Павлов Александр
Искусство умирать
Сильный волк или пес умирает на отшибе, в одиночку, без стаи. Он это умеет лучше всех.
Ты выстроил дело, посвятил ему жизнь, по пути ободрал чужие, как лепестки твоей – теперь ты в катафалке трясешься, а они не соберутся, вероятно, больше никогда. Сын только куртку на тебя набросит – старый филд-джэкет, артефакт времен прежних войн. Это первая сцена фильма Арсения Гончукова «Последняя ночь». Если бы он его назвал «Последняя б***ь», было бы понятнее, хотя…
Ты врач и ученый, сильный мужчина, у тебя мир в ладони, пресса разрывает на интервью, женщины не умеют отказать. Ты создаешь средство против рака – про который знаешь все. Даже то, что в себе его выращиваешь. Ты отдал этому всю жизнь, но ты их и отнимал. Одновременно выращивая детей от нее, ненависть и огромную любовь в остальных твоих бабах, которые скажут потом: умирай, тебе пора. Все же умирают.
И вот наступает полдник: разглядывай свои ребра на снимке и говори с ухмылкой: «Рачок. Четвёрочка». Осталось не так долго до катафалка с отчужденными лицами, но ты еще жив. Ты же сильный и правильный, послушай совета тех, кому ты врал. Один, он твой друг, бесится и не может понять: ты же знал про себя все, и все-таки врал ему. Другая – вероятно, родинки ее ты знаешь наперечет, как отрезала: ты мне не муж, не любовник, и даже не друг. Ты создал ей дело, и она, глядя в твои еще живые своими чистыми светлыми глазами, посылает тебя умирать.
Гончуков глазаст и задирист, как режиссер и автор сценария. Вместо Лондона-Парижа-Нью-Йорка он привезет героя в Нижний, « по местам небоевой славы», к первой и последней. Добавит ностальгии, лично раскидав мешки с листвой около моей бурсы на Лядова, где ее топтать потом не спеша Крылову и Суровой. Под тягучие рояльные пассы композитора фильма Полеско.
И будет с вами постоянно играть «в молчанку», заставляя мучительно думая, искать те ваши развилки, на которых коня потерять, жену обрести или голову сложить. Удивительно, как Крылов выдержал все эти недосказанности в кадре, сам дотерпел до конца у скалы в Анапе. Про киноцентоны хотел написать, но не буду – очень больно, ибо и фильм не из легких. Сказка такая, без хэппи-энда, как Арсений умеет.
Философия, на мой взгляд, вполне понятна: взбираясь на вершину – карьеры ли, подвига во имя науки, ты за собой оставляешь выжженные поля. Это глаза любимых, руки близких, сны и чувства друзей. Они тебе отплатят тем же. Когда придет час.
Тогда ты вдруг вспоминаешь, на какой развилке пошел не туда, и хотя бы перед смертью – пытаешься поступить по совести. Например, последнюю ночь разделить с ней, той самой…
Ну, так вот она уже не та. Она тебе отдастся, но потом долго будет тяжело молчать, глядя в глаза своему нынешнему, который все понял, но не скажет ни слова. И больше ты ее не увидишь.
Смерть прощает всяких. Даже таких сильных, как герой Гончукова, лишь пару раз выдавивший из пьяного подсознания свою слабость: молодой паре в кафе за соседним столиком: « Человеку дается одна жизнь. И одна любовь. А я все просрал…» И в метро: « Вы все умрете!»
Не всё, конечно, умрет. Остались его дело, дети и женщины. Человека только не осталось. Он пошел умирать один.
Команде создателей фильма «Последняя ночь» удалось убедить зрителя, что оставшимся есть зачем жить. В этом, по-моему, его главный посыл.
Ирина Агафонова
Состоялась долгожданная питерская премьера фильма Последняя ночь Арсения Гончукова.
Картина запомнится длинными красивыми кадрами под звук одиночной клавиши, подчеркивающий ледяное одиночество героя перед лицом близкой смерти. Какая-то особенно уместная немногословность фильма.
Народу пришло много, фильм вызвал интерес у публики, режиссера просто засыпали вопросами, чувствовалось, что фильм зацепил.
Арсения сравнивали с Тарковским, его фильм с какими-то известными голливудскими фильмами, бесспорно то, что это умное глубокое кино о важном.
Смешно, что хороший фильм отечественного режиссера про то, что касается каждого, шел единственным сеансом, а все расписание забито Бегущим в лабиринте — голливудской дурькой.
Однако, снять хорошее кино — это еще не всё, что может Арсений Гончуков. Не менее важным является его способ творчества. полностью отвечающий второй сутре эпохи Водолея — «через любое препятствие можно пройти».
Помню первый просмотр его фильма в кинотеатре Космонавт 2 года назад — нас в зале было шесть (или восемь?) человек, из которых двое — личные знакомые Арсения.
Год назад на его фильм в Лендок пришло уже человек 25, а сегодня было больше ползала заинтересованной публики.
И это — победа! Без отдела маркетинга, без бюджета на продвижение число зрителей растет, режиссера знают, он интересен.
Так держать, Арсений!
Отдыхать ещё рано, аншлаг уже близок.
Андрей Русанов
Сеня герой и смельчак, титан абсолютно независящего ни от кого кинематографа.
И если первые работы (1210, Полет. три дня после катастрофы) это были микробюджетные крики души сильной личности, то на сегодняшней премьере с экрана шагнул уже почти мэтр.
Последняя ночь это уже прям кино КИНО.
Даже предыдущий Сын был все ещё бунтом любителя против системы, и где то даже потрагичнее чем Ночь, но именно 4-я полнометражная работа Арсения это
Тотальное кино про несправедливость жизни, и невозможность любви в поэтическо-литературном её понимании.
Это про внутреннее содержание, а внешне подстава для кинопрома, ибо то что все снимают за 2 ляма Грина и половину пилят, Сеня снял за 2 ляма рублей, и распилил только мозг паре десятков вовлечённых в процесс невинных людей.
Жанр понятное дело драма драма, в неторопливом и вдумчивом ритме, и для такого же зрителя, и это снова нот май факинг ритм, но черт возьми при чем тут я и мои демоны, в деталях это точное, пронзительное и даже страшноватое кино о невозможности любви. Нет её, есть ощущение, некие флюиды, ложные представления о ней, но нет её как факта.
40 летний герой за 1,5 часа хронометража и одну ночь действия стареет прямо на глазах, затухает, но мне не хватило его крупных планов, в глаза хотелось заглянуть и увидеть как же так, сам врач онколог и прозевал (намеренно) свой рак.
Артист Евгений Крылов в главной роли выдаёт неожиданно (до этого эпизоды и сериалы) мощный перформанс, по началу это жёсткий и циничный персонаж скептически и свысока отнёсшийся к неизбежному, но постепенно через эгоизм и редкие истерики на его лице проступает страх смерти. Но встречает он её красиво, на берегу, под шум прибоя, почти как герои Достучаться до небес.
Непривычно много обнаженки, и девушка в начале и первая любовь героя, и душа его же.
Картинка самая кинематографичная за всю карьеру Арсения, и даже немного странно, что снял кино все тот же Константин Рассолов.
Вот только к музыке, точнее к её минималистичности у меня возник вопрос, но это опять же выбор автора, а Сеня им безусловно является, и имеет полное и заслуженное право на любое художественное решение.
Даже не думай бросать, Арсений, не кино, а нас всех.
Onlygalka
Тягучий, как холодный ликер, и горький, как белая полынь
В фильме мне всегда важно послевкусие. Так же как и в жизни – пока что-то активно происходит, ты живешь этим, и зачастую не замечаешь всех тонкостей ситуации, не видишь её в целом. И только после того, как переживешь, сможешь увидеть всю глубину. И красоту. Или уродство. То же самое с фильмами.
У Арсения они оставляют тяжелый горько-терпкий привкус, с которым ты живешь потом ещё много дней. Так было с «Полетом», так было с «Сыном». Этого же ждала и от «Последней ночи». И – получила в полной мере. На этот раз, пожалуй, даже двое и втрое от ожиданий. Фильм тягучий, как холодный ликер, и горький, как белая полынь. Простая, очень бытовая и очень страшная история умирания. Почти притча.
Не стану говорить про стиль, который, в этом нет сомнения, у этого режиссера уже сложился, и прослеживается в этом фильме – длинные кадры, пронзительная тишина. Минимум слов. А те, что есть – удивительно точны, они падают в уши веско и тяжело, оставаясь в сознании, крутятся, не давая покоя. «Оказывается, Ваня, есть жизнь. А есть любовь». Рубленые монтажные склейки. Точные, живые мизансцены. Двери в соседние комнаты. Подглядывание, вторжение в частные жизни. Каждая сцена – отдельная ожившая фотография. И они сменяют друг друга, как узоры в калейдоскопе. Непохожие друг на друга. И в то же время сложившиеся друг из друга. Кино, в которое приходишь, как в картинную галерею. За красотой кадра. И его точностью. За тем, что за этим кадром кроется.
«Последняя ночь» в этом, визуальном, отношении – кино удивительно красивое. Фильм начинается тягуче и долго, и затягивает медленно, но верно. Как трясина. Вся эта дышащая желтизной осень, эти кадры в Нижегородском аэропорту – с отражением в луже, и раз за разом всплывающие в кадре рыжие рыбки, и красное платье главной героини, и дрожащий на воде алый отблеск фонаря… Про крайние кадры с морем и одиноким деревом я вообще молчу. И музыка. Появляющаяся из ниоткуда и в никуда же исчезающая. Полеско попал в самую сердцевину этой красоты. Правда. Это красота. И за неё можно простить, пожалуй, всё.
Даже странный характер главного героя. «Хороший человек» — дважды говорят ему. Возможно – для них. Для нас – нет. Он циничен. Он слаб. Он напуган. Более того, он жесток. И даже неизбежная кончина ничего в нем не меняет. Совершенно. Хотя именно этого обычно и ждут от фильмов на тему близкой смерти. Переоценка. Её нет. Может быть, в этом вся суть.
Даже то, что это совсем не фильм про любовь, хотя именно о ней говорится в слогане. И в город юности-то он приезжает не К своей любви (хотя к ней первой и приходит). Он уезжает ОТ жены-работы-диагноза. Бежит. Как бегут многие перед лицом неизбежного. Цепляются за прошлое. За те моменты, когда ещё было хорошо и беззаботно. Пытаются пережить снова. Но прошлого нет. Есть только настоящее. И в этом настоящем Иван умирает. «По крайней мере, я что-то успел». Но этого оказывается недостаточно.
Можно долго обо всём этом рассуждать, правда. Но всё сводится к одному – к тому, с чего я начала. С послевкусия. Для меня это фильм не о человеке, не о его смерти и даже не о смерти вообще. Это фильм о жизни, которая коротка и не имеет смысла. Что есть трагедия. Если однажды не очнуться, не спрыгнуть с несущей тебя на солнце кометы и не начать быть осознанным. Сознающим.
Чтобы, будучи на краю могилы, не пить водку с незнакомцами в метро.
В общем и целом, предвкушения сбылись и ожидания оправдались. Потому что это Гончуков. И его кино.
Борис Гуц
Мне понравилось. Жаль, было мало людей. Дождь постарался. Но у фильма еще будет зритель. Я уверен. Причем зритель особый. Ты вновь касаешься неудобной темы смерти, а среднестатистический человек боится этого даже в кино. И ладно. Это интимное кино, интимный разговор. Так и надо. Так и хорошо.
Очень рад, что с каждым фильмом ты растешь как режиссер, как мастер. Это видно почти в каждой сцене. Несколько кадров в «ночи» так вообще можно распечатывать и на арт-выставку какую-нибудь. ) Подозреваю, что огромное количество материала ушло в мусорку по причине не качества, а желания (твоего? продюсеров?) сделать более внятным, более компактным по ритму, эмоциям. Очень интересно, какие сцены ушли из final cut. Не знаю подводные камни, не хочу и не должен знать. Это не важно. Есть фильм такой, какой есть. Очень зрелый фильм…. Актер шикарный. И еще Маслодудов прекрасен)
Хотел коротко написать сразу после сеанса. Глядя на быдло, которое уходило с показа (не так много, но были), я видел, как им тяжело, неловко и не очень приятно смотреть на больного умирающего человека в фильме… Все хотят героя, победителя, хеппи-енд, млять…… И сразу вспомнил и захотел тебе цитату Тарковского кинуть. Прям вот в зале пытался тебе в контакт кинуть, но связь хромала…. От «Мартиролога» остались заметки и выписанные цитаты. Почему-то вспомнилось, когда смотрел твой фильм.
«Почему в литературе, драматургии, кино используются гораздо чаще сюжеты, где человек побеждает. Понятно, что такое развитие соответствует соотнесению с сопереживанием, но сопереживание им и остается, даже если герой потерпит поражение. История неудачи тоже могла бы родить что-то новое в искусстве.» (Андрей Тарковский «Мартиролог»)
Удачи! Сил и терпения!
Мария Тихомирова
Прошла в пятницу премьера фильма Арсения Гончукова «Последняя ночь». А у меня ощущения, что я все еще в кинотеатре, между первым и вторым этажом, как парашютист в затяжном прыжке… Никак выспаться не могу.
Оказаться в центре скопления более 500 человек, где для того, чтобы пройти и встретить кого-то из артистов, приходилось просить зрителей хотя бы чуть чуть подвинуться для освобождения шириной в ручеек прохода, неожиданно было и для меня! Но невероятно радостно и торжественно одновременно. Мелькали знакомые лица из ленты ФБ, что очень приятно, люди знакомились и общались, узнавали друг друга и с замиранием толпились перед закрытой дверью зала, где шел другой фильм…
В какой то момент, мне показалось, что мест всем не хватит, пришлось частично гостей размещать на балконе кинотеатра.
И вот , после представления фильма, наступила минута, в которую стало возможно скинуть туфли …
А потом было еще часа полтора разговоров со зрителями на ступенях кинотеатра, публика после показа расходилась не спеша… Спасибо, Арсений, за фильм, за знакомство с невероятно увлеченными кино людьми, за новые, незабываемые впечатления!!!