Василий Рябов — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, поэт, писатель

Меню Закрыть

Василий Рябов



ПОЛЕТ КАК СКАЗКА

Рецензия на фильм «Полёт. Три дня после катастрофы»

Фильм сначала показался не таким острым по накалу, как можно было ожидать от Арсения. И вообще не таким, как многие мелодрамы. Длинные сцены прогулок и тяжесть утраты близких людей создают тяжкий фон, но режиссёр не рвёт зрителю душу на мелкие тряпки сценами рыданий на могилах и тому подобной слезливостью. Фильм по-настоящему мужской, немного суровый, совсем не романтичный. Более того, он даже не о любви! Точнее любовь там есть, но она занимает не самое центральное место, как мне кажется.

Центральных персонажа — три. Все — мужчины. Солдат, потерявший сначала мать, потом маленькую сестрёнку. Лётчик, по чьей вине упал самолёт с матерью солдата. Доктор, по чьей вине в больнице погибла от заражения крови маленькая сестрёнка. И лётчик, и доктор (думаю, выбор профессий не случаен) совершили страшные ошибки. Солдат, который потерял всё, тоже чуть не совершает роковую ошибку (месть), но что-то его удерживает. Любовь к дочери лётчика? Или просто общение с ней? Это не так уж важно.

Главное, что солдат — не совершает ошибки. Солдат не должен ошибаться! Это как в русских сказках: солдат пришёл, хлебнул тягот, всё худо-бедно наладил, ушёл. Без соплей, романтизма и мишуры. По-мужски. После этого понятно, для чего в начале длинная проходка, как солдат идёт по подземным переходам, вокзалу, улице. Всё, как в русских сказках. Солдат идёт. Именно так они и начинаются. А в конце солдат уходит.

Ключевая сцена фильма: когда доктор, весь почти в соплях, сообщает солдату о смерти сестрёнки от сепсиса. И сразу понятно, что это именно врачебная ошибка… А солдат ему: — Ты чего расклеился? Ты же доктор! Самая сильная фраза во всём фильме! «Ты же доктор!» Мужчина. Защитник. И лётчик — тоже мужчина, тоже защитник. Это напоминание всем. Да, гражданская авиация, медицина, армия — всё это в разрухе. И те, кто ещё там остался, — какие ни есть, а всё же мужчины. Защитники! Каждый норовит их пнуть. Плохие мужчины. Плохие защитники. Точно так же, как многие недалёкие женщины постоянно ругают своих мужчин, недоверяют им, морально уничтожают их. Но ведь жить дальше как-то надо. А если настоящих мужчин не станет? Совсем. Как тогда жить?

Символично, что это прозвучало именно из уст женщины. Поэтому она — всё-таки тоже ключевой персонаж. Детали всё больше и больше подтверждают глубину этих догадок. Особенно про русские сказки. Интересно, что и лётчик, и расклеившийся доктор даже внешне неуловимо похожи! Такая же небритость и безысходность на лице. И когда солдат развязывает свою котомку, свой дорожный мешок, в котором он принёс гостинец лётчику. Ну, натурально, как в сказке же! Почти такая же котомка.

Честно говоря, даже захотел пересмотреть некоторые фильмы-сказки с участием этого вечного, экзистенциального русского солдата. Думаю, Арсений неожиданно внёс весомый вклад в развитие этого древнейшего жанра!

P.S. Более того, здесь можно увидеть и аналогию с другими сказками! Три мужчины — это почти как три брата: двое старших, опытных (лётчик и доктор), один — младший (зелёный солдатик), но он же — самый мудрый. Двое старших ему (пусть не со зла) всю жизнь поломали, а он их простил (братья же).

Может быть, кто-то найдёт ещё один слой?..