РЕПОРТАЖ
Стройка, шпроты, увечья, или Презентация сериала «Район тьмы»
Побывали на премьере интернет-проекта Арсения Гончукова, посмотрели первую серию «Это – любовь» и поговорили с режиссером о судьбе безбюджетных веб-сериалов
- 2 марта 2016
Перед самим показом Арсений открыл собравшимся небольшой секрет. Даже два. Первый, что начальный эпизод до сих пор видели только пара человек.
Арсений Гончуков: «Накануне вечером эта серия пришла с цветокоррекции. Сегодня целый день я делал оформление, сводил фильм с титрами и звуком. Закончил в пять часов, сел в машину и поехал на презентацию. Это был жесткач».
Второй – что первая серия вовсе не первая, а третья по счету из готовых на данный момент. Долго выбирая, режиссер пришел к выводу, что такой «пилот» точно «полетит».
Арсений Гончуков: «Я – монтажер, знаю там каждый пиксель. Даже старые фильмы не смотрю, потому что те эмоции, которые туда были заложены, возвращаются, а иногда они не самые лучшие. О том, как зритель вел себя во время показа, мне расскажут, обязательно найдутся доброжелатели».Они нашлись. После финальных титров серии «Это – любовь» и короткого видео-бекстэйджа к режиссеру начали подходить гости с поздравлениями. Говорили о правде жизни, переданной на экране. Арсений подтверждал: «Кино – это и есть метафора жизни». Кажется, вникнуть в проблематику сюжета публике не помешали ни обилие нецензурных выражений, ни сцены «грязного секса», ни реалистичность насилия.
Арсений Гончуков: «У нас вышло довольно жесткое кино. Я не исключаю того, что кто-то из партнеров напишет мне, попросит снять логотип и разорвет сотрудничество. Я к этому готов, это нормально. Их можно понять — фильм, в котором сплошной мат. Думаю, что и некоторые подписчики уйдут. Но это очень важный процесс, именно таким образом формируется аудитория нашего сериала».
— В чем выгода: проводить подобные мероприятия, снимать малобюджетное кино, выкладывать его в открытый доступ? Откуда деньги, Арсений?— Мы не зарабатываем, и более того, испытываем финансовые сложности со средствами, на которые можно снимать. Уже исчерпали ресурс, который я вкладывал в прошлом году из своих личных средств. Скажем, я мог бы купить машину новую, а в итоге взял подержанную. Все деньги грохнул в сериал. Надеюсь, что он будет выходить и дальше. Уже был разговор с Sony Pictures, они меня приглашали к себе. Но ничего конкретного. Тут в целом философия простая. Если ты делаешь хорошую вещь — она будет востребована, значит, появятся возможности. Пока, думаю, отдохнем какое-то время, накопим денег и продолжим. У меня серьезное намерение снять 12 серий. Простаивать не хочется.
— Так а какие тогда критерии успеха сериала? Зрительская любовь?
— Наверное, это некий резонанс, который возникает от этого продукта. Главный критерий успеха — количество подписчиков на сайте, наших сторонников, которые реально хотят смотреть сериал и ждут каждый новый эпизод. Лично для меня несколько тысяч людей, которые получат серию лично на почту, будут мощной мотивацией для того, чтобы продолжать снимать. Значит, сериал нашел свою аудиторию.
Наша главная цель — работать в жанре, делать более зрительское кино. Это установка. Мы не хотим фестивалей, не хотим, чтобы про нас писали кинокритики, не ориентируемся на ТВ. Это видно по первой серии — там столько мата и жести, что ни один канал это не покажет. Мы ориентируемся на то, чтобы создавать кино для зрителя, но при этом оно должно быть умным, несущим смысловой заряд. Свалиться в авторское кино не хочется, хочется, чтобы триллер и другие вещи, будоражащие зрителя, сохранялись.
— У вас есть какой-то план по продвижению?
— Это самое сложное, так как опыт достаточно новый. Я пытался как-то изучать, как осуществлять маркетинг, как продвигать, как распространять — вопросов миллиард. Плохо, что я в первую очередь – режиссер, а не маркетолог, мне сложно все это постигать: новые программы, интерфейсы, алгоритмы действий. Вообще у творческих проектов нет каких-то шаблонов. Интернет-сериал для России — достаточно новое явление, которое отличается от подобных зарубежных проектов: другой интернет, другие зрители, другие привычки.
У нас же как обычно делают — снимают сериал целиком, потом запиливают на канал. Иногда он выходит через год-два после продакшна, а иногда и через пять лет. В США на кабельных каналах делают ровно наоборот — снимают две-три серии, запускают их, по ходу анализируют реакцию зрителей (соцсети, отзывы, рейтинги). Следующие серии уже меняют (переписывают сценарии, меняют героев). Таким образом достигается максимальное качество зрительского продукта. У нас в проекте происходило то же самое. Например, скажу только одно, после выпуска четырех тизеров на нашем канале я понял, что людям в интернете интересна, например, социалка, и должен быть какой-то определенный социальный подтекст. YouTube цепляется больше за актуальные темы. Да и я это люблю. Произошла коррекция.
— Да, ваш канал на YouTube забанили прямо накануне премьеры.
— Ситуация была катастрофическая, но сейчас уже все нормально. Доступ закрыли по глупости, это робот, что с него взять? Мы не делали ничего противозаконного. Я отправил в почте общую рассылку по подписчикам. Видеоканал не должны банить за это, а тут забанили весь google-аккаунт, YouTube ведь висит на почте. Я написал жалобы, но проблема была в том, что канал могли разблокировать очень не скоро. Мне помогли друзья, у которых есть контакты в Google, также мы сразу уведомили директора YouTube в России, менеджеров YouTube в ведущем офисе в Лондоне. Еще нашелся человек, который знает молодого программиста в головном офисе Google в США. Не знаю подробностей, но благодаря ему процесс ускорили. И нас разбанили в разгар презентации «Района тьмы» мне сразу написали друзья, что канал работает.
Это, конечно, был идиотизм с моей стороны, есть же специальные сервисы для рассылки. Но я не думал, что реакция будет настолько резкая. Причем с правовой стороны у нас все кристально чисто: музыка своя, у меня с композиторов договор, видео стороннее мы не используем.
— У вас много партнеров, которые помогают вам оборудованием, локациями, услугами постпродакшна. Как вам удается их найти и уговорить работать вместе даже на таком неоднозначном проекте?
— Ну, потому что я не первый день снимаю кино, видимо, поэтому. Людям нравится то, что мы делем. Я не могу сказать, что никого ни о чем не прошу. Я прошу, предлагаю, договариваюсь. Есть компании, которые вообще от нас ничего не требуют, например, Rentaphoto. Они не просят разместить логотип, потому что это и так сильная компания, у которой все хорошо. Но я размещаю их логотип в титрах просто по собственному позыву, потому что очень хорошо помню, благодаря кому мы живы. Для меня это не бизнес, наш сериал — не способ заработка.
— А как вы удерживаете людей, вашу команду? Вы говорите, что многие из них работают бесплатно.
— Им интересен проект, который мы снимаем на достаточно высоком уровне. Цветокоррекция 12-минутного фильма была сделана на студии Dark Room, где красится значительная часть российского прокатного кино. Студия, предоставившая звук, работала над фильмом «Брестская крепость» и сериалом «Екатерина».
Чем я мотивирую? Наверное тем, что ничего не делаю специально, у меня нет какой-то технологии, но люди видят, что я горю, болею душой за проект, за ребят. Еще очень важный аспект: часто режиссеры не доводят проекты до конца. Недоделанных и брошенных фильмов огромное количество. Я все фильмы доделываю и очень быстро — просто не успокоюсь, пока не доделаю. Люди это видят и верят, что если они пойдут к Гончукову, отдадут свое время, силы, ресурсы, то он доведет дело до конца. Но это один из аспектов. На самом деле, все зависит от результата. Люди видят результат и идут. Говорю это без ложной скромности.
— Вернуться к полному метру собираетесь?
— Вообще не планирую снимать полный метр, не хочу. «Район тьмы» — это не заявка на то, чтобы мне дали работу в каком-то дорогостоящем проекте. Нет. Мне пришлось отказаться от двух предложений снимать телесериал, чтобы заниматься «Районом тьмы».
Мне не хочется работать на телевидении. Ветвь моей творческой эволюции — веб-сериал, и это не попытка добраться до каких-то продюсеров. У меня уже есть перспективы второго подобного проекта. Так что «Район тьмы» — не средство, а цель.
— По вашему мнению, существует ли перспектива ухода кинематографистов в веб-сериалы?
— Абсолютно, это ужасно перспективное дело. За ними будущее. У Warner Bros. уже есть свое специальное отделение, которое занимается этим направлением. И Sony делает свое отделение. Сейчас очень многие люди хотят снимать веб-сериалы, всем кажется эта форма такая простая, доступная и дико интересная. Первое неправда, а второе — да.