В конце 2023 года, когда стало известно, что фильм «Внутри каракурта» наконец готов, тяжелая история постпродакшна окончена и пора двигать фильм на фестивали, мы пообщались о фильме и о том, как он может быть воспринят в Европе, с представителем крупнейшего фестивального агентства, много лет работающего как раз на Европейском кинорынке.
В итоге фильм продвигали совсем другие люди, которым мы бесконечно благодарны за первые победы Каракурта — призы в Лос-Анджелесе, Бразилии, показы в Джорджии (Атланта), в Мельбурне. (К слову, некоторые фестивальные агентства нашего Каракурта и вовсе испугались и отказались иметь отношение к его продвижению).
Но разговор мы наш сохранили, посчитав его любопытным, и теперь публикуем некоторые выдержки из него. Которые помогут воспринимать наш непростой фильм через призму специалистов с огромной насмотренностью подобного кинематографа.
Х. Мироненко, фестивальный агент:
У вас в плане смысловой нагрузки всё побогаче, чем все формалистские эксперементы и фильм как раз экстенсионально религиозный, он смотрится очень современно, то есть для меня это стало такой метафорой всего российского общества со всеми его багами — с антипрививочниками, со сталинистами, c религиозными какими-то фанатиками, то есть всё вот это в комплексе отражает весь социум, который жрёт сам себя и за счёт этого кино может восприниматься как политическое всё-таки за границей.
Хотя можно ожидать, что азиаты будут смотреть это как физиологический боди-хоррор и в меньшей степени углядят там что-то социально-ориентированное, политическое и так далее.
Вам сложнее будет при этом на фестивалях, потому что большинство фестивалей как бы они себя ни позиционировали, они в первую очередь думают о залах, о зрителях и так далее, поэтому чаще всего выстреливают сбалансированные фильмы — авторско-зрительские. А когда требуется большая работа, а в данном случае даже физиологические, наверное, некоторые усилия, чтобы досмотреть фильм, чтобы вот это всё вытерпеть, то есть человек, который не привык к боди-хоррорам, он идёт на арт-хаус, а получает… другие эмоции от радикального экспериментального кино.
Арсений Гончуков, автор сценария и режиссер:
Кстати, у меня была пара закрытых показов «Внутри каракурта» и на одном из показов были самые обычные люди самого обычного провинциального города. Никто не вышел из зала, всем дико понравилось, все хотели пересмотреть и запомнить какие-то моменты фильма и вообще восприняли его как современную сказку…
Другой показ был в МШНК, и там тоже были в восторге и потом просили дать пересмотреть кино, то есть никто не вышел из зала, то есть для кого-то вообще в кайф такое кино.
Вот эта физиологичность фильма — она как бы и плюс, и минус, то есть те фестивали, которые не готовы такое показывать, они быстро отпадут, может даже отборщики не досмотрят, ну то есть досмотрят если им лично это интересно, но они скорее всего на двадцатой минуте сделают выводы, что это не наше кино и могут пойти дальше, но при этом, например, есть фестивали, которые за это могут зацепиться. Поэтому есть те, кому физиологичность как раз зайдёт и это как раз тоже относится к тому, что есть отборщики, которые любят со зрителем поиграть в физиологию. Как американцы говорят: «смерть возбуждает».
Мне нужны смелые зрители! И фестивали.
Еще такой момент. Я может быть что-то последнее ваше не видела, но я понимаю, что это другое кино и вы дистанцируетесь от того, что снимали раньше… Кстати, отборщики в принципе любят, когда режиссёр уходит на новую территорию, потому что это показывает какую-то многогранность автора и, в общем-то, умение развиваться и в том, что вы пошли на другую территорию уже есть эксперимент. Все ценят выход из зоны комфорта, потому что можно сидеть и снимать годами одно и тоже, кто-то это потребляет, какая-то аудитория сложилась, ну и как бы прикольно сидеть и на неё работать. В этом как бы уже пропадает элемент искусства, а вы пошли другим путём и именно вот в профессиональной киноведческой среде — это ценится, вот этот выход за рамки авторского комфорта, за расширение своего стиля.
Вы зашли на новую территорию экспериментального кино, сняли непохожую на предыдущие работы вещь. Это важный момент именно в вашем позиционировании себя и опять же это должно выглядеть достаточно гармонично, потому что сейчас уходить в эксперимент самое время. Это тоже надо быть достаточно умным и сообразительным автором, чтобы это делать, потому что когда нельзя о чём-то говорить прямо, то пожалуйста вот вам целый набор символического инструментария с помощью которого можно говорить в общем-то на любую тему, под любым углом и ракурсом практически. Молодец тот, кто это делает и не молчит. В принципе, запрос на такое кино есть, потому что от России что-то смелое ожидать сейчас как раз очень трудно. Ну или все ждут от России и про Россию манифестов, а в экспериментальной зоне никто не делает ничего такого жесткого.
То есть с одной стороны, фильм наш нужен и востребован, а с другой — судба его будет непростой даже на самых радикальных фестивалях?
Да. Понятно, что судьба его будет очень сложной в том плане, что очередь из фестивалей не встанет, надо будет с каждым контактировать, общаться, выходить на связь, но те кто захотят показать они найдутся.
Ну вот, кстати, финал фильма тоже конечно с Мадонной этой, такой… Реакция каких-то религиозных, скажем так, людей может быть непредсказуемой. У кого-то это может наоборот вызвать какой-то катарсический восторг, а у кого-то это может вызвать отторжение. Тут, конечно, с религиозными товарищами всегда трудно угадать, но я думаю, что какие-нибудь испанцы должны воспринять очень хорошо картину, и с таким финалом ещё каноническим.
То есть советуете ориентироваться на Юг?
Да, Латинская Америка, думаю, это ваша ЦА. А вообще спасибо за фильм. Было очень интересно посмотреть, потому что это было не то чего я ожидала и это здорово. У меня всегда проблема со смотрением, потому что всегда очень хочется увидеть что-то интересное, но каждый раз садишься и из-за того, что очень много присылают смотреть негодных фильмов и каждый раз садишься и немножко страшно, что блин, сейчас будет полтора часа мучений, и конечно нам самим, отборщикам, очень приятно, когда нас удивляют. В хорошем смыслe. Это не значит, что ваши прошлые фильмы были какие-то не такие. В общем, нам всегда столько плохих картин присылают, что каждый раз не верится, что сейчас будет что-то хорошее.
И послевкусие после фильма интересное. Сначала было тяжеловато, как раз из-за того, что не то что ожидала, и как бы надо вот настроиться на определённый показ… то есть сначала должны включиться какие-то настройки, переключение режима смотрения, и потом идёт хорошо. То есть, сначала перестраиваешься после вот такого основного потока того что мы смотрим, а потом вот уже с этим существуешь и смотришь. Хорошо.
Спасибо. Мне как режиссеру, который снял картину, которую мало кто понимает, даже толком не посмотрев ее, и отмахивается от меня как от прокаженного, подобные слова просто как отпущение грехов!
Очень важно выделяться из потока. Реально все несут одно и тоже в разных вариациях, а эстетически что-то новое приходится собирать по крупицам буквально годами…