ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ДЛЯ ГОПНИКОВ: «НУЛЕВОЙ» («РАЙОН ТЬМЫ»)
Арсений Гончуков 23 ноября опубликовал новый эпизод интернет-сериала «Район тьмы. Хроники повседневного зла». Сюжет каждой серии не зависит от предыдущих: объединенные в один формат мини-истории составляют, как уже писал RussoRosso, антологию социальных драм. Обращаясь к различным классам, Гончуков последовательно показывает проблемы каждого из них. Девятая, последняя на данный момент, серия называется «Нулевой».
Арсений Гончуков, обеспечив финансовой независимостью полный контроль над своими фильмами, работает как самостоятельный автор. Две постоянно интересующие его темы — это социальные проблемы и экзистенциальный кризис в пограничных ситуациях, прежде всего — в столкновении со смертью. Стремясь донести свои идеи до разных групп и одновременно хорошо владея кинематографической техникой, Гончуков высказывается на разных языках. Стоит сравнить, скажем, его работу с длинными кадрами и молчанием в фильме «Последняя ночь» (2015) с нарочито развлекательным форматом «Района тьмы». Первый очевидно предназначен для фестивальной публики, второй — для широкой аудитории интернет-пользователей. В последних двух сериях «Района» Гончуков, уже завоевавший признание (у канала шоу на YouTube больше восьми тысяч подписчиков, а количество просмотров разных эпизодов колеблется примерно между 70 и 165 тысячами), начинает допускать и более сложный язык высказывания. Если в восьмой серии схема повествования перестает быть линейной, то в девятой персонажи начинают открыто говорить терминами экзистенциальной философии. Перед лицом смерти, оказывается, возможно «совершить поступок», а пограничная ситуация открыто называется освобождающей. Именно в этом смысле следует понимать заголовок «Нулевой», где ноль означает свободу от какого-либо предзаданного содержания. Свой месседж Гончуков проговаривает через персонажей без малейшей иронии, не позволяя свести тему к интеллектуальному заигрыванию. Это серьезный разговор с широкой аудиторией (может, с теми же гопниками, почему бы и нет!), который становится возможным благодаря сознательной манипуляции техникой сюжетного и визуального повествования.