В принципе уже на этом заголовке можно было бы закончить рецензию на фильм Гончукова. Но я позволю себе рассказать вам в чём секрет. Кино, как и крепкие напитки, требует особого подхода к потреблению. Любой ситком хорош под пиво, на диване, после тяжелой смены. Апокалипсис сегодня надо смотреть в тропиках, через проектор на стене старого бунгало, чтобы за зарешёченным окном шумели джунгли, а в стакане плескалось виски. Фильмы Гончукова — … тут всё сложнее.
Тут надо подбирать атмосферу к каждой картине. Если «Женщина у окна» требовала просмотра на большом экране в темной комнате, так, чтобы герои были в рост со зрителем, и ничего вокруг не отвлекало, что бы вжиться в ситуацию и прочувствовать её, то с «Каракуртом»…
С ним можно ошибиться в выборе исполнителя, включить его на телевизоре с хриплым динамиком времён Олимпиады-80, или начать глядеть на телефончике в поезде метро…
И всё.
Эффекта не будет никакого.
Но я уверен, что поклонники творчества Гончукова не станут слушать коллекционный винил Айрон Мейден на патефоне прабабушки.
Мне повезло. Я решил устроить себе реально «закрытый» просмотр, чтобы никакие внешние факторы не отвлекали, и не прогадал. Секрет успеха и полного ощущения картины, погружения в картинку которую видит и слышит режиссёр в своей голове — хороший VR-шлем и in-ear наушники, блокирующие посторонние звуки. Буквально с первых кадров, с первых звуков кино начинает захватывать, затягивать в воронку происходящего.
Очень хочется после просмотра увидеть «фильм о фильме» и понять как удалось добиться такого сочного, синхронного и затягивающего звука.
Нас же тут дети не читают?
Я просто разрываюсь между двух аналогий — немецкое кино и Тарковский. Помните эту сцену с Янковским в Ностальгии, где он рассказывает притчу «Я там живу!»? Вот Гончукову удалось добиться в своём фильме такой же аудиовизуальной атмосферы, где каждый шорох, каждый интершум — всё к месту и позволяет погрузиться в ощущение сюжета с головой. Если уж говорить прямо, то это как просмотр гонзо хоумвидео с живыми реакциями актёров на происходящее — против студийных «шедевров», где актриса умудряется стонать во весь голос с набитым ртом.
Если вам нравятся атмосферные фильмы, подобные «Трудно быть богом» Германа-старшего, то «Внутри Каракурта» — однозначно стоит внести в свою фильмотеку.
Павел Семенов, журналист