Последняя ночь — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Последняя ночь



Последняя ночь

Оригинальный сценарий

 

Арсений Гончуков, 2014 © Все права защищены

 

Скачать файл с форматированием в формате docx

 

 

ПРОЛОГ

 

Сцена 1

 

НАТ. ПРОЕЗД НА КЛАДБИЩЕ, — УТРО

 

Зима. Много снега. Старый похоронный автобус, со специальным «коридором» в задней части, едет по заснеженной провинциальной дороге. Ухабы.

 

Сцена 1.1.

 

НАТ. ПОХОРОННЫЙ АВТОБУС, — УТРО

 

Несколько человек, родственников, сидит впереди. Только один человек сидит у гроба — это мальчик лет 13-ти — НИКИТА. Кажется, его никто не замечает. Он сидит и смотрит на открытый гроб.

 

В гробу лежит мужчина лет 50-ти, ИВАН. Долгая дорога. В какой-то момент мальчик снимает куртку. И укутывает ей покойника.

 

ЗТМ

 

Сцена 2.

 

ИНТ. КВАРТИРА ДЕВУШКИ, — РАССВЕТ

 

Небольшая современная девичья квартирка. Молодая девушка, ПОЛИНА, лет 20-25-ти, миловидная миниатюрная девушка с каштановыми волосами. Она в одних трусиках, вертя попой, приводит в порядок стол.

 

Мы смотрим на нее «субъективом» кого-то находящегося в комнате. Девушка оглядывается, замечает взгляд, поворачивается и смеется.

 

ПОЛИНА

Чего ты на меня смотришь?

 

Она смущается. Хватает и одевает майку. Но продолжает убираться в трусах, вертя попой.

 

ИВАН

(за кадром, с усмешкой)

То есть теперь вот ты не смущаешься?

 

Девушка смеется.

 

ПОЛИНА

Нет!

 

Сцена 3

 

ИНТ. КВАРТИРА ДЕВУШКИ, КУХНЯ, — УТРО

 

Девушка жарит яичницу. На сковороде аппетитно шипят сочные яркие желтки. Ловко сбрасывает их на тарелку. За столом в одних трусах сидит ИВАН. Это высокий статный красивый мужчина лет 50-ти с благородными чертами лица, «герой любовник» в своем закате. В его некогда жгучей шевелюре проседи. Умное, немного ироничное, лицо скептика и человека интеллектуального труда. Не толстый, не плотный, среднего телосложения, но фигура уже немного поплыла.

 

ИВАН

Поля, скажи мне… Ну правда же, что яичница — самое вкусное блюдо на свете?

 

ПОЛИНА

Конечно, папочка!

 

Пауза.

 

ИВАН

Все не привыкну к этому жуткому «папочка»…

 

Полина смеется, резвится, треплет его по коленке, игриво и со смехом залезая вверх по бедру.

 

ПОЛИНА

Утю-тю-тю-тю, мой папочка насупился!

 

Иван явно смущен глупой ее выходкой.

 

ИВАН

Хватит, давай поедим…

 

ПОЛИНА

Ага, тоже обожаю яичницу! Особенно когда так желток берешь целиком

(демонстрирует это, отчего начинает говорить с набитым ртом)

в рот, и так его надкусываешь и он разливается в рту… Мммм…

 

Полина закатывает глаза. Иван улыбается.

 

ИВАН

Воооот, и я так люблю!

 

Пауза, едят.

 

ИВАН

А ведь это жизнь! Желток — это цыпленок.

 

ПОЛИНА

Ага.

(жует)

Вкусная жизнь.

 

Иван усмехается. У него звонит телефон, не берет трубку.

 

Сцена 4

 

ИНТ. ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА, КОРИДОР, — УТРО

 

Респектабельная онкологическая клиника с дорогим ремонтом.

 

Входит Иван, заходит в кабинет с табличкой «Главный врач, доктор медицинских наук, Заслуженный врач России И. И. Барановский». В клинике пока пусто.

 

Сцена 4.1

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — УТРО

 

Иван заходит в кабинет. На часах 8.33, еще никого нет. Иван входит, бросает ключи на стол, осматривает кабинет, он очень задумчив.

 

На стенах кабинета его студенческие фотографии, фото из лабораторий. Много сертификатов и наград. На журнальном столике лежит газета с его интервью. Заголовок: «Рак побежден! Впервые в истории и — навсегда».

 

Здесь же, в кабинете стоит большой аквариум. В нем плавает одна золотая рыбка.

 

Иван подходит к аквариуму, долго смотрит на плавающую рыбку.

 

ИВАН

Сдохли все твои соратники, Клава. Сдохли.

 

Затем Иван сует в аквариум руку и пытается рыбку поймать. Но делает это как не в серьез, не желая ее поймать, а играючи. Рыбка уплывает от руки. Он ловит, а она уплывает. Так продолжается много раз. Иван улыбается.

 

Постепенно в коридорах начинают появляться люди. Иван, заметив первых приходящих, берет ключ, закрывает дверь, а сам садится на пол, прячется, и сидя наблюдает за людьми.

 

На часах 9.00. Иван открывает дверь и садится в кресло. Смотрит в окно.

 

Сцена 5

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — УТРО

 

К Ивану заходит секретарша. Это ДАША, девушка лет 25-ти, классическая секретарша с ногами. Девушка видная, в мини-юбке. Немного вульгарна, но чиста и наивна, как ангел.

Вся трепещет.

 

ДАША

Иван Иванович, добрый день. Кофе? Чай? Сэндвич?

 

ИВАН

(сурово, но вежливо)

Привет. Ничего. Спасибо. Из лаборатории есть что-нибудь?

 

ДАША

Сказали, будет, минут через 10, я сразу вам принесу!

 

Даша уходит, Иван продолжает смотреть куда-то в окно, будто находится в прострации.

 

Сцена 6

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — УТРО

 

Через стеклянную дверь своего кабинета Иван видит, как по коридору идет гендиректор клиники, АЛЕКСАНДР, респектабельный, хорошо одетый и подтянутый мужчина лет 40-ка. Он говорит по телефону, но подходя к кабинету Ивана, смотрит на него и машет рукой. Иван на такое фривольное приветствие не отвечает.

Гендиректор заходит в кабинет.

 

АЛЕКСАНДР

Иван Иванович, здравствуйте!

 

Протягивает руку. Иван жмет и кивает.

 

 

 

АЛЕКСАНДР

По командировке все в силе? Все хорошо у вас? Это очень важная конференция. Журналисты после публикации с цепи сорвались. Все утро звонят, у меня телефон по дороге из дома разрядился. Так что… Это важно. Для клиники, для всех нас… Все у вас в порядке.

 

Иван смотрит на него спокойным взглядом. И снова в ответ кивает.

 

Директор на секунду мешкается, но у него снова звонит телефон, он снимает трубку и убегает.

 

Сцена 6.1

 

ИНТ. КЛИНИКА, КОРИДОР, — УТРО

 

Гендиректор Александр идет по коридору, говорит по телефону.

 

АЛЕКСАНДР

Нет, из нобелевского комитета еще не звонили…

(смеется)

Но мы ждем! Это реально! Такого еще не было! Это настоящий прорыв! Так что все реально, все!

 

Сцена 6.2

 

ИНТ. КЛИНИКА, КАБИНЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО, — УТРО

 

Александр, смеясь по телефону, заходит в свой кабинет, видит там ЧЕЛОВЕКА С КОСТЛЯВЫМ ЧЕРЕПОМ, страшновато-мрачноватого на лицо, в костюме и с папкой.  Тут же приходит в некоторое замешательство, кладет трубку. Здоровается. Делая это несколько подобострастно.

 

АЛЕКСАНДР

Вы из… из… администрации президента? По поводу статьи? Так все серьезно? Очень… рад… Очень приятно.

 

Дверь в кабинет закрывается.

 

Сцена 7

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — ДЕНЬ

 

Кабинет Ивана. У него звонит телефон, он вздрагивает. Телефон звонит, он, разглядывая, кто определился,  наконец-то берет трубку. Говорит иронично, будто с давней и близкой подружкой.

 

ИВАН

Привет, Оксан! Привет! Как ты? Я хорошо…

 

Ну вот и ты туда же!

 

Ну я понимаю, что интересно, Оксана. И что ты журналист. Я все понимаю. Ты журналист. А я этот… Как его?

 

Смеется. Откидывается на кресло.

 

ИВАН

Мое мнение? Ты, правда, его хочешь слышать?

 

Разве что не для печати, Оксан. Мое всегда не для печати!

(смеется)

Ну что тебе сказать. Честно говоря, я не понимаю, откуда такой ажиотаж…

 

Иван улыбается.

ИВАН

Ну как… Ажиотаж у людей, и только потому, что теперь некоторые из них поживут подольше… Ну? Нууу что это такое?

(смеется)

Нет, я понимаю, да. Но в целом, в глобальном, так сказать, смысле… Ну, разве это важно? Прожить долго… М? Ну, блин, нет… Важно, Оксана, прожить достойно!

(смеется)

И не затягивать!

 

Нет, но все хотят подольше! Побольше! Еще! И еще! И вообще 20 лет! И чтобы слаще! Вкуснее! Жирнее! А? Ну? Ну глупость же!

 

Иван раскатисто смеется.

 

 

 

ИВАН

Ну, разве я не прав? Ну что они все так это, цепляются? Стыдно же!

(смеется)

Ладно, ну я шучу, шучу. Просто нет ничего в этой разработке таково вот уж.

(становится серьезнее)

Ученые 20 лет к этому шли. Торпедировать раковые клетки, так сказать, на подлете… В самом начале, при их появлении… Да, оно и есть. Только теперь точнее и прямо в цель. Но все равно только на 1-й, максимум, 2-й стадии, тут ничего по поделаешь… Дальше все, «привет». Да…

 

На последних словах входит секретарша Даша. У нее в руках желтый пакет большого формата. Она странно себя ведет, очень напугана и вся дрожит. Иван замечает ее, смотрит, но продолжает балагурить по телефону.

 

ИВАН

Да, именно он… Ну да… И ничего такого…

 

Девушка медленно на подкашивающихся ногах идет к столу.

 

ИВАН

Наномеханизм, нано-робот, Ксюша… А ты погугли… Нано технологии и прочее. Стволовые клетки. Синтез… Вот его запускаем и он кушает клеточки… Ам-ам-ам…

 

Смеется, но Даша подходит к столу, она бледна, у нее дрожат губы. Иван, резко оценивая взглядом ее и пакет в ее руках, делается жестче

 

ИВАН

Подожди, минутку…

 

Иван резко прижимает трубку к груди.

 

ИВАН

(строго, но будто со злой иронией)

Что такое? Что с тобой, Даша?

 

Пауза, глядит на нее.

 

ИВАН

Ты положи и иди.

 

Даша смотрит на него, в глазах у нее слезы, Иван замечает это, на секунду замирает, затем нагибается к ней и говорит шипя, холодно и злобно.

 

ИВАН

И сейчас же сходи в лабораторию и скажи Федоровой, что, если она хоть кому еще на этом свете скажет, я ее уволю и по судам затаскаю. Не отмоется. Никогда. Понятно это?

(почти кричит)

Понятно это?

 

На лице Даши застывает смесь ужаса и недоумения.

 

ИВАН

Понятно?

(переходя на страшный шепот)

И тебя туда же закатаю.  С волчьим билетом. Будешь поручни в метро протирать.

(кричит)

Понятно тебе? Понятно?

 

Секретарша в ужасе и слезах, быстро кивает и убегает. Иван на секунду останавливается, в глазах его жуткий блеск, но тут же делает усилие, переключается, отжимает от груди трубку и продолжает игривый разговор с Оксаной.

 

Сцена 7.1

 

ИНТ. КЛИНИКА, КОРИДОР/РЕСЕПШН, — ДЕНЬ

 

Даша выходит из кабинета, идет за свою стойку. Останавливается. Вдруг замирает. На ее лице жалость и ужас. И вдруг ее лицо перекашивает, она начинает хныкать и рыдать в голос. И тут же, чтобы скрыть рыдания, убегает.

 

Сцена 8

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — РЕЖИМ

 

Иван рассматривает на просвет рентгеновские снимки легких. Долго, подробно, но будто отрешенно. Видит понятные ему пятна.

Опускает снимки, смотрит в окно на закат. Насвистывает про себя. Затем вдруг громко, официальным докторским голосом.

 

 

 

ИВАН

Ну что я вам скажу, уважаемый пациент? Рачок! Долго вы гуляли. Ну и хватит.

 

Встает, резко собирается, уходит, с силой хлопая дверью.

 

Сцена 9

 

ИНТ. РЕСТОРАН, — ВЕЧЕР

 

Иван сидит за столиком в роскошном ресторане, ужинает. К нему приходит мужчина, его лет, но невзрачный и глупого вида. Это его друг ПАВЕЛ. Они здороваются, друг садится.

 

ПАВЕЛ

Как ты?

 

ИВАН

Нормально.

 

ПАВЕЛ

Завтра летишь?

 

ИВАН

Ага.

(пауза)

Ты это, закажи себе чего-нибудь.

 

ПАВЕЛ

Ага, сейчас.

 

Пауза, Иван ест, Павел читает меню.

 

ИВАН

Пиво будешь?

 

ПАВЕЛ

Можно немного… Да я ел уже, может, и сразу… Что тут к пиву у них?

 

Иван дожевывает, кладет приборы, поднимает голову на него, смотрит и в лицо громко говорит.

 

ИВАН

Раки!

 

Иван начинает громко на весь ресторан смеяться.

 

 

Сцена 9.1

 

НАТ. У РЕСТОРАНА, — ВЕЧЕР

 

Выходят на улицу, у ресторана, Павел открывает дверцу машины на пассажирском сидении, за рулем сидит ВОДИТЕЛЬ.

 

 

ПАВЕЛ

Точно со мной не поедешь?

 

ИВАН

Не, у меня вон Андрей стоит…

 

Жмут друг другу руки, неловкая заминка.

 

ИВАН

Тут же наследственность еще, понимаешь, богатая… Они оба, да, и мама, и папа, — ушли от этой… заразы… Но там у отца еще Чернобыль был…

 

ПАВЕЛ

Ты говорил, я помню…

 

ИВАН

Но самое главное, Пашк, видишь, как оно вышло… Сам онколог… С мировым, блять, именем… И проворонил…

(смеется)

Как вообще такое может быть? Это же анекдот. Настоящий.

 

ПАВЕЛ

Да уж… Но такое бывает. Не первый раз слышу… Правда. И это не смешно.

 

ИВАН

(перебивая)

Нет, ну я чувствовал, даже… эээ… я знал, но просто думал, хотел…

 

Резко останавливается, замирает, далее с напором.

 

ПАВЕЛ

Чего ты сказал?

 

ИВАН

И главное, понимаешь, ну просто я ж молодой еще. И эти исследования… Я в них с головой… Надо было…

 

 

ПАВЕЛ

(жестко)

Погоди, Вань, чего ты сказал? Знал?!

 

 

ИВАН

Надо же было доделать… А возраст, ну какой у меня возраст…

 

Павел с силой захлопывает открытую дверь автомобиля. Жестко и резко, бросаясь на Ивана.

 

ПАВЕЛ

Погоди ты! Ты что, черт, такое говоришь, Ваня?

(почти кричит)

Что значит, ты — знал?!

 

Иван резко осекается, закрывает глаза, поднимает обе ладони. Павел продолжает напирать.

 

ПАВЕЛ

Нет, расскажи мне! Что значит, что значит, ты…

 

ИВАН

(перебивает)

Паша. Паша. Паша. Паша. Паша. Постой. У меня просьба…

 

Пауза.

 

ПАВЕЛ

Просьба?

 

Иван говорит с закрытыми глазами.

 

ИВАН

Серьезная. Очень серьезная просьба. Давай вот сейчас с тобой попрощаемся и ни слова, ни слова… об этом с тобой… не скажем. Никогда. Ни слова. А?

(пауза, жестко)

Хорошо?

 

Иван долго смотрит на Павла, который стоит с закрытыми глазами, немая сцена.

 

Павел разворачивается, будто уходить, но резко оборачивается и идет к Ивану. Чуть ли не берет его за грудки. Страшно шипит:

 

ПАВЕЛ

 

Да что ты Ваня за человек? Что ты, мать твою, за человек такой?

 

Берет за грудки. Иван вежливо отстраняет его, но не получается.

 

Ты. Ты! Ты! Ты вообще хоть понимаешь, что ты за человек?

Ты понимаешь, что ты придумал? Ты! Ты! Не кто то другой, а именно ты! Придумал! Открыл!

 

ИВАН (Почти издевательски, смеется, освобождается)

 

А что я такого придумал? Да это же лежало на поверхности! Каждый школьник это уже мог придумать!

 

ПАВЕЛ (Хватается за голову)

Что? Что? Что ты несешь?

 

ИВАН

Как колесо! Или паровоз! Кто их придумал? А?

 

Павел не выдерживает напряжения и выдыхает. Пауза. Иван смеется.

 

ПАВЕЛ

Скотина ты, Ваня. Сволочь. И скотина.

 

Павел смотрит гневно, но гнев сменяется на улыбку. Иван в порыве подходит и резко и очень крепко обнимает Павла. Тот отвечает крепкими объятиями.

 

ИВАН

Прости, друг. Прости меня.

 

Павел обнимает Ивана, разворачивается и резко, и не оглядываясь уходит.

 

 

Иван улыбается Павлу вслед. Мимо проходит красивая девушка. Иван провожает ее взглядом.

 

Павел на улице садится в машину и уезжает.

 

 

Сцена 10

 

НАТ. ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА

 

Иван долго гуляет по городу.

 

Видит вдалеке зарево пожара.

 

Сцена 11

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, КУХНЯ, — ВЕЧЕР

 

Богатая, хорошо обставленная, но при этом очень уютная трехкомнатная квартира.

 

На кухне за столом ужинают Иван, его жена, красивая молодая женщина лет 40-ка, брюнетка, с благородными чертами лица, ее зовут ЛЕНА.

 

Тут же дети, мальчик лет 13-ти, с умным и серьезным лицом, это НИКИТА, и девочка лет 18-ти, АЛЯ. Все едят молча, спокойно, в тишине.

 

Девочка и мальчик доедают, чинно убирают тарелки в раковину.  Отец приподнимается, целует дочь в щечку, треплет щеку сына.

 

ИВАН

Давайте спать, зайчики мои…

 

Долгим взглядом смотрим им вслед.

 

ЛЕНА

Ты какой-то…

 

ИВАН

А? Я? Какой?

 

Лена делает гримасу.

ЛЕНА

Не знаю. Какой-то. Ты завтра летишь?

 

ИВАН

Конечно.

 

Лена гладит его по голове.

 

 

 

ЛЕНА

Очень горжусь тобой, Ванька. Сегодня все газеты прочитала, даже по ТВ про тебя рассказывали…

 

 

ИВАН

Круто! Видишь, столько лет и все не зря.

 

Целует ее.

 

ЛЕНА

Я тебе собрала сумку в дорогу. Покушать завтра утром положу.

 

ИВАН

Спасибо, родная.

 

Целует ее еще раз. Смотрят друг на друга любяще и тепло.

 

Сцена 12

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, СПАЛЬНЯ, — НОЧЬ

 

Лена спит, Иван не спит, смотрит в потолок, глаза его блестят. Вдруг в коридоре включается свет, это сын идет в туалет.

Иван тоже встает и идет.

 

Сцена 12.1

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, КОРИДОР, — НОЧЬ

 

Сын в туалете. Выходит. Немного спросонья пугается, когда внезапно видит отца.

 

НИКИТА

Папа, ты что не спишь?

 

Отец гладит мальчика по голове, опускается перед ним на колени, и нежно обнимает. Мальчик немного в недоумении, но он еще сонный.

 

Отец берет его за лицо, смотрит.

 

ИВАН

Я сплю. Просто. Хотел сказать, что люблю тебя очень.

 

НИКИТА

Ну ладно…

 

 

Сцена 13

 

ИНТ. КАБИНЕТ У КАМИНА, — НОЧЬ

 

Иван сидит у камина и смотрит на огонь.

 

 

Сцена 14

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, КУХНЯ/КОРИДОР/СПАЛЬНЯ, — УТРО

 

Иван достает из холодильника еду, кладет ее в сумку, очень тихо одевается. Он заходит в спальню, смотрит на спящую супругу и уходит, тихо закрывая дверь.

 

Но Лена слышит последний щелчок, просыпается, встает.

 

ЛЕНА

Ваня! Тебе уже пора? Ваня?

 

Лена выходит на кухню, смотрит на вешалку, подходит к двери, открывает ее и смотрит. Закрывает дверь. Стоит в коридоре одна и в недоумении.

 

Сцена 15

 

НАТ. У ДОМА ИВАНА, — УТРО

 

Глубокая осень. С деревьев падают листья. Иван сидит в машине, смотрит на листья, на деревья, смотрит на дом. Закуривает, уезжает.

 

Сцена 16

 

ИНТ. КАБИНЕТ ИВАНА, — УТРО

 

Иван заходит в свой кабинет. Бросает сумку. Осматривает все.

Собирает со стен фотографии, какие-то сувениры, документы, все складывает в коробку. Замирает. Долго смотрит в окно.

Затем уходит, ничего с собою не взяв.

 

Сцена 17

 

НАТ. У АЭРОПОРТА, — ДЕНЬ

 

Машина Ивана останавливается неподалеку от аэропорта.

 

Выходит Иван. Смотрит на аэропорт. Долго стоит. Видно, как улетают самолеты.

 

Сцена 17.1

 

ИНТ. АЭРОПОРТ, ВНУТРИ, — ДЕНЬ

 

Иван стоит возле стеклянной стены, задумчиво глядя, как проходит очередь на посадку.

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Заканчивается посадка на рейс 44517, Москва-Франкфурт. Пассажиров просим пройти к выходу номер 12.

 

Иван стоит, затем разворачивается и уходит.

 

Сцена 18

 

ИНТ. ЛАБОРАТОРИЯ, — ДЕНЬ

 

В лаборатории, обставленная колбами, сидит и работает женщина-врач, это НАДЕЖДА ФЕДОРОВА.

 

Входит Иван. Встает у двери. Федорова не сразу, но замечает Ивана, снимает маску, смотрит на него. Иван улыбается в ответ. Затем женщина одевается и выходит. За ней выходит Иван.

 

Сцена 19

 

ИНТ. РЕСТОРАН, — ВЕЧЕР

 

Иван сидит и пьет кофе. На столе остывает обед. Входит женщина лет 45-ти, это НАДЯ, коллега Ивана из лаборатории. У нее уставший вид, и несмотря на ухоженность, выглядит она на все 55.

 

НАДЕЖДА

Ну что, умирать собрался?

 

 

ИВАН

А что в этом плохого?

 

НАДЕЖДА

Да, бывает.

 

ИВАН

Дело такое. С каждым случается.

 

Пауза.

 

НАДЕЖДА

Не с каждым.

 

ИВАН

Ну, я не зря прожил. Думаю…

 

НАДЕЖДА

 

А если зря?

 

ИВАН

Хахахаха! Смешно!

 

НАДЕЖДА

 

Впустую. Псу под хвост!

 

ИВАН

Под хвост? Ахахаха! Псу… Под хвост! Ахаха!

 

Пауза.

НАДЕЖДА

 

Потратил жизнь. Зря! Всю! Коту под хвост!

 

ИВАН

Коту! Ахахаха! Теперь коту! Так коту или псу?

 

НАДЕЖДА

Вся жизнь зря! Вся! Зря!

 

Смеются, супокаиваются.

 

ИВАН (Серьезно)

Не зря.

 

НАДЕЖДА

 

А хорошая была жизнь. Хорошая. Добротная.

 

ИВАН

Хорошая жизнь… Хорошая. Не обидели…

 

НАДЕЖДА

 

Так думаешь, не зря?

 

ИВАН

Конечно. Сколько людей вылечил. Сколько спас. Каждый ли спас столько, сколько я? М? Таких, как я, единицы, простите за скромность…

 

НАДЕЖДА

 

Это правда.

 

ИВАН

Дети… Одеты, обуты, ни в чем не нуждаются. Родители… С родителями им повезло.

 

НАДЕЖДА

 

Верно говоришь.

 

ИВАН

Друзья, знакомые, все меня любят, всем добро делал…

 

НАДЕЖДА

 

Есть такое. Знаю.

 

ИВАН

Всем… Никто слова плохого не скажет… Никого за всю жизнь не кинул, не обманул.

(пауза)

Но главное — лечил, лечил, лечил, резал, спасал, вытаскивал с того света, и снова лечил, лечил, лечил… Тысячи их. И еще тысячи — будут… Даже после меня. Даже после себя… буду их спасать.

 

Пауза

 

НАДЕЖДА (Смеется)

 

Но все равно же — зря. Все — зря.

 

Иван не отвечает.

 

НАДЕЖДА

 

И ты знаешь, почему.

 

Иван не отвечает.

 

НАДЕЖДА

 

Верно? Знаешь?

 

Тишина.

 

ИВАН

 

Я ничего не знаю. Правда.

 

НАДЕЖДА

 

 

Вот в то-то и дело, Ваня. (Пауза) Но ты живой. За то тебя я и люблю.

 

ИВАН

 

Ладно, хватит. Шуток… И философии..

 

 

НАДЕЖДА

И правда что.

 

 

ИВАН

Ну хорошо. А кто живет не зря тогда? Один из тысячи? М?

Кто имеет то самое, главное? М?

Кто, так сказать сумел. И что сумел? А?

А остальные?

 

А я — людей спасал, поняла? Поняла, ты!

 

Долгая пауза. Иван успокаивается.

 

НАДЕЖДА

 

Прости. Мне просто очень жалко тебя. И твою жизнь. И тебя, как Ваню… И жизнь твою. Большую. Сильную! Будто… Будто это две вещи отдельные…

 

ИВАН

И я ее прожил. Достойно прожил. Разве этого мало? А?

 

Пауза.

 

Слушай, у тебя же в Нижнем друзья есть хорошие, да? Серьезные люди из милиции. Дело к тебе важное есть. Поможешь?

 

 

НАДЕЖДА

 

Я поняла тебя. Помогу. Набери меня через пару часов. Пока найду…

 

Долго сидят.

 

ИВАН

Жалко тебе меня, говоришь?

 

НАДЕЖДА

 

Ой,Ваня! Ну раз ты так решил, значит, пусть будет так.

 

ИВАН

И ты даже не будешь меня за это ругать? Останавливать, да?

 

НАДЕЖДА

А зачем?

 

ИВАН

Какая ты, Надя, жестокосердная…

 

Пауза.

НАДЕЖДА

Нет, знаешь… Я тебе не жена, не любовница, даже не бывшая… А ты мне — даже не друг.

 

И потом, ты — решил!

 

ИВАН

Хм, а кто я тебе?

 

НАДЕЖДА

Ты мне, Ваня, человек. Хороший человек. С большой буквы. С огромной буквы.

 

ИВАН

Здесь должна быть шутка про высокие отношения.

 

 

НАДЕЖДА

Ну я серьезно. Не буду же я тебя останавливать. И потом…

 

ИВАН

Что потом? Потом — будет поздно.

 

НАДЕЖДА

Нет, я не про то… Мне что, милицию вызвать? Спецназ. Скрутить тебя. И заставить жить? В суд на тебя подать? И потом…

 

ИВАН

Потом — будет поздно.

 

НАДЕЖДА

Я уважаю твое решение.

 

ИВАН

Ахахаха! Ничего себе. Выкрутилась!

 

Успокаивается.

 

Ладно, хватит. Надо идти. По клинике, по деньгам и семье сделай все, как надо, ладно?

 

НАДЕЖДА

Никогда ты во мне не сомневался, так и не начинай.

 

ИВАН

А может, и надо?

 

Пауза.

 

НАДЕЖДА

В общем, как там говорится… Или не говорится… Не помню, кто про это писал, да кто только про это не писал…

Если любишь — то отпусти.

Это трудно. Но если любишь…

 

Надя встает из-за стола, подходит к Ивану, встает за ним и гладит его по голове, вороша волосы. Так продолжается некоторое время. Затем Надя целует его нарочито в лоб.

 

НАДЕЖДА

Ваня, главное — не бойся.

 

Иван молчит.

 

НАДЕЖДА

Слышишь? Все умирают. А ты — не бойся. Так будет лучше.

 

ИВАН

Я знаю.

 

Надежда выходит из-за стола.

 

(Шутливо) А про то, что все умирают — это хорошая новость.

Спасибо, Надя.

 

 

Надежда уходит. Иван остается.

 

 

 

Сцена 20

 

ИНТ. ПОЕЗД, ТАМБУР, — ВЕЧЕР

 

Тамбур. Иван курит. В его кармане звонит, разрывается телефон, снова и снова. Рядом оглядывается курильщик. Иван достает  телефон и отключает его. Смотрит в окно, высматривая небо.

 

Сцена 21

 

ИНТ. ПОЕЗД, КУПЕ, — НОЧЬ

 

Ночь, купе. Иван смотрит в окно, он не ложился. Поезд останавливается на станции. В купе входит девушка лет 20-ти, это КРИСТИНА, она красива и в короткой юбке. Она вежливо здоровается, убирает сумку, садится. Обмениваются взглядами. Кристина будто немного не в себе, но трезва. Она дерзкая и на  некотором внутреннем подъеме.

 

Иван останавливает на девушке долгий взгляд. Она смущается. Он осматривает ее всю, лицо, руки, ноги. Она перестает смущаться и как бы в отместку начинает смотреть на него — прямо в глаза, и улыбаться.

 

ИВАН

Это Владимир?

 

Девушка отвечает игриво.

 

КРИСТИНА

Есть такой город.

 

ИВАН

Студентка?

 

КРИСТИНА

А вы как узнали?

 

ИВАН

Ясновидящий…

 

На этих словах Иван наклоняется к девушке и, глядя ей в глаза, нежно, но сильно засовывает ладонь между ее положенных друг на друга ног. Студентка вспыхивает, но не убирает его руку.

 

КРИСТИНА

Правда, ясновидящий?

 

ИВАН

Ясновидящие не могут врать.

 

КРИСТИНА

Почему?

 

ИВАН

Потому что это магия, а магия это суровый дар.

 

КРИСТИНА

Высшие силы накажут?

 

ИВАН

Страшной карой и жутким проклятием. Ты даже не представляешь!

 

Он ладонью сбрасывает ее ногу с ноги, и его ладонь уходит глубже между ног.

 

Иван целует Кристину и далее овладевает девушкой.

 

Сцена 22

 

НАТ. ЧЕРЕЗ ЛЕС МЧИТСЯ ПОЕЗД НОЧЬ

 

Сцена 22.1

 

ИНТ. ПОЕЗД, КУПЕ, — НОЧЬ

 

Ночь, сидят, голые, Кристина вульгарно держит ноги на столике. Иван их гладит.

 

КРИСТИНА

А как ты это узнал?

 

ИВАН

Не знаю, почувствовал как-то тебя, что ли… Это не объяснишь…

 

КРИСТИНА

Волшебник…

 

Она перебирает пальцами на ногах. Пауза, едут.

 

 

ИВАН

А вот скажи мне лучше, ты в реинкарнацию веришь?

 

 

КРИСТИНА

М?

 

ИВАН

В реинкарнацию. Инь там, Янь.

 

КРИСТИНА

Ну да…

 

ИВАН

И в кого, думаешь, превратишься?

 

КРИСТИНА

Ой, у меня много вариантов…

 

ИВАН

Продумала все, молодец.

(пауза)

А вот скажи мне… Если реинкарнация и правда есть, что мы так жизнью дорожим?

 

КРИСТИНА

А что ей не дорожить? Хорошо же.

 

ИВАН

Вам, женщинам, все хорошо…

 

КРИСТИНА

(грубовато, с иронией)

А тебе что, плохо было?

 

ИВАН

Нет, я не про то… Чего дорожить, если все равно же родишься сразу кем-нибудь… Что тут засиживаться? Тем более если не срослось…

 

КРИСТИНА

(со смехом)

А у тебя не срослось?

 

ИВАН

Ну…

 

Она смеется.

 

 

КРИСТИНА

Засиделся он!

 

ИВАН

Ну, как сказать…

 

КРИСТИНА

Нет, смотри… Ты же все равно наверняка не знаешь, в кого ты перевоплотишься. А вдруг неудачно? Ну, или кем-нибудь… Рыбой какой-нибудь станешь бестолковой…

 

Иван смотрит на нее с улыбкой.

 

ИВАН

Рыбой?

 

Девушка смеется.

 

КРИСТИНА

Ну, например!

 

ИВАН

Рыбкой в аквариуме. И назовет тебя кто-нибудь — Клава.

 

КРИСТИНА

Почему Клава?

 

ИВАН

Ну а как еще рыбку назвать?

 

Сцена 23-24

 

ИНТ. ПОЕЗД, КУПЕ, — НОЧЬ

 

Светит луна. Кристина спит, она голая. Иван сидит и смотрит в окно. Вдруг ему что-то мешает сидеть, он рукой шарит что-то между сидениями, долго возится, но достает.

 

Это яблоко.

 

Он поворачивает его, а оно наполовину гнилое.

 

 

 

Сцена 25

 

ИНТ. ПОЕЗД, ТУАЛЕТ, — УТРО

 

Иван стоит перед зеркалом, смотрит на себя. Затем он  расстегивает рубашку на груди. Смотрит на себя. Нажимает на различные участки на груди. Странно улыбается.

 

Сцена 25.1

 

НАТ. НАСЫПЬ, — УТРО

 

Поезд летит вдаль по огромным русским просторам.

 

Сцена 26

Виды города без героя.

 

Сцена 26.1

 

ИНТ. КАФЕ, — УТРО

 

Иван завтракает в кафе с хорошим видом на вокзал.

Рядом сидит Кристина и уплетает завтрак. Иван смотрит в окно, потом на нее. Она доедает.

 

КРИСТИНА

Телефонами обменяемся?

 

ИВАН

Зачем?

 

КРИСТИНА

Ну, мало ли… Тебе же было хорошо?

 

ИВАН

Первый раз — всегда хорошо. А потом это превращается в какую-то херню.

 

КРИСТИНА

Фу, какой ты грубый…

 

 

ИВАН

(еле заметно зверея)

Да, я такой. На самом деле.

 

Пауза. Кристина жадно пьет кофе. Увидев, что настроение у Ивана несколько ухудшилась, улыбается, паясничает и нежно щебечет.

 

КРИСТИНА

А вдруг я в тебя влюбилась? М? Ты об этом подумал? А? Вааанечка…

(тянет к нему пальчики)

 

ИВАН

(смотрит на нее лицом, ни единый мускул не улыбается)

Слушай. Кристина. Да пошла ты к черту. Шлюха.

 

Иван встает и уходит. Кристина остается в полном недоумении. Она чуть не плачет.

 

Сцена 27

 

НАТ. ГОРОД, — УТРО

 

Вид на город. Волга. Виды города с верхних точек без героя.

 

Сцена 27.1

 

НАТ. ГОРОД, — УТРО

 

Иван приезжает.

 

Он осматривает город. Вид на Волгу.

 

Сцена 28

 

НАТ. ГОРОД, У РЕКИ, — ДЕНЬ

 

У реки Волги. Иван.

 

Сцена 28.1

 

НАТ. МОСТ НАД РЕКОЙ, — ДЕНЬ

 

Иван проходит по мосту. Останавливается на середине, закуривает, смотрит и идет дальше.

 

Сцена 29

 

НАТ. ГОРОД, ТРАМВАЙ, — ДЕНЬ

 

Едет в трамвайчике, стоит у окна, жадно рассматривает улицы города.

 

Сцена 30

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — ДЕНЬ

 

Иван в небольшой гостинице. Достает из сумки контейнеры с салатиками и макаронами жены, ест.

 

Включает телефон, 110 неотвеченных вызовов. Ложится, лежит.

Сцена 31

 

НАТ. ГОРОД, НАБЕРЕЖНАЯ, — ДЕНЬ

 

Иван приближается к ДЕТЕКТИВУ, они перекидываются беглыми приветствиями, которых не слышно из-за порывов ветра.

 

Детектив передает Ивану папку с бумагами и дисками. Иван заглядывает в папку, бегло просматривает содержимое. Среди бумаг мелькает фотография Натальи.

 

Закрыв папку, Иван достает из кармана конверт с деньгами и передает детективу. Тот принимает конверт. Они еще о чем-то говорят, но ветер задувает их слова.

 

Сцена 32

 

НАТ. ГОРОД, НАБЕРЕЖНАЯ «ТЕАТР», — ДЕНЬ

 

Иван ходит, осматривается. Осматривается он не совсем обычно. Будто ищет «метки» прошлых событий.

 

Он ищет не только детали, но и ракурсы, с которых смотреть на эту «культовые» места. Он пытается восстановить свое зрение, кадры, театральную постановку, как все это было.

 

Он повторяет ракурсы и — движения. Стоит, будто ждет кого-то, сидит, будто сидит не один. Смотрит на несуществующие предметы. Его взгляд погружен глубоко внутрь себя.

 

Сцена 33

 

НАТ. ГОРОДСКОЙ СКВЕР, — ДЕНЬ

 

Сквер в центре города. Небольшая лавка, Иван подходит к лавке. Осматривается, садится. Но вдруг замечает девушку, которая идет с планшетом в руке, и читает.

 

Иван отходит от лавочки.

 

Девушка садится, он смотрит на нее долго и изучающе. Будто встраивая ее в свой невидимый кадр, примеряя ее к картинкам из прошлого.

 

Сцена 33.1

 

НАТ. ГОРОДСКОЙ СКВЕР, — ДЕНЬ

 

Иван смотрит на детей — двух девочек-близнецов. Они обе одинаково одеты, на одинаковых самокатах. Он начинает плакать.

 

Сцена 34

 

НАТ. ГОРОДСКОЙ СКВЕР, — ВЕЧЕР

 

Небольшой провинциальный осенний неубранный парк — много листьев, практически нет людей, запустение.

 

Иван сидит на лавке, ест сыр из упаковки, разворачивая треугольнички. Мимо идет пьянчужка, мужчина лет 50-ти. Это СЕРЕГА, местный алкаш, обросший и пропитый, с пакетом в руке. Он неуверенно подходит к скамейке, Иван осматривает его беззлобным и доброжелательным взглядом. Мужик подсаживается.

 

Иван протягивает Сереге сырок.

СЕРЕГА

Че, не местный?

 

ИВАН

А что, так заметно?

 

СЕРЕГА

Ну какой-то ты не такой…

 

Иван улыбается. Мужик мнется, как бы не решаясь спросить.

 

ИВАН

Из гордых?

 

Серега хмыкает. Иван тоже.

 

ИВАН

А сырок вот мой жрешь.

 

Иван достает деньги, дает мужику.

 

ИВАН

На, возьми, пару, что ли… Я тоже буду.

 

Серега берет деньги.

 

СЕРЕГА

Ого!

 

Серега уходит, возвращается, достает две бутылки водки, пару пива, стаканчики и лимон. Открывает. Пьют.

Серега из стаканчика, Иван прямо из горла, как воду.

 

СЕРЕГА

Ну а что у нас забыл?

 

Иван не отвечает.

 

СЕРЕГА

С Москвы сам-то?

 

Иван не отвечает. Пауза.

 

СЕРЕГА

Разговорчивый ты… Не быть тебе таксистом!

 

ИВАН

Неа, уже быть.

 

Пауза, сидят, пьют. Иван, после того, как выпивает всю бутылку.

 

ИВАН

Знаешь, как римляне говорили?

 

СЕРЕГА

Кто?

 

ИВАН

Римляне древние, ну, в доспехах которые ходили и мир весь завоевали…

 

СЕРЕГА

Ну, помню таких… И что говорили?

 

ИВАН

Старая любовь — что рак.

 

СЕРЕГА

Хм, красиво…

 

 

ИВАН

Не то слово!

 

 

СЕРЕГА

А что, рак уже при римлянах был?

 

Иван переводит на него глаза, смотрит заинтересованно.

 

ИВАН

Был, он всегда был.

 

Долго сидят, смотрят вдаль.

 

СЕРЕГА

Рак это плохо. От него смерть.

 

ИВАН

Ну, смерть это нормально…

 

СЕРЕГА

После бутылки залпом — особенно!

(смеется)

Слушай, а ты вот никогда не думал, ну вот о том, о чем будешь думать перед смертью?

 

ИВАН

Хм… И правда, что?

 

СЕРЕГА

Ну?

 

ИВАН

У нас что, вечер творческой интеллигенции?

 

Серега смеется. Пауза.

 

СЕРЕГА

(задумчиво)

А я вот думал. Но так и не придумал ничего по делу-то…

 

ИВАН

(насмешливо)

Будет тебе сюрприз…

 

СЕРЕГА

А ты? Ты думал?

 

Повисает пауза.

 

ИВАН

А я — чулки вспомню.

 

 

СЕРЕГА

Какие чулки?

 

Долгая пауза.

 

ИВАН

Красные… и запах. Запах…

(резко, будто очнувшись, встает, качнувшись)

Ладно, бывай.

 

Сцена 35

 

НАТ. У ДОМА НАТАЛЬИ, — НОЧЬ

 

Стандартная жилая девятиэтажка. Подходит Иван, останавливается и долго смотрит на одиноко стоящее здание.

 

В темноте у дома проходят какие-то люди сомнительной внешности, и снова наступает тишина.

 

Иван опускается на лавку, глядя на темную стену дома, в которой горит одинокое окно.

 

Сцена 36

 

НАТ. У ДОМА НАТАЛЬИ, — УТРО

 

Из подъезда выходит женщина, ей лет 50, она красива и ухожена, в ярком плаще, это НАТАША. Она немного ждет. За ней выходит мужчина, чуть моложе ее, лет 45-ти, с выправкой, подтянутый, в кожаной куртке, МУЖ НАТАШИ. Затем выходит молодой парень лет 20-ти, СЫН НАТАШИ, машет ей рукой и уходит к своей неподалеку стоящей машине.

 

Наташа и мужчина так же садятся в машину, уезжают.

 

Мы видим, как эту сцену издалека наблюдает Иван. Когда машина с женщиной уезжает, Иван отходит и тоже садится в машину, частное такси, на пассажирское сидение. Машина резко отъезжает.

 

Сцена 37

 

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР, — ДЕНЬ

 

Идет Иван, следит за идущей впереди Натальей. Она в красивом плаще. Наталье идет с подругой, переговариваясь о чем-то.

 

Иван ходит за ней, но очень осторожно, стараясь не быть замеченным.

 

В какой-то момент он теряет ее из виду в толпе. Он пугается, немного паникует, бежит. И вдруг оказывается прямо рядом с ней, за спиной.

 

Опасаясь быть раскрытым, он резко убегает.

 

Сцена 37.1

 

НАТ. У ВХОДА ВТОРГОВЫЙ ЦЕНТР, — ДЕНЬ

 

Иван стоит, курит недалеко от входа в торговый центр. Выходит Наташа, в руках у нее пакеты из салонов одежды, она садится в подъехавший автомобиль и уезжает.

 

Иван долго смотрит ей вслед, курит. Возвращается в торговый центр.

 

Сцена 38

 

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР, — ДЕНЬ

 

Иван играет в игровой аппарат, где железная рука хватает предмет, но почти никогда не доносит его до цели.

 

Снова и снова, просаживая деньги, Иван играет. Но тщетно. В последний момент игрушка всегда падает мимо.

 

Сцена 39

 

НАТ. ОТКРЫТОЕ КАФЕ, — ДЕНЬ

 

Наталья сидит в кафе с ПОДРУГОЙ. Они мило и эмоционально болтают, пьют кофе. За ними с улицы, спрятавшись за колоннами, наблюдает Иван. Он нервно курит, у него жесткий напряженный взгляд.

 

Сцена 40

 

ИНТ. САЛОН КРАСОТЫ, — ДЕНЬ

 

Салон красоты в торговом центре. На приеме, у зеркала, сидит Наталья.

 

Неподалеку стоит Иван, он пристально рассматривает ее лицо.

Наташа решает с парикмахером, где подравнять, они говорят, Наташа рассматривает себя в зеркало. У нее озабоченное лицо. Это происходит достаточно долго. Парикмахерша начинает работать.

 

Иван смотрит. Через какое-то время Наталья нечаянно, — через зеркало — бросает взгляд в сторону Ивана. Сначала она скользит взглядом, не узнавая. Затем возвращается и всматривается…

 

Иван улыбается. Наташа всматривается еще и еще… И вдруг она вздрагивает. И смотрит, смотрит на Ивана долгим взглядом…

 

ЗТМ

 

Сцена 41

 

НАТ. У ВЫХОДА ИЗ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, — ДЕНЬ

 

Из торгового центра выходит Иван, он останавливается и закуривает.

 

Затем, через некоторое время, быстрым шагом выходит Наталья.

 

Увидев Ивана, она на секунду приостанавливается, но не идет к нему, а бежит прямо через дорогу, где небольшой сквер и детская площадка.

 

Сцена 41.1

 

НАТ. СКВЕР, ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА, — ДЕНЬ

 

Небольшая безлюдная детская площадка, на фоне движется и летит дневной город.

 

Наталья идет медленно. Иван на отдалении следует за ней. Наталья останавливается у лавочки. Сзади медленно подходит Иван. Он останавливается за ее спиной.

 

Так они стоят некоторое время. Наташа смотрит куда-то вперед, на ее лице борются недоумение, недовольство, злоба, жесткость, и вместе ей хочется зарыдать.

 

Иван подходит еще ближе. Она чувствует это. На лице Наташи проступают слезы. Она резко поворачивается к нему. На ее лице злобная усмешка.

 

НАТАША

Как ты вообще посмел?

 

Наташа идет на него.

 

НАТАША

Как ты вообще посмел? Приехать, прийти… Как?

 

Лицо Наташи искажается, усмешка переходит в ярость, она начинает изо всех сил бить Ивана руками и сумкой по лицу.

 

НАТАША

Зачем? Зачем? Зачем ты явился, сука! Зачем?!

 

Ее ярость срывается в беспомощные рыдания. У него разбит нос и течет кровь.

Наташа обессилено садится на лавку, плачет. Иван стоит. Наташа  плачет, но быстро успокаивается. Бросается к нему.

Наташа суетливо и смешно роется в сумке, достает оттуда салфетки.

 

НАТАША

Что же я сделала? Что… Что я наделала? Ваня, прости, прости! Да что же это я на самом деле, а…

 

Салфетки падают, она вытирает ему лицо, пальто, Иван улыбается и смотрит на нее.

 

НАТАША

Прости, прости, прости меня…

 

Наташа вытирает кровь с его лица и плаща. Ее руки дрожат. Иван улыбается, она тоже начинает улыбаться.

 

НАТАША

Прости, Ваня, да что же это такое со мной… Ужас…

 

Наташа вытирает все. Они оба смотрят друг на друга и улыбаются. Иван смеется, она тоже начинает беззвучно смеяться. Смеются оба. Смех становится веселым, громким, общим…

 

Сцена 42

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — ВЕЧЕР

 

Иван лежит на кровати. Вдруг тихий стук в дверь. Он не шевелится. Еще раз стук. Иван смотрит на дверь. Затем дверь открывается. Входит Наташа.

 

Она осматривается, смотрит на него. У нее очень серьезное и  напряженное выражение лица. Иван смотрит на нее, не вставая. Их взгляды встречаются, они смотрят друг на друга, не отрываясь.

Наташа отворачивается. Бросает на пол сумку.

 

Медленно снимает пальто, бросает на пол. Затем кофту, юбку, наконец, раздевается полностью, до гола, поворачивается к нему. Она стоит обнаженная, без смущения, с опущенными руками.

 

Мы видим немолодую, но красивую обнаженную женщину. У нее мягкий проникновенный и любящий взгляд.

 

Иван встает, подходит к ней, и обнимает ее, нежно и как будто по-братски, нежно-нежно. Так они застывают.

 

Сцена 42.1

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — НОЧЬ

 

Иван и Наташа лежат голые на кровати. Они держатся за руки и смотрят в потолок.

 

Сцена 43

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — НОЧЬ

 

Наталья моется в душе. По ее лицу текут слезы, но слезы ли это —  трудно понять из-за струй воды.

 

Сцена 44

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, РЕСТОРАН, — НОЧЬ

 

Ресторан в гостинице.

 

Сцена 44.1

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, РЕСТОРАН, — НОЧЬ

 

Выходит на крышу, смотрит на город, горящий тысячами огней.

 

За ним, кутаясь в плащ, выходит она. Они стоят рядом и смотрят вдаль. Затем Иван начинает говорить, сначала тихо, затем по нарастающей, перемещаясь по всей крыше.

 

ИВАН

(задумчиво, тихо)

Знаешь, Наташ… А я вот иногда думаю… Вообще, какое-то новое ощущение появилось, чувство, в последнее время… Вот будто я в аквариуме, и воздух такой тягучий, и вот я плыву, будто я не в жизни, здесь, а в какой-то книге, или в кино… Ну… Как бы тебе это объяснить?

 

Порывисто, с пафосом.

 

ИВАН

Вот понимаешь, вот у меня чувство, очень острое, будто действительно, изначально, где-то там была душа, ну, капелька, какой-то кусочек света, и вот он раз и появился здесь… В этой тяжелой жизни, в этом пространстве… Он родился, вырос, оброс этим телом, умом, сердцем, и всем вот вокруг… Это все появилось, как плоть, наделось, наросло на меня и вот я целый артефакт, своей истории, достижений, чувств, вот ноги мои, руки, вот моя жизнь, люди, любовь, и я несу это все, словно рюкзак… Вот эта эфемерная капля, которая вдруг стала живым человеком из мяса и мыслей… И столько накрутилось, наросло…

 

Задумчиво.

 

ИВАН

Этот гвоздик во мне торчит, вбитый в невидимую стену, в небо, я и есть гвоздик, а этот человек это такой рюкзак… Я это или нет — я иногда даже не знаю… То, что получилось, когда обросло…

Но я несу все это в нем, и мне тяжело, но и жалко бросить, ведь столько нажито, прочувствовано, понято, придумано, даже отболело сколько, и — обжито, обжито все это… Мое… Мое… И не очень-то мое на самом деле… И так жаль это все терять, будто из дома выгоняют, знаешь, будто из родного дома, где ты родился, вырос, всю жизнь прожил и где у тебя каждый угол, заусенца, половичок, веточка за окном, луч света в спальне после семи вечера, где у тебя все, и вот тебя забирают… Приходят какие-то холодные люди и забирают тебя из твоего дома, навсегда.

Но ты всего лишь гвоздик… Кусочек света, и все это, каким бы не было ценным, личность, ум, сознание, твоя чертова любовь, все это такой на самом деле — прах… И я чувствую, что это очень несправедливо! Такое положение дел! Несправедливо! Жестоко! Ненадежно как-то… Неужели это вот все так, а?

Так не должно быть… Это неправильно… И… страшно…

 

Пауза.

 

ИВАН

(искренне, жизненно)

Ну а вот даже что у нас с тобой произошло. Не было ни дня все эти годы, чтобы я не думал об этом, о тебе, о нас… А ты… А ты вообще стала у меня какой-то моей… сиделкой какой-то, ты всегда рядом, ты всегда здесь, в маленькой комнатке будто, где-то в моей голове… И ты есть, ты сидишь тут, и смотришь на меня с улыбкой… Разная, всегда разная, в разной, какую я только помню у тебя, одежде… Ты улыбаешься, а я с тобой говорю… И я так уже привык, что это часть меня, живая часть… Может быть, самая живая моя часть…

 

Пауза, затем живо и размахивая руками, иногда смеется.

 

ИВАН

Так вот у нас же это все, что было у нас с тобой, — это же какая-то жуть, Санта-Барбара, мексиканские страсти, ну, правда, правда ведь… Помнишь? Да ты все помнишь… Такое не забудешь! Это же Вторая мировая война практически! И зачем, и как это все… Боже, блять, что это вообще было, а? А может, мы вообще и не заметили за всем этим любовь, а? Может, сожрали ее… Сами. А? Растерзали и выкинули и остались со своими треснувшими этими… корытами…

 

Пауза, ходит, машет руками.

 

ИВАН

Ведь всего это продолжалось года три, да? Три года и вся жизнь… Черт… Понимать это… Я же студент, только женился, у меня появился сын, потом умер отец… Потом я встречаю тебя, потом разводы эти страшные, сначала твой, потом мой, а у меня голова не на месте, у меня в душе каждый день как в мясорубке, которая сломалась и не может остановиться, и рубит, и кромсает… Но я развожусь, несмотря ни на что… И ты разводишься, я ж тебя увел, и вот мы женимся, и каждый день эти ссоры, скандалы, да чего там, драки… Мебели не осталось… И вот это все… Это же не жизнь была, а суррогат какой-то, ну? Разве не так? Какой-то грязный комок, ком, жуть… Ну, разве нет?

И я тебя в итоге развел, и развелся сам, не успев отца закопать, не успев сына в садик отправить, и ее бросил… А она любила меня и до сих пор, может быть… Хотя… Надеюсь, что все-таки  нет… А этот  твой первый за мной бегал, следил, долбанутый псих, а? А? Помнишь? Что это вообще было?

(кричит в истерике)

Что это вообще все было? Разве это любовь? Жизнь? А? Наташа!

И потом ты убегаешь ночью, просто убегаешь, просто… И я ищу тебя, до рассвета, бегаю по всему городу… И потом… Мы не видимся месяцы, я уезжаю, а ты… и ты… выходишь замуж за этого… Какого теперь у тебя по счету? Второго тогда? Сейчас третий или какой уже? А? Наташ… Ну ладно, прости, прости, я не буду, ладно, дело не в этом… Но тогда, тогда… Тогда же не прошло и трех месяцев, а?… Трех! Не прошло! Ебаных! Месяцев! Трех! Как это вообще? Как так вообще можно, а? Зачем? Заачем? Зачем?! Всего три месяца после моего отъезда, а? Не прошло даже… трех сраных месяцев! А?! Да как вообще это женщина может такое сделать… И через год у тебя появляется… ребенок… О котором я мечтал, столько мечтал, плакал, хотел, он снился мне, мы придумывали ему имя… И оно уже было.

 

Пауза, встает на край крыши.

 

 

ИВАН

И в итоге ничего, ничего, ни хуя! Ни хуя не получилось! Самые простые вещи! Которые есть у всех! Люди вон, нормальные, плодятся выводками! А у нас что? У нас ноль! Ноль! Мимо! Ничего не смогла наша такая великая любовь! Ничего не смогла! Родить, создать, а? Семью там, да хоть какую, а? Как это могло произойти? А? Все мимо… Все…

 

Пауза. Возвращается, подходит к ней.

 

ИВАН

(тихо)

Ладно… Ладно… Прости меня… Что-то я разошелся… Я не хочу упрекать… Я просто… 22 года уже, с половиной, да, да, с половиной… Думаю про это про все, каждый день… Как мы перемололи эту любовь… Пропустили ее… Не оценили…

Как девку, поймали, растрепали, измяли и выкинули… и бросили в лужу… А потом смогли, смогли же…

(кричит и смеется)

Герои! Герои, бля! 22 года даже не встретиться. Это же было испытание, злость, зарок! Эти вещи оказались посильнее…

 

Садится у ее ног. Пауза. Поднимает на нее глаза.

 

ИВАН

Или… это была не любовь? А, Наташ? И тогда что такое любовь, а? А есть ли она вообще, эта любовь?… А?…

 

Пауза, сидит, смотрит вдаль. Наташа тоже стоит, не шелохнувшись, смотрит вдаль. Они замерли. Иван резко встает на ноги.

 

ИВАН

Но я не это все… Не это… Хотел сказать… Прости, прости, прости меня, ради бога…

 

Подходит к ней, говорит тепло.

 

ИВАН

Я просто хотел сказать… про новое, новое ощущение вот это странное… Просто теперь, недавно совсем, ты ушла… Насовсем, ушла из моего уголка… Тебя не стало. Ты ушла… Вдруг. Я искал тебя, искал… Но ты ушла. И появилось что-то другое…

Темное, беспросветное что-то, пустое… Даже не тяжелое, а тоскливое какое-то, это, и уже, знаешь, уже не больно… Оно только тихонько так ноет, скребет, как по сухому горлу… Как дождь вот идет и небо серое и ты понимаешь, что дождь будет идти вечно, серый, бесконечный, самый долгий на свете дождь… Какой-то потусторонний… что ли… И ты вот сидишь на остановке, и уже ничего не ждешь и только знаешь, что будешь сидеть там вечность…

 

Пауза.

 

ИВАН

Хотя…

(усмехается)

Вот когда ты ушла, именно тогда я подумал, то есть, точнее, понял, что…

 

Долгая пауза.

 

ИВАН

Что… я ведь благодарен!… Должен быть… То есть нет, на самом деле благодарен… Всей этой Мексике… Которая была. Потому что она была… Честно, правда, благодарен…

 

Он встает, подходит к ней, пауза, смотрит туда же, куда и она, вдаль.

 

Затем берет ее за плечи, поворачивает к себе, она смотрит на него пустыми отрешенными глазами, находясь где-то неизмеримо далеко и глубоко в себе.

 

ИВАН

Ты не слушала меня.

 

Она молчит. Он нежно пытается расшевелить ее за плечи, улыбается.

 

 

ИВАН

Ты совсем не слушала меня, Наташа… А? А? Натааааша!…

 

Она молчит. Он улыбается, потряхивая и заглядывая ей в лицо.

 

ИВАН

Черт… Наташа… Наташ!

 

Наташа вдруг «возвращается» и смотрит на него в упор. Затем медленно и спокойно говорит ему:

 

НАТАША

Да пошел ты, Ваня… Дурак.

 

Наташа медленно уходит. Иван идет за ней.

 

Сцена 45

 

НАТ. ГОРОД, — УТРО

 

Иван и Наташа долго гуляют по городу. Ходят по набережным. Иван, изображая молодого человека, покупает ей мороженое. Обнимает ее, пытается укутать в свой плащ от ветра.

 

Они говорят, мы не слышим, о чем и что, они смеются.

 

Они проходят мимо загса. Встречают невесту и жениха.

 

Они счастливы. Им хорошо друг с другом.

 

Сцена 46

 

ИНТ. КАФЕ, — ДЕНЬ

 

Небольшое уютное кафе. Перед Иваном и Наташей стоят чашки кофе, они нетронуты. Они смотрят в разные стороны. За окнами движется город.

 

Наташа усмехается.

 

НАТАША

Заметил, да? 20 лет не виделись, а сидим, будто 20 лет женаты.

 

Иван ухмыляется.

 

ИВАН

Куда-то провалились эти 20 лет.

 

НАТАША

Только дети выросли.

 

ИВАН

И те не наши.

 

НАТАША

Ну, знаешь, Ваня… Есть любовь, а есть жизнь… Как оказалось.

 

ИВАН

Куда-то провалились…

 

Пауза. Иван поворачивается к ней, пристально смотрит на нее, затем откидывается на сидение.

 

ИВАН

Так и не смог я тебя разлюбить. За 20 лет. А ты говоришь.

 

Она, не оборачиваясь к нему, глядя куда-то вдаль, вдруг прищурившись, как будто победно и немного зло.

 

НАТАША

А я ничего не говорю.

 

Пауза. Она отпивает кофе.

 

НАТАША

(спокойно-равнодушно)

Думаю вот все, когда ты снова начнешь прощения просить.

 

ИВАН

(улыбаясь)

Прости меня, Наташа.

 

Наташа поворачивается к нему с улыбкой, но видит, что его лицо серьезно. Смотрит на него.

 

ИВАН

Правда, прости.

 

Наташа в порыве гладит его по голове.

 

НАТАША

(спокойно и мягко)

За что? За то, что ушел?

 

ИВАН

Я — ушел?…

 

НАТАША

Ну или я. Это уже не важно…

 

ИВАН

(с легкой грустной усмешкой)

Уже ничего не важно.

 

 

НАТАША

(грустно и с тихим вздохом)

Уже не важно, Ваня… Жизнь прошла. Без нас.

 

Оба отворачиваются. Долгая пауза, в которую они сидят и смотрят в окно на проезжающие машины и людей.

 

НАТАША

Расскажи, как ты вообще живешь-то? Ничего о тебе почти не знаю. Разве интервью всякие… Публикации…

 

ИВАН

Да как-то живу. Все нормально на самом деле. Все. Нормально.

 

НАТАША

Жена, дети, работа… Понятно.

 

ИВАН

Ну да. Все есть.

 

ИВАН

(расслаблено и на автомате)

А ты?

 

НАТАША

Я тоже. Нормально.

 

ИВАН

Я рад…

 

Вдруг Наташа реагирует на последние слова и резко оборачивается.

 

НАТАША

(резко)

Я тоже рада за тебя!

 

Но тут же осекшись, переключается, оживляется, оглядывается по сторонам, находит ОФИЦИАНТА.

 

 

НАТАША

Простите, а где тут?

 

Официант показывает рукой.

 

Наташа берет сумку.

 

НАТАША

(Ивану)

Я на минутку. Носик припудрить. Сейчас приду.

 

Наташа быстро и энергично уходит, Иван смотрит ей вслед.

 

Сцена 47

 

ИНТ. КАФЕ, — ВЕЧЕР

 

Иван сидит и смотрит в окно, где догорают сумерки. Смотрит на часы.

 

К нему подходит официант.

 

ОФИЦИАНТ

Простите, вы не могли бы рассчитаться. А то мы закрываемся через 20 минут, кассу закрываем.

 

Иван, резко, очнувшись.

 

ИВАН

Да, да, конечно. Извините.

 

Он отдает деньги и продолжает сидеть, глядя вдаль на город.

 

ЗТМ

 

Сцена 48

 

НАТ. ВИДЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА, — НОЧЬ

 

Виды ночного города.

 

Сцена 49

 

НАТ. ТРАССА, ПРИДОРОЖНОЕ КАФЕ, — НОЧЬ

 

Небольшое грязное кафе для дальнобойщиков на трассе, по которой летят фуры. Они же стоят рядом на стоянке.

 

Сцена 49.1

 

ИНТ. ПРИДОРОЖНОЕ КАФЕ, — НОЧЬ

 

За столиком в одиночестве сидит Иван. В кафе в глубине сидит пара дальнобойщиков. На столе у Ивана много пустых бутылок из-под пива, почти выпитая бутылка водки, на тарелке разгромленная курица гриль.

 

Иван сидит, опустив голову на руки.

 

К нему подходит официантка. Молодая ТАДЖИЧКА в фартуке. Она с трудом и коряво говорит по-русски.

 

ТАДЖИЧКА

Будете еще что-нибудь заказывать?

 

Иван поднимает голову.

 

ИВАН

Я что, в Москве?

 

ТАДЖИЧКА

Нет, нет. Не Москва. Еще будете что-то?

 

Иван открывает один глаз.

 

ИВАН

Вот послушай меня, Гюльчатай, вот послушай.

 

Девушка не уходит, слушает.

 

ИВАН

Я однажды фильм смотрел, зарубежный какой-то, так вот там  главный герой как сказал? Он говорит такой, представляешь, Гюльчатай, так и говорит: «Человеку дается только одна жизнь. И только одна любовь.» Представь?

 

Таджичка улыбается, но видно, что ничего не понимает. Иван продолжает.

 

ИВАН

Вот. А я…

(сильно кивает головой, чуть не падая)

а я, получается, проебал и то, и другое?… Да? Да?

 

Иван поднимает на замешкавшуюся девушку голову и всматривается в ее лицо своими пьяными обезумевшими глазами. Таджичка улыбается.

 

ТАДЖИЧКА

Будете еще что-нибудь?

 

ИВАН

Нет.

 

Сцена 50

 

НАТ. ТРАССА, ПРИДОРОЖНОЕ КАФЕ, — НОЧЬ

 

Улица у придорожного кафе. Из дверей кафе выходит очень сильно пьяный Иван. Спотыкается и падает со всего размаха прямо в грязь.

 

С огромным трудом поднимается, пытается идти, но снова падает. Мы видим его субъектив. Он тяжело дышит, оглядывается, будто пытаясь понять, где он, но не может подняться и снова падает.

Иван пытается вновь подняться, но у него не получается. Он засыпает прямо в канаве.

 

Сцена 51

НАТ. ТРАССА, ПРИДОРОЖНОЕ КАФЕ, — НОЧЬ

 

Иван лежит на освещенной фонарем «лужайке». Мимо медленно едет автомобиль. Из него играет шансон. Автомобиль проезжает мимо, но вдруг останавливается. Из него выходят ДВОЕ. Они закуривают, оглядываются, и потихоньку, будто незаметно, подходят к Ивану. Пока идут, из кафе на секунду выгладывает таджичка, и обменивается знаком с одним из бандитов.

 

Один из них приседает у лежащего Ивана. Шарится в карманах. Иван поднимает голову. Второй, который стоит, вытаскивает из рукава газовый ключ.

 

И тут вдруг мимо проезжает мотоцикл, на котором сидят ПАРЕНЬ и ДЕВУШКА, они кидают в машину коктейль Молотова. Машина вспыхивает. Двое с матюгами бегут к ней. Но машина горит уже вся целиком.

 

Из кафе выбегают люди, пытаются тушить автомобиль.

 

Иван просыпается, приподнимается, его лицо в грязи. Он смотрит на пожар, его отблески играют на его лице. Он улыбается.

 

ЗТМ

 

ПОЖАР — АВТОМОБИЛЬ/ДОМ

 

Сцена 52

 

НАТ. У ДОМА НАТАЛЬИ, — УТРО

 

Там же, за деревом, стоит Иван. Его пальто, брюки, рубашка — все  в высохшей грязи. Лицо страшно опухло, волосы в разные стороны. Он смотрит в сторону подъезда.

 

Из дома, вместе с подтянутым мужчиной в кожаной куртке, выходит Наталья. Наташа быстро проходит и садится в машину. Мужчина за ней. Однако машина не уезжает, стоит.

 

Через некоторое время из автомобиля выходит мужчина и идет прямо по направлению к Ивану. Он идет быстро и решительно. Иван прячется за дерево, но через секунду мужчина подходит к нему.

Это видный рослый крепкий мужик лет 40-45-ти с жестким лицом. Он подходит к Ивану почти вплотную, на небольшом расстоянии. Брезгливо морщится, достает из кармана красные корочки с гербом, сует в нос Ивану.

 

МУЖ НАТАШИ

(злобно шепчет)

Слышь, ты… Еще раз я тебя здесь увижу, у тебя прямо здесь килограмм героина найдут и после этого молись присесть на 10 лет и случайно не умереть на допросе.

 

Пауза.

 

МУЖ НАТАШИ

Ты понял? И научная общественность тебе, блядь, никакая ни хуя не поможет. Осознал? И она,

(кивает в сторону дома)

чем все кончилось, даже не узнает. Осознаешь, падаль? А? Давай быстро отсюда ускакал.

(кричит)

Слышал?!

 

Иван медленно оборачивается, закидывает голову вверх и уходит.

 

Сцена 52.1

 

НАТ. ДОРОГА РЯДОМ С ДОМОМ НАТАЛЬИ, — УТРО

 

Он идет прямо через дорогу, сигналят машины, Иван останавливается и вдруг понимает, что ему нечем дышать.

 

Иван делает вздох, но воздуха нет, он делает еще судорожные попытки, но не может дышать, и вдруг начинает страшно, с хрипом и клокотанием кашлять. Кашель ломает его пополам, он кашляет страшно и громко, и не может остановиться. Его чуть не сбивают проезжающие мимо сигналящие машины.

 

Иван кашляет, его рвет на асфальт собственной слюной.

 

Сцена 53

 

НАТ. ГОРОД, МАРШРУТКА, — ДЕНЬ

 

Едет в раздолбанной характерной маршрутке с симпатичной кондукторшей.

 

Сцена 54

 

ИНТ. МЕТРО, ПЕРЕХОД – ВЕЧЕР

 

Немного шатаясь, Иван идет по переходу в метро. Проходит мимо женщины, которая продает букетик цветов, ПРОДАВЩИЦЫ. Останавливается рядом.

 

ПРОДАВЩИЦА

Молодой человек, купите букетик! Всего сто рублей!

 

Иван смотрит на женщину, достает тысячу рублей, протягивает, берет букетик. Женщина ловко забирает тысячу, лезет за сдачей.

 

ИВАН

Не, не надо. И это, девушка… А можно я его вам подарю, а?

 

ПРОДАВЩИЦА

(игриво)

Ой, мне? За что?

 

ИВАН

За вашу нелегкую женскую долю…

(смеется)

М?

 

Иван торжественно отдает ей букет, она берет, улыбается.

 

 

ПРОДАВЩИЦА

Ой, спасибо! Дождалась принца!

 

Иван уходит, продавщица смотрит ему вслед, и не уходит. Она снова, уже новым прохожим, продает этот же букетик.

Из-за угла вновь появляется Иван, подходит к ней.

 

ИВАН

(укоризненно)

Эх ты, мать!

 

Но женщина вдруг смотрит на него зло.

 

ПРОДАВЩИЦА

А ну ка пошел отсюда! Пошел отсюда, пьянь! Пристал к женщине! Ну ка пошел!

 

Иван усмехается и уходит.

 

Сцена 55

 

ИНТ. МЕТРО, — НА ПЕРРОНЕ

Иван стоит на перроне. Там стоят люди. Иван начинает кашлять. Кашляет долго и сильно. На него начинают смотреть люди. Иван перестает кашлять.

Поднимает голову, смотрит на людей. И вдруг начинает кричать им.

ИВАН

А что вы смотрите? А? Что вылупились? Что, думаете, здесь остаться? Да? «Мы остаемся здесь! А ты — вон отсюда, больной никчемный урод?», да? Да?

У меня для вас плохие новости… Очень плохие! Вы тоже все сдохнете! Все! Вы! А то расселись, разжились, медицина вам, комфорт, скоро жить вечно будете! Ляжки расставив, расселись! Бессмысленные животные! По своим домикам, по своим норкам…

А вот хрен вам всем! Сдохнете! Все! И не надейтесь!

 

Он закашливается. Шум прилетевшего на станцию поезда заглушает его слова.

 

Сцена 56

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — НОЧЬ

 

Иван сидит перед телевизором в своем номере с пультом в руках. На экране прокручивается видео, полученное от детектива – наблюдения за Наташей.

 

В кадре она счастливая общается с мужем.

В следующем кадре она смеется. Муж снова рядом с ней.

 

Иван выходит на крышу. Смотрит на город.

 

Сцена 57

 

ИНТ. ГОСТИНИЦА, — УТРО

 

Иван выходит из ванной, достает из сумки и распаковывает большие пакеты. Обрывая бирки, он одевается в новую одежду. Белая рубашка, брюки, ботинки. Достает новый плащ, надевает его.

 

Берет сумку, осматривает номер. Гасит горящий днем свет. Немного подумав, бросает сумку в центр комнаты и выходит из номера.

 

Сцена 58

 

НАТ. ЖИЛОЙ ДОМ

 

Сцена 58.1

 

ИНТ. ЛИФТ, — УТРО

 

Иван едет в лифте. Его лицо расслабленное, усталое и пустое, без выражения. Двери лифта открываются, Иван выходит.

 

Сцена 58.2

 

ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА, — УТРО

 

Иван на лестничной площадке. Долго осматривает площадку, двери, и особенно одну дверь и звонок. Хочет звонить, но долго не решается. Усмехается, звонит. Голос пожилой женщины из-за двери.

 

БАБУШКА

Кто там?

 

ИВАН

Здравствуйте. Извините, пожалуйста, это сосед сверху. Я на минутку.

 

Дверь открывается. На пороге появляется БАБУШКА, осматривает Ивана, но он резко вламывается в квартиру.

 

Сцена 58.3

 

ИНТ. КВАРТИРА БАБУШКИ, — УТРО

 

Иван проходит в квартиру, быстро проходя по всем комнатам, будто кого-то ищет, все внимательно и быстро осматривает. Кричит бабушке.

 

ИВАН

Марья Васильевна, что же вы опять топите нас? А? Ну как не стыдно?

 

Бабушка в растерянности застыла в коридоре.

 

БАБУШКА

Вы… Вы… Вы кто такой? И я… Я… Я не Марья Васильевна! Вы обознались!

 

ИВАН

Понятны ваши отговорки! Топите нас опять зачем? А?

 

Иван ходит, бабушка приходит в себя.

 

БАБУШКА

Ну-ка, тебе что здесь надо? А? Горлопан какой! Я сейчас милицию вызову!

 

Иван, ходит по квартире, кричит.

 

ИВАН

Понятно! Все с вами понятно, бабуля! Я не я, корова — не моя!

 

БАБУШКА

Ах ты бандит! Бабуля! Уголовник! Я сейчас, я сейчас…

 

Бабушка подходит к телефону в коридоре, снимает трубку, тут появляется Иван, берет ее руку в свою, смотрит ей в глаза сверху вниз, бабушка пугается и замирает.

 

ИВАН

(полушепотом)

Бабуля, прости!

(серьезно и вкрадчиво, легонько трясет ее за руку)

Простите… Простите, пожалуйста. Я просто… Я тут жил. Давно… С мамой…

(пауза)

Вы меня не знаете, но я… я тут жил. Мы жили…

(улыбается)

И вот. Просто зашел. Простите. Я больше не приду. Еще раз… Извините… Что вот так…

 

Иван очень быстро исчезает, закрыв за собой дверь. Бабушка стоит с трубкой в руке.

 

Сцена 59

 

НАТ. МОСТ НАД РЕКОЙ, — ВЕЧЕР

 

Иван стоит на мосту, по которому летят машины. Иван смотрит вниз, под мост, там раскинулась и блестит широкая Волга.

 

Иван выпрямляется, берет телефон, включает его. Ему приходит сотня смс. Набирает номер.

 

ИВАН

Привет… Привет… Прости. Прости. Тысячу раз прости. Я тебе все объясню. А? Да я знаю. Знаю. Предполагаю. Инфаркт? У него?

(смеется)

Лена, да он молодой еще, пусть не врет! Знаю… Лена, Лена… Лена… Ленка! Ничего не случилось! Ничего! Я потом все тебе объясню… Прости. Это очень долго рассказывать.

(пауза, выслушивает)

Как Никита? Все хорошо? Ну, все… Перестань… Все, все объясню, ничего, нет, все нормально… Все хорошо… Прости. Прости меня. Все. У меня зарядка кончается Все, все, все, Лена, пока…

 

Иван кладет трубку и выбрасывает телефон в речку.

 

Сцена 60

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, СПАЛЬНЯ, — НОЧЬ

 

Лена сидит на кровати с телефоном в руках и смотрит перед собой. Затем встает и идет в ванную.

 

Сцена 60.1

 

ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА, ВАННАЯ, — НОЧЬ

 

Никита очень тщательно и с серьезным лицом чистит зубы. Входит мама, у нее грустное лицо, она смотрит на себя в зеркало. Никита смотрит на нее.

 

НИКИТА

Мама, ты опять не будешь спать сегодня?

 

Лена вздрагивает, как очнулась.

 

ЛЕНА

Ну, все? Почистил? Вот и молодец. Умничка!

 

Гладит его по голове, заворачивает пасту, убирает щетку.

 

ЛЕНА

Пойдем, пойдем спать… Пошли баиньки…

 

Выходят из ванной, встречают Алю. Мама обменивается с дочерью тревожными взглядами.

 

Гасят свет.

 

Сцена 61

ИНТ. КВАРТИРА НАТАЛЬИ, КУХНЯ, — ВЕЧЕР

 

Наталья включает свет на кухне. Видит, что там сидит ее муж. Она смотрит на него. Он на нее.

Наталья проходит к холодильнику, достает оттуда кастрюлю. Ставит на плиту. Зажигает газ. Стоит рядом с плитой. Пауза.

 

НАТАЛЬЯ

Суп будешь?

 

Муж смотрит на Наталью. Она не оборачивается. Он встает и выходит.

 

Мы видим, как у Натальи подергиваются плечи в беззвучном плаче.

 

 

Сцена 61.1

 

ИНТ. КВАРТИРА НАТАЛЬИ, КОМНАТА МУЖА

 

Муж идет в комнату. Останавливается. Упирается головой в стену.

 

Сцена 62

 

НАТ. АЭОРОПОРТ, — НОЧЬ

 

Иван стоит у ларька с пирожками. Жадно ест один пирог и сразу второй. Он смотрит на вокзал.

 

Идет к зданию, но вдруг останавливается и поднимает руку. Рядом с ним останавливается такси.

 

ЗТМ

 

Сцена 63

 

НАТ. ПЛЯЖ У МОРЯ, — УТРО

 

Пустынный песчаный берег моря. Пасмурное осеннее утро, ветер, высокие волны. Мы смотрим на море чьими-то глазами.

 

Вдали у кромки моря идут детишки, доносятся обрывки фраз, дети что-то бурно обсуждают с явным южным акцентом.

 

На песке у моря сидит Иван. Он сидит и не моргая, смотрит в морскую даль. Его взгляд серьезен и сосредоточен.

 

Вдали, в море, — корабль. Сначала он большой и виден на горизонте. Но постепенно исчезает. Исчезает еще и еще… Становится маленькой точкой. Исчезает еще… И вот уже его почти не видно… Он еле-еле заметен… Вот он на грани видимости. Вот почти нет его. И наконец, он исчезает совсем…

 

ЧЕРНЫЙ ФОН

 

ЭПИЛОГ

 

Сцена 64

 

НАТ. КЛАДБИЩЕ, — ДЕНЬ

 

Зима. Занесенное снегом небольшое кладбище. Свежая могила с деревянным крестом и горой венков. Фотография улыбающегося Ивана Ивановича, временная табличка.

 

У могилы стоят Лена, к ней прижалась грустная дочка Аля, чуть в отдалении сидит сын Никита.

 

На кладбище никого больше нет. Но вдруг на дорожке, идущей вдоль ряда, появляется женщина, у нее в руках цветы. Она останавливается. Лена и Никита оборачиваются на нее. Но женщина, заметив их, немного мешкается и, сделав вид, что перепутала, проходит дальше… Это — Наташа.

 

Наташа проходит чуть дальше, скрывается из поля зрения семьи у могилы Ивана, останавливается у дерева. Облокачивается на него. Стоит с букетом и смотрит вверх. Из ее рта идет пар.

 

ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ

 

 

Арсений Гончуков © Все права защищены