждать шанса, пробиваться в киноиндустрию годами, обивать пороги, но я выбрал другое. Начал снимать малобюджетное кино.

Вы создаете качественные, знаменитые картины с минимальными затратами и даже без коммерческих инвесторов?

 

Мы снимали кино на свои деньги. Помогали друзья, неравнодушные люди те, кому нравилось то, чем мы занимаемся. Наши занятия кино в таком режиме были достаточно дерзким приключением.

Фото: соцсети

Несмотря на вот такую любительскую составляющую, тем не менее, у вас получалось очень профессионально.

 

Очень важным для меня было то, чтобы наше творчество не было любительщиной, чтоб это был профессиональный процесс. Я работал во «взрослом», индустриальном кино и мне было важно, чтобы наша деятельность не была кустарщиной. Много ведь «деятелей», которые приходят в кино из другой сферы и сразу считают себя профессионалами. А бывают актеры или драматурги, кричащие, что снимают фильмы, а на самом деле делают что-то мало похожее, такое продвинутое хоум-видео. Я старался привлекать к своим съемкам только профессионалов: актеров, операторов, техников, звукорежиссёров. И мы, по мере возможности старались всё делать на уровне.

Всегда получалось?

 

Не всегда, особенно первые фильмы, когда мы снимали на фотоаппарат. Но стоит пытаться. Я написал книгу, на первых страницах в ней описываю, как фильм за 600 тысяч, победил фильмы за несколько миллионов долларов, взял гран-при на фестивале окно в Европу в Выборге.

Кстати, Ваш знаменитый фильм «Сын», который прошел в кинотеатрах и по телевидению, тоже ведь был снят без господдержки?

 

Да, конечно. У меня вышло четыре фильма. Три из них сняты на фотоаппарат и с бюджетом каждый по 600 тысяч.

Можно сказать, что вы занялись интернет — фильмами, потому что их производство намного дешевле?

 

Где-то в 2015 году, когда мы уже сняли 4 полнометражных фильма и у нас уже было около двадцати наград за них, когда нас уже показывали в Европе и в Австралии, мы занялись работой над интернет-сериалом «Район тьмы». Он стал первым интернет-сериалом в России. Сделали до 18 года 19 серий.

Производство одной серии «Района тьмы» обходилось примерно в 150 тысяч рублей. И это учитывая постпродакшн и с продвижение в сети. Конечно, это для кино невероятно малые деньги, просто ничтожные.

Фото: из открытых источников

Оправдал «Район тьмы» ваши надежды?

 

Почти три миллиона просмотров на ютуб канале. Этот продукт вообще без инвестиций, здесь не было задачи заработать, здесь не было серьёзной пиар-работы, я считаю, что проект, конечно, выстрелил. Его знают, его смотрели, он оправдал наши ожидания и творческие планы, которые мы на него возлагали.

На съемки приглашали множество волонтеров. Зачем?

 

Волонтёры удешевляют процесс, бесплатно нам помогали. Но работа с ними, да, порой бывает хлопотная, трудозатратная. Мне даже говорили однажды: «тебе надо брать с них деньги, потому что это такая офлайн живая киношкола». Тем не менее, я так не думаю, волонтеры — важная составляющая нашего «дикого» кинопроцесса.

Интернет-сериал в начале – это была такая придурь, нам хотелось быть ближе к зрителю.

Уже через пару лет в эту сферы пришли большие дяди с миллиардными бюджетами, стали снимать интернет-сериалы. В России появились онлайн-сериалы, это как бы гибрид, телесериалы которые снимались всегда, выкладывают теперь на интернет-платформы.

Фото: из открытых источников

Могут ли онлайн сериалы вытеснить обычный кинематограф?

В первую очередь они вытеснят телевидение. Дело не в жанре, а в формате подачи. Есть эфирное время, кнопка, ящик — этот способ доставки контента, эфирный телек с антенной, неминуемо исчезнет. В ближайшее время он будет погибать, как в своё время радио. Раньше в проекте дома закладывалось: из стены будет торчать провод для радио, сейчас этого нет. Онлайн убьет сериалы, которые снимаются для эфирного телевидения, это вопрос ближайших лет, большинство сериалов будет сниматься с упором на то, что их будут с смотреть на интернет-площадках.

Поспособствует ли онлайн телевидение появлению новых интересных режиссёров? Или это не связано?

 

Я в этом смысле скептик. Пару сотен режиссёров снимали для телека, сейчас будут снимать для онлайна. Думаю, в творческом плане мало что изменится. Ну да, раньше нельзя было материться, сейчас в онлайн стали появляться более жесткие сериалы, где всё это не возбраняется.

Фото: соцсети

Сейчас главный в картине, продюсер, а не режиссёр, не то, что было раньше, хорошо это для кино или плохо?

 

В сериалах сегодня на первый план выходят сценарист и продюсер, режиссёров меняют от серии к серии, это приглашённый художник.
Сейчас идеально вообще чтоб был шоураннер — сценарист, режиссёр, креативный продюсер. И это здорово, потому что как правило такой человек, очень редкий, конечно, может сделать высокоуровневый продукт.