Николай Добрынин — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Николай Добрынин



Подводные камни в кинематографическом полете

Осознанно или нет, но режиссер, как и в случае с предыдущим фильмом «1210», еще до начала просмотра дает даже не ключ к пониманию, а готовый рецепт прочтения киноленты. «Ничто не остановит его месть. Кроме любви», — именно по этому пути направляет Гончуков зрителя. Такую подачу легко и приятно принять — благо, в фильме вроде бы всё говорит в пользу такого слогана, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это слишком легковерные рассуждения. На спасительную и очистительную силу любви прямого указания нет: действительно, разве фантастичным бы выглядел отказ от мести, если бы любовные сцены были удалены из фильма? И наоборот, совсем не доброе, как считают многие, а очень мрачное кино предстает перед зрителем, если принять режиссерскую трактовку произведения. Солдатик Сашка, если говорить сухим юридическим языком, имел умысел совершить убийство общеопасным способом. Выходит, остановили его не мораль и не осознание того, что еще незнакомая ему дочь потеряет отца (уж ему ли не знать о горечи потерь!), нет — от страшного поступка его спасает… любовь. Но любовь, как известно, имеет один серьезный побочный эффект: красота этого чувства ослепляет человека так, что тот не в силах причинить вред объекту своего поклонения. Беда для любимого человека — это беда и для того, кто любит. Поэтому при всей трогательности «Полета», любовная тропинка выводит нас к банальному, но в контексте замысла главного героя, ужасающему эгоизму. Истинная доброта, не застланная коварной любовной пеленой, именно и состоит в умении прощать нелюбимых, немилых, а может и ненавидимых людей. Если и говорить об отношениях, то изображаемое — скорее, «любовь в состоянии аффекта», призванная лишь уменьшить душевные боль и страдания двух людей. Явно или нет, но диалоги подталкивают к мысли, что возникшие чувства, словно тонкий лёд, разрушатся, как только уйдет боль и когда душевная анестезия больше не потребуется (может быть, этим и объясняется слегка неожиданный финал). Он — о том, что нужно помнить свой долг, она — нужно отпускать. Она — лучше не знать прошлого, он — «может, и нет». Трудно не увидеть в этом незримую борьбу: его долг — месть, её прошлое — рождение в семье пилота. И после слов о матери: «Она сейчас в другом месте», так и срывается: «…точнее, в другом мире».

Второе, после спасения в любви, на чем делается акцент, — это, собственно, сам полет. Вообще, полет — очень глубокий символ. Полет — процесс всегда скоротечный, стремительный, переносящий тех, кто в нем принимает участие, совсем в другое состояние. Первый полет в фильме оказался дорогой в один конец, второй — выступил катализатором отношений между Сашей и Мариной.

При всей неоднозначности указываемого способа прочтения, фильм заслуживает самых тёплых зрительских отзывов, которые у него, несомненно, еще впереди, ведь картина только-только отправилась в дальнее плавание по экранам. Главное — не забывать про исключительное право зрителя чувствовать кино без оглядки, и понимать, что отныне лента, словно волны, расходящиеся от брошенного в воду камня, уже живет отдельно от своего создателя и находится во власти только ваших, зрителей, умов и сердец.