1210 — отзывы — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

1210 — отзывы

  • Сафран Брод

    «Смерть-единственный выход»

    На часах было 21:36, после просмотра прошло больше часа. Этого времени хватило, чтобы собрать мысли в кучу и написать что-то дельное, а может и не совсем дельное, о фильме.

    Мною было прочитано много статей о том, как правильно писать рецензии. Но я так и не научилась этому (за это мне нужно съесть кусок пирога позора). Поэтому не судите строго, это просто искренний комментарий к фильму «1210».

    Всё началось с музыки. С первых секунд ты погружаешься в себя, в раздумья, всё внимание приковано к экрану и ты в ожидании, что же будет?

    А было вот что. Грустная, злободневная, печальная история жизни человека, потерявшего и потерявшегося. Запутавшегося в себе. Обезумевшего от бессилия и неисправности ситуации. Ведь мёртвые с того света (если таковой существует) не возвращаются. Человеку, который потерял близкого человека (маму, папу, брата, сестру, дедушку — не важно) это легко и больно понять. История трагична. Николай Иванович пытается справиться, но он не может найти в себе силы. В таких случаях свойственно обращаться к себе подобным. В лице самых близких родственников, а именно дочери и её семьи, Н. И. не находит поддержки. Они его отторгают, не пытаясь понять. Последняя надежда — старый товарищ. И тот подводит. И становится совсем плохо, потому что ты оказываешься чужим среди своих. И ноша становится ещё тяжелее и ты не в силах её вынести.

    Герой бродит по холодным улицам, мостам.. разговаривает сам с собой. И мосты олицетворяют неспособность перехода на другую сторону жизни. Это просто невозможно.

    Друзья, вы верите в то, что умершие люди могут с нами общаться? Я верю и герой фильма верит. Он разговаривал с сыном, оправдывался.. Замечательно то, что душа сына улыбалась.. «Отмучиться — всегда хорошо». Ему, где бы он ни был, было хорошо и спокойно. Он прожил свой век, он отмучился. Но слова «Я ухожу, теперь уже навсегда» повергают героя в шок. Что он чувствует? Отец, винящий себя в гибели сына? Весь диалог он плачет.. Красоту и глубину его глаз невозможно не заметить. Глаза — зеркало души. Эти глаза говорили о том, что герой через многое прошёл, но их свет, их яркость и открытость говорят о том, что Н. И. не потерял душевных качеств.. он остался человеком среди нечеловеческого отношения к себе. Но ему сложно отпустить сына.. «Я же тебя не отпускал..». Но такова жизнь, мы всегда кого-то теряем.

    И не надбавка, «1210 советских рублей», была конечной остановкой в жизни Николая Ивановича. Его дочь и мошенник (который взял деньги героя) одумались, но поздно. Несколько выстрелов подряд и земная жизнь героя оборвалась. Но началась другая, возможно лучше и чище, чем была.. во всяком случае, теперь отец и сын воссоединились, они оба отмучались.

    P.S. Фильм впечатлил и оставил тяжёлые эмоции. Плакали вместе с героем, сочувствуя его трагедии.

  • Анонимный зритель

    Фильм под броским названием «1210» привлекает к себе внимание с первых кадров. Эта картина с достаточно жестким сценарием рассказывает нам о современных проблемах общества. Она не подходит ни под один стандарт, не соответствует ни одному закону съемки кинофильмов. Что самое удивительное, эта хлесткая и берущая за душу драма была создана небольшой группой энтузиастов, во главе которых стоит Арсений Гончуков. Он является режиссером данного шедевра современного кинематографа, совмещая эту роль с ролью продюсера и сценариста, а так же, он является известным в своих кругах поэтом и журналистом. Фильм снимался на собственные средства безо всякой поддержки государства или спонсоров.

    Фильм не поражает своей экстраординарностью, он рассказывает нам весьма жизненную историю простого, ничем особо не примечательного человека.

    Николай Иванович Баранов, главный герой кинокартины, в роли которого выступает эстонец Роберт Вааба, отчаянно пытается добиться справедливости в, не отвечающем ему взаимностью, мире. Раньше он воевал за свою родину, получил инвалидность, а сегодня его страна отвернулась от него. Его лишают ветеранской надбавки к пенсии — суммы в 1210 российских рублей. Несправедливость жизни, равнодушие окружающих, когда-то бывших ему родных людей — дочери и зятя, желающих выжить Баранова из квартиры, жажда легкой наживы молодых парней, которые хотят обокрасть инвалида-ветерана — все это не лучшим образом влияет на главного героя. В итоге он решается на крайнюю меру. Однако зритель вовсе не осуждает действия Николая Ивановича, а наоборот, искренне сопереживает ему и поддерживает.

    Молодому режиссеру Гончукову удалось передать суть картины без грязных и тяжелых сцен, но с большой искренностью и простотой. В фильме нет громких звездных имен, он не отличается дорогими спецэффектами, но при этом все равно привлекает все внимание зрителей и удерживает его до самого финала.

    Да, эту картину нельзя назвать новаторской, уникальной или исключительной. Но именно простой быт обычных людей, с их жизненными проблемами трогает за душу, проникает в самое сердце и не оставляет равнодушным абсолютно никого. Это авторское низкобюджетное кино весьма самобытно. Гончуков далеко не первый создатель подобных кинофильмов, но он, определенно, находится в числе лучших, благодаря своему таланту, любви к работе, упорству и уверенности в своих силах.

  • Павел Орлов, журналист

    «1210» (Арсений Гончуков, 2012), или Маленький герой нашего времени

    Картину «1210» хочется сравнить с отчаянным криком души. На подобное сравнение наталкивает не только содержание ленты, но и обстоятельства её создания. Жёсткая и хлёсткая драма о злободневных социальных проблемах была сделана непомерными усилиями горстки пламенных энтузиастов кино на собственные скромные средства, без какой-либо поддержки со стороны государства или продюсеров. Двигателем проекта является молодой режиссёр, по совместительству журналист и поэт, Арсений Гончуков. Так и подмывает окрестить его перспективным Годаром или Фассбиндером. Как и именитые предшественники, он выступает с «почти манифестами», где провозглашает право независимого кино на существование, порывает со всем, не имеющим «художественной ценности» и ратует за кинематограф как «искусство, а не шоу-бизнес». Как и мэтры, Гончуков подтверждает громкие слова делом: совмещая в одном лице роли режиссёра, сценариста и продюсера, он находится в центре каждого из этапов создания проекта, от зарождения идеи, до проката. Итогом бурной деятельности оказывается фильм, перечёркивающий все законы привычной системы кинопроизводства, и способный стать мощным импульсом для многих авторов, не желающих, как и Гончуков, в эту систему встраиваться.

    Для того чтобы обеспечить успех первой полнометражной работе, автор выбрал интересный ход. Он не стал заигрывать со столь любимыми дебютантами новаторскими формами или радикальным содержанием, а решил рассказать очень простую, но вечную историю. Это история «маленького человека», в которой отчётливо звучат отголоски Гоголя и Достоевского, Кафки и Камю. Побитый жизнью главный герой, Николай Иванович Баранов, в тонком, мастерском исполнении эстонца Роберта Вааба, безнадёжно ищет справедливости и понимания в заледенелом окружающем мире. Когда-то на одной нелепой войне он проливал за родину кровь, стал инвалидом, а теперь эта родина лишает его пенсионной ветеранской надбавки в астрономическую сумму 1210 рублей. Баранова, разумеется, волнуют не деньги, а кажущийся романтичным в наш век принцип, кратко выражающийся словами: «пообещал — сделай». Унижение воспринимается афганцем особенно остро в связи с тем, что как раз подступает очередная годовщина гибели сына, жертвы той же войны. Своими проблемами ветеран пытается поделиться с дочерью и зятем, но те остаются глухи, поскольку больше думают о том, как бы выжить любимого папу из квартиры. Довершает картину несчастий предприимчивая местная гопота, заприметившая однажды в кармане Баранова пачку денег, и теперь с соответствующими целями преследующая его. Рассудок ветерана не выдерживает подобного давления равнодушия и бессердечия: в финале он решится на крайние меры, но, как ни странно, зритель действия Баранова поймёт и едва ли не одобрит. Никаких сомнений в закономерности безумия героя в условиях безумного мира, к этому моменту не останется.

    Трагическую историю на тему тягостей существования рядового жителя нашей страны Гончукову удаётся рассказать без ухода в чернуху, без набившего оскомину смакования неустроенности быта, зато с душой и искренним состраданием к человеку. Автор избегает каких-либо изысков, обходясь лаконичными, быть может, уже тысячу раз повторенными, но всё же по-снайперски точно воздействующими на зрителя средствами. Да, для достижения необходимого душераздирающего эффекта Гончуков прибегает к падающим в рапиде осенним листьям и к крупному плану заплаканного лица главного героя. Но использует режиссёр подобные приёмы так ловко, тонко, уместно и со вкусом, что трудно не удивиться его умению и не откликнуться на призыв к сопереживанию герою. Тем самым автор успешно доказывает, что настоящее кино не нуждается ни в астрономических бюджетах, ни в громких именах звёзд. Нужны лишь талант и любовь к работе.

    Любопытно, что при всей простоте повествования, Гончуков всё ж таки позволяет себе лёгкую постмодернистскую игру с классикой, в горько-ироничном ключе цитируя самого «Чапаева», а именно сцену урока военной тактики на примере картошки. В фильме братьев Васильевых, комдив, помнится, доходчиво показал Петьке, что к чему на поле боя. Баранову, увы, даже таким проверенным способом не удаётся объяснить своим безразличным родственникам, что такое война. Зато исчерпывающе на тему войны высказывается Гончуков, показывающий, что раны от неё не заживают и спустя десятилетия.

    Конечно, это не новаторская картина, и в ней нет исключительных откровений. Но это картина нужная по затрагиваемой в ней проблематике: уж очень не хватает таких фильмов, которые правдиво и со смыслом говорят о сегодняшнем-наболевшем. Но главное, «1210» обозначает важное явление современной отечественной кинематографии: существование самобытного, внесистемного, независимого, почти безбюджетного авторского кино. Гончуков оказывается далеко не первым, но одним из лучших в числе тех, кто решается на рискованную авантюру самостоятельного создания фильма, и, хочется верить, эта авантюра завершится для режиссёра успешно.

  • Борис Петров , журналист

    Я только что просмотрел фильм, снятый моим другом Арсением Гончуковым. Это — просто как обухом по голове. Так у нас давно не снимали ничего. Это шоково, это тяжело, но если это не кино, то тогда я не знаю, что такое кино.

  • Наталья Якушина

    «»1210″ — это не год, когда курши напали на корабли немцев»

    На премьерном показе в кинотеатре «Факел» не хватило всем мест, но я, слава богу, такую ситуацию предвидела и пришла пораньше. И на всю эту массу – ни одного знакомого… А я думала пораздражать кого-нибудь.

    Я начала смотреть фильм с предубеждением, что эта остросоциальная драма мне не понравится. Но режиссёр, который оказался молод и прекрасен, несколько смягчил сердце. Вообще режиссёр — классный блоггер, не знаю, зачем он ещё снимает кино, ведь он пишет в блог так проникновенно… про то, как он будет или уже снял кино…

    Как я поняла из предисловия, кинофильм снимался в тяжёлых природных условиях: ветер, мороз и всё такое… Меня это сразу растрогало, я сразу стала прикидывать, к каким директорам кинотеатров я могу обратиться и умолять показать этот фильм зрителю. Потому что если фильмы снимаются – значит это зрителю нужно.

    Меня сходу поразили кадры, снятые на улице: все эти мосты, замёрзшие реки, камни, кусты… Пенкиной, моей подруге-режиссёру, операторская работа не понравилась, такая мегера, а я полюбила всё это с первого кадра. Это, конечно, подражание… Я такое видела. Но я считаю, что создатели «1210» превзошли предшественников, хотя бы потому, что сцены длились много короче, надеюсь, это не из-за недостатка финансирования. А потом – они были красивыми и трогательными. Я как художник получила удовольствие. И как тонкая душа тоже… Но японцев и корейцев, считаю, всё-таки обставить не удалось.

    Слабое место этой ленты – сценарий, так как это один сплошной штамп. Любой человек, которому задать тему «посттравматический синдром ветерана войны в Афганистане», напишет примерно то же самое. Сценарий предсказуем, без интересной истории, без хорошего сюжета, без уникального видения мира… От этого надо бежать, бежать сломя голову… Кроме того, в половине мест натянуто и не веришь в происходящее. Но зато другая половина по-настоящему хороша. Удачные немногословные диалоги, вообще бессловесные сцены, которые показаны с идеальной точностью, удивляют своей продуманностью и сжатостью. Я считаю: это заявка на гениальность. Хочется, чтоб жизнь подарила Арсению Гончукову крылья и большие деньги, и он мог отработать незаурядный дар до конца.

    Но мне всё-таки фильм понравился. Очень удачно подобран музыкальный фон, что редкость для российских картин, правда, опять же – одна и та же мелодия, которой будто намеренно не дают развиться в законченное произведение..

    Прекрасная, восхитительная игра Роберта Вааба, исполняющего роль главного героя. Он даже лучше, чем как надо. Отточенное до зависти мастерство. Я рада, что актёру дали возможность в полной мере реализовать себя в этой роли.

    Да, 1210 – это надбавка к пенсии ветерану афганской войны, которую убрали… А главный герой с этим отчаянно не согласен, и заканчивается всё трагически…

  • Марина Гельфанд, студентка

    Этот фильм настоящий, пронизывающий своей правдивостью душу. Взглянув в глаза главному герою, становится понятно, как прочувствована роль, сама история, и это дорогого стоит. Такие фильмы необходимо показывать людям. Потому что с помощью таких фильмов можно изменить их. Эта картина произвела на меня огромное впечатление.