![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/896f6057bc04894f809f082b328035af.w606.png)
РЕПОРТАЖ
Снимается кино: «Район тьмы»
Правило трех дублей, негласная сверхзадача, отголоски Финчера и встречи с полицией у костра
- 29 декабря 2015
Формат: на стыке жанров
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/17-img_4289-20001.jpg)
Арсений Гончуков (слева), режиссер, сценарист, продюсер и монтажер / Фото: Мария Гальцова
К формату интернет-сериала Гончуков обратился из-за разочарования в большом экране: «Те трудозатраты, которые вкладываются в кино, даже с учетом фестивалей, проката и телепоказов, к сожалению, не оправдываются, слишком мала оказывается коммуникация со зрителем». Интернет же дает возможность прямого контакта автора и аудитории, которая к тому же становится значительно шире. В первом сезоне «Района тьмы» запланировано двенадцать серий продолжительностью 7-10 минут. Как и предыдущие проекты Гончукова, этот создается независимо и без существенного бюджета, что накладывает свои особенности на производство. Какие — мы разобрались, посетив съемочную площадку проекта.
Группа: профессионалы + энтузиасты
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/50-img_4412-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Правда, открытость новым людям вовсе не означает, что участие в сериале может принять любой желающий. Как говорит Арсений: «С одной стороны, чтобы попасть в команду, стоит очередь. С другой — есть достаточно большая ротация. Люди частенько уходят или я сам увольняю. Дело в том, что у нас настоящая, тяжелая киношная работа, а это понимают не все. Многие думают, что тут – общение со звездами, катание на облаках и красные дорожки. А в действительности — рутинный труд: договориться, привезти, отвезти, купить, собрать, убрать. Приходят люди с тремя языками и пятью образованиями и жалуются, что я заставляю их курьерами работать. А курьерами у нас работают все, включая меня, потому что мы все работаем за идею, и все делаем всё».
Например, оператор на одной из серий выполнял часть обязанностей гаффера, а титры и снимались операторской группой из двух человек. После того опыта было решено, что команда должна быть больше, тогда и работа двигается быстрее, и смены даются не так тяжело. Сейчас на сериях, как правило, трудится полная группа.
По словам Васи Широкого, многое в действиях команды строится на доверии: «Нельзя доверить фокус первому попавшемуся человеку. Хотя это и узконаправленная профессия, но очень ответственная». Поэтому в качестве фокус-пулера Вася пригласил своего бывшего однокурсника Максима Кирюнина. По той же причине звукорежиссер Михаил Барковский работает один, хотя ему и предлагали взять ассистентов.
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/38-39-img_4231-2000-bw.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Что касается актерского состава, то тут Арсений привлекает исключительно профессионалов – проводятся кастинги. В эпизод «Обычный человек» были отобраны актеры Олег Харитонов и Елена Торяник. Непрофессионалы привлекаются редко, как говорит Гончуков: «Только по задаче, если нужна естественная импровизация или яркий типаж».
Арсений указывает на ещё одну особенность группы, подтверждающую складывающийся тренд: «У нас работают женщины, сплошные женщины». И это не далеко от истины — добрую половину группы составляют представительницы прекрасного пола: продюсеры, второй режиссер, художник-постановщик, художник по костюмам, художник по гриму, ассистентки.
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/1-2-img_4231-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы». Подготовка актеров / Фото: Мария Гальцова
И ещё один момент, который вызывает удивление. При сменах, длящихся порой по двадцать часов, группа и актеры работают бесплатно. Но, кажется, никого из участников процесса этот вопрос не волнует. Как говорит администратор площадки Светлана Витте: «Люди здесь находятся не за деньги, а ради чего-то более важного, из чего берется и энтузиазм, и интерес, и самоотдача».
Съемочный процесс: дубли, локации и полиция
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/8-9-img_4231-2000-bw.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Поскольку центральная тема фильма — повседневное зло, то очевидны места действия: улицы спальных районов, пустыри, гаражи, подъезды, квартиры обычных многоэтажек. В регулярной смене локаций Вася Широкий видит плюс: «Хорошо, что у нас постоянно разные места, разные интерьеры, благодаря чему не возникает замкнутости, как на ситкомах». Съемки эпизода «Обычный человек» проходят в квартире в Коммунарке. Помещение безвозмездно предоставил Дима Шмидт, проникшийся одной из записей Арсения в соцсетях и решивший его поддержать: «Мне захотелось что-то сделать за идею, и я предложил свою помощь. Было несколько дел: сначала нашел пару локаций, потом что-то отвез на машине. А затем я сам предложил свою квартиру». Условий с его стороны было лишь два: чтобы не осталось «непоправимого ущерба» и чтобы у всей группы была сменная обувь. Сам Дима присутствует на площадке, но не столько для того, чтобы следить за соблюдением «условий», сколько за тем, чтобы помогать по мере возможностей.
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/13-img_4276-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
На вопрос о сложностях съемок в квартире администратор площадки отвечает, что они связаны в основном с ограниченностью пространства. По словам Светланы, главное — умение быстро определить, как распорядиться пространством и как организовать работу: «Приехав на локацию, мы сходу решаем, где снимаем и в какой последовательности. Работая над одним кадром, максимально занимаем остальное пространство, которое не задействуется. Например, сейчас мы снимаем первый кадр на кухне, потом переходим на ванну. Пока работаем над сценой в ванной, будем освобождать коридор, который понадобится для съемок дальше». Как только всё готово для съемок той или иной сцены, большая часть группы собирается в другой комнате, наблюдая за действием с помощью плейбека. Команде «Мотор!» предшествует репетиция, позволяющая, по словам оператора, «понять и запомнить мизансцену».
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/24-26-img_4231-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Ближе к вечеру из квартиры съемки перемещаются на улицу. Одним из препятствий становится полиция. Смена близится к концу, снимается сцена возле костра (использовалась газовая горелка), который и привлекает внимание патрульных, — ассистент едет в участок, впрочем, вскоре возвращается живой и невредимый. В съемки другой серии тоже вмешались полицейские. По сюжету герой должен застрелить двух людей на улице. При этом использовалась пиротехника и бутафорский пистолет. Имитация разбоя заинтересовала проезжавших мимо сотрудников МВД, однако увидев, что это просто кино, они отнеслись к происходящему с пониманием.
Работа с чистовым звуком: петлички, «пушка» и соседская дрель
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/40-41-img_4231-2000-bw.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Кроме того, на площадке приходится решать и вопросы с посторонними шумами. Характерный пример, повторяющийся регулярно: звукорежиссер объявляет «Полная тишина, идёт звук!» Группа задерживает дыхание, режиссер дает команду: «Начали!» И где-то неподалеку начинает сверлить дрель. Человек, проводящий ремонт, очевидно, воспринимает «начали» на свой счет. Впрочем, уверяет Михаил, для сцен без реплик посторонние шумы некритичны, так как фоли перепротягиваются и перезаписываются. Но вот «реплики не вычистишь», а потому после нескольких сорванных дублей кто-то из команды отправляется на поиски человека с дрелью.
Оборудование: камеры, оптика, свет и скидки
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/22-img_4308-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
На площадке используются разные камеры, в том числе RED Dragon, Sony PXW-FS7, Blackmagic 4K, Canon C-500. Как раз на последнюю снимается «Обычный человек». По мнению Васи, это камера дает хороший результат. При относительно небольшой стоимости, она, пусть и на внешний рекордер, пишет 4K, формат, в котором по принципиальному соображению было решено снимать сериал. Кроме того, Вася считает, что это лучшая камера из доступных в аренду, которая «видит» ночью.
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/4-img_4234-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Набор оптики, с которой работает команда — это комплект Samyang и комплект Carl Zeiss Compact Prime. Наиболее ходовые объективы — Carl Zeiss 25mm и 35mm, поскольку они дают «усредненный человеческий взгляд». Также на съемках используется радио-фокус C-Motion. Он удобен при работе в небольших помещениях. И фокус-пулер может находиться за плейбэком. Говоря о дополнительном оборудовании, Вася возвращается к теме ограниченного пространства. В эпизоде «Дед Мороз» был технически сложный кадр, когда нужно было с камерой проехаться по кровати, наезжая на героя-мальчика. Из-за небольших размеров комнаты понадобился слайдер.
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/46-img_4400-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Что касается светового оборудования, то группа старается минимизировать использование искусственного света и сохранять естественное освещение. Осветитель Иван Сахаров рассказывает, что обычно задействовано: «В ванной (самом маленьком и замкнутом помещении квартиры, — прим. tvkinoradio.ru,) у нас есть China Ball, создающий рисующий свет, и один прибор Kino Flo. Для сцены на кухне — Kino Flo 4×4 и на заполнении LED-панель».
Визуальное решение: отголоски Финчера, поэзия улиц и YouTube
![](https://gonchukov.ru/wp-content/uploads/2021/02/28-img_4328-2000.jpg)
На съемках «Района тьмы» / Фото: Мария Гальцова
Продумывая визуальное решение, авторы отталкивались от различных референсов, среди которых, например, «Семь» Дэвида Финчера. Речь не идет о копировании, а скорее, о поиске вдохновения в каких-то отдельных моментах. Любопытен и другой подход в поиске референсов: «Мне нравится, что зачастую мы и сами себе создаем референсы, — рассказывает Вася. — Как-то ездили на поиск локаций, искали мост. Я сфотографировал Арсения на iPhone, а он посмотрел и говорит: «Вот это то, что нужно». Из этой фотографии в итоге выросла идея плаката. Мы сняли это место ещё раз уже на хороший фотоаппарат, а дизайнер потом обработал». Арсений подытоживает тему изобразительной стороны проекта: «Хотя мы обходимся без каких-то вещей, свойственных большому кино, визуально мы все же снимаем именно кино. Не пошлый сериал или вирусное видео».