Андрей Кузечкин — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Андрей Кузечкин


Арсений Гончуков, в прошлом — известный нижегородский поэт и телеведущий, а ныне — столичный режиссёр независимого кино, продолжает снимать тяжёлые и вдумчивые фильмы о жизни, которых так не хватает отечественному кинопрокату. Тяготиться и — особенно — думать в наше время не принято, в моде совсем другое кино.
Законодателем этой моды стала популярная комедия «Горько!», о пышном праздновании свадьбы и связанных с ним смешных ситуациях (виновником которых, в основном, становится алкоголь). Теперь вот на экраны вышли фильмы «Выпускной» и «Корпоратив», в ближайшем будущем, скорее всего, появятся «День рождения», «Поминки», «Обмывка покупки шнурков» и другие фильмы о том, как люди что-то празднуют, много пьют и делают странные и, по мнению создателей, смешные вещи. И на эти фильмы выделяются большие бюджеты, тогда как режиссёры авторского кино вынуждены вкладывать в съёмку собственные средства или собирать пожертвования с неравнодушных зрителей.

Видимо, неравнодушных всё-таки хватает, раз новый фильм Гончукова, «Сын», всё-таки выходит в пусть и ограниченный, но всё же прокат. И это не любительская поделка, как можно подумать, услышав слово «независимый» — фильм отлично снят, глаз ни обо что не спотыкается. Но как всегда у Гончукова главное — не «как» снято, а «о чём».

Наши постоянные читатели помнят фильм Гончукова «1210», однажды показанный в нашей библиотеке. Как и «1210», «Сын» можно назвать «историей одного преступления». И вновь ставится вопрос: кто же на самом деле виноват, кто — истинный преступник, а кто — жертва. Андрей — во всех смыслах положительный молодой человек: спортсмен, завсегдатай библиотеки, у него есть красивая невеста. Он живёт с тяжело больной матерью, терпеливо ухаживает за ней и даже готов везти её в Германию на операцию, бросив и тренировки, и невесту. Хотя и знает, что смысла в этом особого нет: болезнь неизлечима. Режиссёр избежал искушения сорваться в слезливую мелодраму, не делает он и попыток создать дешёвую интригу: выживет мама или не выживет. Вопрос, который интересует его (и зрителей): почему Андрей заботится о матери в одиночку — где его отец, где остальные родственники?

Ответ, увы, банален: от тяжело больного проще отвернуться, убедив себя в том, что всё равно уже ничего не сделаешь, чем ухаживать за ним, тратя собственную жизнь. Если «1210» был фильмом о равнодушии к человеку со стороны государства, то «Сын» — о равнодушии человека к человеку.

Простая история рассказана очень выразительным киноязыком, напоминающим о фильмах Алексея Германа: чёрно-белое изображение, безлюдные окраины, грязные квартиры и гнетущая атмосфера. Даже сами персонажи проговаривают реплики так, будто находятся где-то не здесь или просто чего-то боятся. Серая Москва Гончукова находится в одном шаге от населённой ходячими мертвецами Чёрной Москвы писателя Масодова. Если бы не эпизодические появления в кадре парочки влюблённых и девушки с тромбоном, картина была бы совсем мрачной.

Ещё раз: это не мелодрама и вообще — не сюжетный фильм, а скорее созерцательный. Событий тут немного, в этом смысле «Сын» даже ближе к видеоарту, но общее настроение, созданное с помощью минимума кинематографических приёмов, и сама тема перевешивают все недостатки (или то, что можно счесть недостатком). Очень сильная работа.