Как снять кино без денег — отзывы — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Как снять кино без денег — отзывы

  • Борис Богданов

    Здравствуйте, Арсений! Дочитал вчера вашу книгу «Как снять кино без денег» и просто хочу сказать вам спасибо. Как это точно! Как это попадает! Как близко.
    И как жалко, что этой книги не было, когда я снимал свою дипломную к/м. Я совершил, кажется, абсолютно все ошибки, которые вы описали и будь под рукой ваша книга тогда, возможно, все пошло бы по-другому.
    И да, я из тех, «учившихся», вгиковских. Но это не помогло.??
    С нашего курса (20 чел) снимает кино дай бог 2 человека. Со мной кино на начальном этапе обошлось жестковато и я уже несколько лет не могу поднять руку (или что там обычно поднимается у киношников))) и… что-то сделать. Реализовать хоть один свой сценарий, хоть одну идею. Так как делаете вы. Несмотря на все препятствия, преграды, отсутствие средств и т.д. Это вдохновляет. Это толкает вперед. Заставляет находить в себе ответы на вопросы, которые боишься задавать. Спасибо!

  • Савельева Мария

    Прочитала эту книгу! Ни разу не критик, но очень хочу поделиться мыслями, так как, на мой взгляд, читать эту книгу стоит. Особенно кинематографисту-студенту. В этой книге поднимается ВАЖНЫЙ ВОПРОС, который поднимается редко, а в последнее время так и вообще нигде. Это человеческое отношение и УВАЖЕНИЕ! К актёру и к съёмочной группе в целом! Для меня это самое ценное в этой книге. Арсений много пишет о том, как нужно быть внимательным, как нужно БЕРЕЧЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ и заботиться о них, кто они такие и как важны эти люди, которые рядом с тобой. Мне кажется, это то, чему обязательно нужно научиться в начале пути. Очень много я видела и вижу примеров пренебрежительного отношения режиссёров — «они со мной ну и классно» или «так и должно быть, я ж такой крутой и молодец» и эпичнейшее в отношении актёров «я же ему роль дал!». У каждого своя точка зрения, но я считаю, так нельзя. Люди (актёры, команда, помощники по разным организационным вопросам) это самое ценное, что есть, чтобы снять кино. И для меня норма — заботиться, беречь, уважать. Это не отменяет требовательности ни в коей мере, и как эту меру соблюсти вы тоже можете научиться из книги Арсения. В этом и ответ на вопрос книги!
    Что касается советов по организации съёмочного процесса для меня не было чего-то нового в этой книге. Но если бы я её прочитала в институте, наверное, она была бы очень полезна и с этой точки зрения тоже. Изложено очень последовательно и самое важное. Также в конце приложение с документами для съёмок — это прям на стенку каждому! Жаль, лично мне книга попалась позже, чем должна бы. Однако! Любому профессионалу с острым глазом будет полезна и эта часть. Иногда мелькают очень полезные упоминания мест, компаний и иногда даже кое-какие прямые контакты))) Я всё засекла, не прошёл даром опыт работы с ОТК))) Будьте внимательны и найдёте много бонусов) Спасибо, Арсений, за книгу! Важная!
    Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/680661/

  • Noname

    «Нежное творчество и грубое производство»
    (о книге Арсения Гончукова «Как снять кино без денег«)
    На днях довелось прочесть очень славную книгу-методичку про то, как снимают кино. Не обращайте пристального внимания на название — оно дань маркетингу. Ну кто бы стал покупать книгу с названием «Как снять кино»?
    Изначально задумав ее как учебное пособие для начинающих режиссёров и действительно рассказывая обо всех этапах создания фильма, автор как-то незаметно перешагивает границы жанра и начинает говорить о вопросах этических, психологических и даже нравственных. Именно поэтому книга может быть интересна не только молодым неопытным режиссерам (хотя им, конечно, в первую очередь), не только подросткам, выбирающим профессию, но гораздо более широкой аудитории. В книге, можно сказать, воплощен пафос режиссёрская профессии. Сразу оговорюсь,что речь идёт преимущественно об авторском кино.
    Читается очень легко; тон доброжелательный и умеренно наставительный; предложения эмоциональные и в основном короткие, сродни разговорной речи; все очень чётко и по существу; и в самом конце вдохновляющее «Дерзайте!». Книга очень хорошо структурирована: две части (в первой — 13 глав, во второй — 10) и ещё приложения, целых пять — биография автора, его фильмография (а она впечатляющая: 4 полнометражных фильма и один веб-сериал), записки, 10 правил веб-сериалов и примеры реальной документации со съёмок. Текст опирается на непосредственный опыт автора, никаких абстрактных или теоретических рассуждений; по сути, автор проанализировал, отрефлексировал и структурировал опыт своей работы и теперь предлагает его читателю. Все сделано по уму и с точки зрения восприятия текста: ключевые мысли выделены жирным шрифтом и помечены тематический значками: хлопушка, камера, кинопленка…
    Основной авторский посыл — следуй своему предназначению, делай все от тебя зависящее максимально ответственно, честно и профессионально. И не так уж важно, есть ли деньги (бюджет), важнее — делать дело, а если дело того стоит, то все будет. Установка «не делать, если можешь, — это преступная халатность» мне очень созвучна (почему, собственно и пишу этот отзыв, и все прочие отзывы). Все картины автора сняты без бюджета и без поддержки государства, и в целом получили более 20-ти наград российских и международных кинофестивалей. Но! Автор вовсе не жалуется — он благодарит. Благодарит всех, кто работал с ним бесплатно, всех, кто помогал. И вдохновляет других: посмотри, я же сделал — всё реально: например, фильм «1210» (длительность 73 минуты) был снят за 6 дней. Арсений Гончуков признается, что «делал фильмы для того, чтобы попытаться изменить мир», и это амбициозные авторское кредо не может не вызывать уважения, потому что в таком могут признаться только по-настоящему творческие личности.
    Режиссёр в изображении Гончукова это универсал, который создаёт идею будущего фильма, затем пишет сценарий, выбирает и утверждает актёров, работает на съёмочной площадке как постановщик, выполняет монтаж и, наконец, занимается дистрибьюцией фильма, то есть всеми возможными способами доносит его до зрителя. (А потом, предельно уставший, вместо того, чтобы идти получать приз на фестивале, отправляется домой спать.) Это, конечно, режиссёр авторского кино, потому что в киноиндустрии обычно эти роли распределены между разными людьми. «Нежное творчество» сценарной работы требует и свободной фантазии, и умения рассказать историю, и создать яркого героя и, главное, понимания структуры фильма (арки героев, развитие характеров, завязки/развязки, нарастающей конфликт и т.п. — см, например, учебник Роберта Макки) — то есть это работа сценариста, который не всегда режиссёр. А у Гончукова здесь знак равенства. Во время «грубого производства» его режиссер это и ответственный за все сразу администратор на съемочной площадке, и психолог, тонко работающий с актерами («Любите своих актеров») и создающий позитивную атмосферу на площадке, и лидер, объединяющий своей харизмой команду. Координатор и демиург, сторонний наблюдатель и деспот. А на этапе монтажа снова отшельник, собирающий фильм как пазл из фрагментов отснятой пленки. И это еще не все: необходимо срочно трансформироваться в отрешенного и настойчивого менеджера по продажам, готового «пробивать лбом стены» и пинать инертный социум до тех пор, пока тот не заметит и не примет новорожденный фильм. А вы как думали? Вот такой многоликий режиссер, умеющий осознанно переключать себя с одного режима на другой.
    А при переключении с одного режима на другой, особенно поначалу, могут возникать некоторые эээ… технические (то есть, конечно, психологические) сложности. Гончуков пишет: «Кино рождается на свет трижды. Замысел и сценарий — первое рождение. Съемки — второе. В третий раз кино рождается на монтаже». Так вот один из самых забавных и поучительных эпизодов, описанных в книге, это первый день съемок фильма «1210»: «представьте себе, в каком я ужасе был, когда впервые увидел своего главного героя в исполнении Роберта». То есть режиссер очень красиво и правильно придумал, каким должен быть герой, начал снимать и (о, ужас!) герой оказывается каким-то другим, каким-то не таким…. И Гончуков очень искренне описывает процесс своего осознания: «Я понял, что держусь за образ, который есть только в моей голове, уничтожая творческую свободу актера» и еще: «Я понял, что автор сценария, который давно и крепко-накрепко сроднился с героем, попросту мешает родиться герою. «Сценарному» герою родиться по-настоящему в фильме. …И я понял, что нужно покориться. И выпустить своего героя на свободу». Вот такая честная история про то, как режиссер «одумался и уступил», переключился из режима «сценарист» в режим «постановщик» и тем самым «спас фильм». Автор вообще ставит честность во главу угла, считает ее необходимым и обязательным условием творческого сотрудничества.
    Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/680661/

  • Манцурова Татьяна

    Сидел как то раз Арсений (автор книги) в кафешке со своим другом видеооператором. И решили они снять кино, просто ради любви к искусству. И ничего у них не было: ни видеокамеры (снимали на зеркальный фотик), ни опыта. И вдруг этот фильм занимает все престижные премии. Успех вдохновляет друзей и они решают снимать большое кино.
    Если вы всю жизнь мечтали снять фильм , но никак не решаетесь, то книга для вас. Нет ничего невозможного, если захотеть.
    Сегодня Арсений известный кинорежиссёр, которого приглашают преподавать в известные кинематографические вузы. Хотя у него нет кинематографического образования. Сняться БЕСПЛАТНО у него хотят многие известные актёры.
    Производство кино у него не совсем без денег. 600 тыс средний бюджет его фильмов. Это минимальный бюджет в кинопроизводстве. А вот как он это добивается- читайте. Не буду интригу раскрывать. Книга будет полезна не только начинающим киношникам , но и более опытным. Одним словом — РЕКОМЕНДУЮ!
    Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/680661/

  • Valery

    Книгу Арсения Гончукова «Как снять кино без бюджета» буквально «проглотил » за пару тройку дней.Очень давно слежу за его творчеством. Имел удовольствие быть с ним лично знакомым.Краткая но очень теплая встреча. Все о чем пишет Арсений мне очень даже знакомо. Такой же сложный и немыслимо трудный путь по созданию собственного кино я прошел в Сибири в Забайкальском крае.В глубинке из глубинок.Где кино ни кто ни когда не делал..Снимая «первый и последний вестерн Забайкалья» Все ситуации, и внезапные сложности мне знакомы не по наслышке. Как говорится «Кто плавал ,тот знает..» Так вот, я плавал..И скажу книга бесценна ,особенно для людей кто не посредствено практик. Снимает сам.Учится на своих ошибках,и опыте других людей.Все там верно.Все по делу. Я готов подписаться там под каждой фразой.Книга сверх ценна для тех кто только собирается заняться кинопроизводством. Следуйте букве мастера,и вы избежите многих «шишек,и переломов» ) Самое ценно для меня в этой книге то, как Арсений блистательно описывает мотивацию.Для чего он,мы это делаем.Обрекаем себя на муки,мучные)) После его слов,заряжаешься уверенностью и необычайной энергетикой.Это в нашем деле очень важно.Если ты не «горишь делом» как ты поведешь за собой людей.Которых ты не можешь мотивировать деньгами.а только идеей. Арсений блистательно пишет. Читать его книгу удовольствие немалое.Вообщем рекомендую эту «библию для самиздатовского кино» всем и каждому то держит камеру.
    Подробнее: https://www.labirint.ru/books/680661/

  • alevstratov

    Смотрел веб-сериал «Район тьмы», где режиссёром как раз Гончуков – автор этой книги. Плюс полнометражные его фильмы тоже. Скажу одно: автор профессионал, и чувствуется по книге что человек энергичный, «горящий душой». Это классно!

    Книгу купил и читаю, рекомендую всем, кто хоть немного интересуется кино.

    Опять же: веб-сериалы сегодня очень перспективная тема, а здесь советы от автора самого профессионально снятого веб-сериала в России!

    Короче, «Кино без денег» – книга маст рид!