Антон Павлов — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Антон Павлов



Когда шел на премьеру, то основу содержания уже знал, благодаря анонсам, так щедро раздариваемым Арсением. Но любопытство тянуло на фильм – хотелось понять, как может молодой, энергичный мужчина, жизнелюб, которому еще не настало время думать о смерти, показать то, что неизбежно ждет каждого, какую главную мысль и посыл он вытолкнет на поверхность из того нагромождения событий и переживаний, внутренней духовной работы и борьбы, которые, собственно, и составляют жизнь человека. И какими визуальными и актерскими средствами можно всё это показать.

И фильм не обманул. Я просидел, замерев, весь сеанс и потом долго молчал, думал. Только говорил своей спутнице – ты посмотри, как вырос Арсений! Это уже кино совершенно иного уровня!

В силу возраста (мне 61) и уже, как говорится «там болит и там болит», мысли об уходе возникают (как их не гони). Иногда я спрашиваю себя – а кто из моих троих деток мне пятаки на глаза положит? Кто окажется рядом? И вот начало фильма – сын укутывает тело отца курткой, чтобы не замерз. Совпадение? Знать бы…

Неизбежно и точно одно – узнав срок, человек поворачивает глаза внутрь себя, начинает вспоминать, переоценивать, жалеть о несбывшемся, судить и говорить абсолютную правду. Перед смертью человек не лжет – ни себе, ни другим.

Я представляю, какую тяжелейшую задачу поставил Арсений главному исполнителю – Евгению Крылову. И Евгений абсолютно с ней справился. Практически без слов, только внутренней игрой, лицом, жестом, пластикой – страх, сожаление, последние слова, последние поступки (откладывать уже больше некуда), сбрасывание масок и апломбов. 

И те, кто рядом чувствуют это – и друг-коллега (Г.Мартиросян), и подруги-любовницы, и главная любовь жизни (М.Сурова). Как просто и одновременно глубинно по-женски (не ломаясь, не торгуясь, понимая, что это единственное, что она может сделать) она приходит к герою в номер и дарит «последнюю ночь». И здесь нет ни грамма телесности, но духовное чувство, любовь, просто выраженное через объятие.

Я не кинокритик и не мне говорить о технологии, но всё – операторская работа (кадр с зеркалом, вообще — я даже вздрогнул), свет, актеры эпизодов, музыка, мизансцены в интерьерах, финальная картинка на берегу, скупые точные диалоги и много-много содержательного молчания – всё настолько гармонично, что о них не думаешь, не замечаешь, всё видится правдой.

Так в чем же главный посыл фильма? По-моему, он прост – мы все («вы все умрете!» кричит герой случайным зрителям его приступа) рано или поздно подойдем к черте, так может уже сейчас, когда еще не настал срок, стоит задуматься – как жили и живем, куда идем, как относимся к друзьям и близким, сказать о любви тем, кого действительно любим. 

В книге «Афоризмы старого Китая» есть такие строки:

Певичка из веселого дома на склоне лет обращается к добродетели. И то, что она целый век распутничала, тому не помеха. Женщина из благочестивой семьи, поседев, забывает о приличиях. И то, что она всю жизнь жила в строгости, оказывается напрасным. В народе говорят: «Суди о человеке по тому, как он оканчивает свои дни».
Вот поистине замечательные слова.

А как вы будете заканчивать свои дни?