1210 — отзывы — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

1210 — отзывы

  • Spin ice

    Посмотреть фильм Арсения Гончукова ‘1210’ меня побудила публикация кинокритика Сергея Кудрявцева. Заинтересованность вызвана была не сюжетом и не проблематикой, просто захотелось посмотреть, какое кино можно снять за $20000 без какой-либо поддержки со стороны государства и кинопрокатчиков. Получив по заявке на сайте фильма ссылку на скачивание, я честно исполняю просьбу режиссера оставить отзыв на фильм, понимая, как нелегко дались съемки и еще более нелегко дается распространение фильма своими силами.

    Сразу отмечу, что фильм оставил какое-то уж совсем нейтральное впечатление. При просмотре я не испытывал каких-то особых эмоций, да и ‘послевкусия’ не осталось, как будто бы и не смотрел ничего.

    Всё действие фильма навязчиво подталкивает нас к теме брошенного, не нужного ни государству, ни близким человека. Вроде бы внешне так и есть: жалкую прибавку в эти самые 1210 рублей убрали, в собесе хамят, дочь со своим мужем уже с трудом терпят припадки безумия афганца, а уличные мошенники отнимают деньги у престарелого прохожего. Однако режиссер к теме одиночества и равнодушия подводит зрителя уж как-то совсем топорно. Главный герой живет далеко не на помойке — у него есть свой угол в квартире, одевается не в лохмотья, с хлеба на воду не перебивается, последние копейки явно не считает. По крайней мере, с собой Николай Иванович зачем-то носит довольно толстую пачку 5000-ых купюр, да и с этими деньгами он обращается весьма небрежно (швыряя купюру за купюрой мнимому инвалиду-попрошайке). Излишней черствости со стороны членов семьи мне тоже усмотреть не удалось: больной (тем более, психически!) человек может довести до белого коленья кого угодно, а ведь в квартире еще и маленькая внучка живет, которая становится невольным свидетелем ‘особенностей’ контуженного афганца, поэтому реакцию домашних можно назвать даже сдержанной. Одним словом, Баранову до категории по-настоящему обездоленных и ненужных как до Луны. Сообщение в титрах о том, что действие основано на реальных событиях, мне тут же напомнило об одном происшествии в российском провинциальном городе, которое я не буду называть в целях избежать спойлера. Но как и в фильме, оказалось, что положение героя той невеселой истории было далеко не столь уж и горестным, как могло показаться на первый взгляд.

    По большому счету, внимание в фильме заслуживает не внешняя сторона событий — социум, в котором живем Баранов (как видно, особой жесткости и тем более жестокости этого мира нам не показывают, ведь даже у одного из грабителей проснулась совесть), а сугубо внутренняя — переживания и галлюцинации седовласого героя в исполнении Роберта Вааба. В этом, скорее, и кроется причина печального финала, но это всё имеет слабое отношение к слогану фильма ‘Равнодушие рождает чудовищ’. Надбавка в 1210р., за которую так бьется пенсионер, для него не жизненная необходимость, это вопрос уважения, чести, справедливости. И пусть даже эта нахальная тетка из собеса оказалась права (‘ветеранские’ убрали, но подняли на эту же сумму пенсию), ему важно из принципа получать отдельную надбавку, как бы отмечая для себя, что государство не забыло его прежних заслуг, и это вполне укладывается в прямолинейную логику рассуждений Баранова ‘положено — ешь, не положено — не ешь’.

    Показанная история афганца — это трагедия личности человека, который не смог приспособиться к новым условиям жизни, т.н. афганский синдром, но слишком наивно было бы иди за режиссером и считать, что виной случившемуся окружающее равнодушие, колючее общество и государство, которому наплевать на ‘маленьких людей’.

    5 из 10

  • Анна Береза

    Начну с общего впечатления о фильме. Фильм эмоциональный, искренний. Есть ряд реально сильных моментов. Но в целом фильм сильным назвать трудно. А жаль. Тема интересная, острая, болезненная. Не хватило совсем немного. Чуточку не дожато с психологической достоверностью, и в драматургическом плане излишняя прямолинейность порой напрягает. Плохо это, или хорошо – современный зритель привык, чтобы с ним «играли». В фильме же диалоги жизненные, правдоподобные – и это безусловный плюс. Но подтекстов катастрофически не хватает.

    Впрочем, плюсов в фильме немало. Фильм очень атмосферный. Интересная музыка, шикарные урбанистические пейзажи. Ледяные камни, огромные серые глухие стены, застывшая, припорошенная снегом вода. Весь антураж работает на психологическую историю противостояния маленького человека и бездушного… общества? Да, пожалуй, что не просто общества, а мира в целом. Не смотря на кажущуюся тесную привязку к российской действительности, история солдата, который выполнил свой долг перед родиной, а этой родине теперь глубоко… ну, скажем, плевать… Это ведь история универсальная. И, понятное дело, не в размере ветеранской прибавки дело и даже не в ее наличии. Снятие этой самой ветеранской прибавки стало для героя последней каплей его, личного внутреннего конфликта, который уже давным давно сводит его с ума. Жизнь поломана, сына потерял, кошмары преследуют и во сне и наяву долгие годы. И ради чего? Кому это было нужно? Главный герой уже давно и слишком хорошо видит, что никому. И даже близкие люди не хотят да и не могут его понять. Он был в аду. Вернулся из ада, но попал в еще более страшный ад – бессмысленности и отчужденности. Что осталось в этой жизни у главного героя? Только человеческое достоинство. Фактически, за него и ведет он свою собственную войну.

    Потрясающе сыграл главного героя Роберт Вааб. Вообще великолепный кастинг — буквально каждый персонаж на своем месте. Очень сильный режиссерский ход с монологами главного героя в камеру. Это не может оставить равнодушным никого. Герой обращается к тебе и ты остро чувствуешь – лично перед тобой ставится проблема. Проблема несправедливости. И долго в моей памяти будут всплывать глаза главного героя, которые, наполняясь слезами, становятся будто слепыми…

  • GeneralGrievous

    Странный фильм. После просмотра осталось неоднозначное (скорее негативное) впечатление.

    Прежде чем написать свой анализ фильма, я хочу поблагодарить режиссера за творчество. Снимать на свои деньги даже микробюджетные фильмы очень трудно. Энергия и инициатива режиссера заслуживают уважения. Мне фильм скорее не понравился. Но я ценю то что режиссер не сидит на месте, активно работает и продвигает свое творчество.

    Сначала хочу отметить положительные моменты. Саундтрек хорошо вписывается в общее полотно, дополняет визуальный ряд. Актер сыгравший роль главного героя сделал это мастерски, даже несмотря на то что роль очень трудная. Образ попрошайки которого сыграл Николай Бутенин — превосходен.

    Сама тема — равнодушное коррумпированное государство которое не ценит своих граждан — очень актуальна.

    Но…

    Но образ ветерана-‘афганца’ с психическими отклонениями который терроризирует свою семью, скорее можно воспринимать как некую пародию и глумление. ‘Афганский синдром’ — во многом миф. Им оправдывали свою тягу к алкоголю различные слабаки и даже те кто в Афгане никогда не был.

    ‘Афганцы’ стали сплоченной силой на постсоветском пространстве. Они создавали свои фирмы, кооперативы (были и ОПГ, но куда без этого), спортивные кружки по работе с молодежью, были и свои кассы взаимопомощи. И большинство из таких людей (а их было больше полумиллиона) — были пожалуй более психически устойчивыми и адекватными чем люди в среднем по стране.

    Это уже потом стали подмазываться к ‘афганской теме’ разные попрошайки, инвалиды (которые и в армии даже не служили). Тем самым компрометируя ее.

    Поэтому главный герой особого сочувствия не вызывает.

    Немного напрягали длинные, статичные планы. Особенно монолог главного героя ни о чем, глядя в камеру. Длинные планы всякого грязища и де. ьмища. Появилось даже впечатление что с современным стилем монтажа, всю историю можно было бы рассказать в два раза короче по хронометражу, без ущерба для смысла и художественной ценности.

    Сам сценарий фильма во многом надуман. Когда ветеран убивает двух чиновниц-рептилоидов. Да, был реальный случай когда обиженный чиновниками человек убил двух чиновниц из ружья и застрелился. Но там все было по-другому, причина тоже была более существенной. Эту ситуацию можно было бы и поинтереснее художественно переработать.

    Также довольно много сценарных натяжек. Неадекватный главный герой, который носит с собой целую пачку денег и всем ее демонстрирует. Неадекватные грабители, которые верят что главный герой ВСЕГДА носит с собой эту кучу денег.

    Поэтому лично у меня главный герой и все перипетии его жизни, уже после двадцатой минуты перестал вызывать сочувствие. Женщин-рептилоидов даже более жалко чем главного героя (алкоголика и психопата).

    Ну, моя оценка очень субъективна. Может быть потому что я не разделяю посыл режиссера. Социальный дарвинизм, несмотря на свой людоедский характер, иногда бывает справедлив. В обществе слишком много людей с иждивенческой психологией которые считают что им все должны. Я лично знал женщину которая гордилась (!) своей инвалидностью (не ветеранка, не герой соц. труда, просто инвалидка) и требовала к себе из-за этого особого отношения, уважения и почитания, будто это делало ее гражданином первого сорта. А такие фильмы поддерживают миф про то что общество должно что-то опустившимся, спившимся людям, которые не хотят работать и даже не могут создать гармонию в своей семье.

    Я желаю здоровья, удачи, творческих успехов и крупных финансовых партнеров режиссеру и команде. Спасибо за творчество.

  • Алексей Кольчугин

    Галочка в раю

    Премьера ‘1210’ состоялась 12 октября 2012 года — и тогда, увы, попасть на показ не смог… Но с тех пор регулярно натыкался в Интернете на рецензии на этот фильм. Как правило — очень лестные для режиссера рецензии, интригующие. В общем, решил посмотреть фильм во что бы то ни стало.

    И вот — вчера в одном из залов киностудии «Амедиа» состоялся еще один показ фильма ‘1210’. Я извернулся, как мог — и успел-таки к 7 часам вечера на Новоостаповскую улицу, в другую часть Москвы. И не пожалел ни разу. В небольшом уютном зале, заполненном примерно наполовину молодыми, преимущественно, людьми, я пережил все перипетии фильма и трагедию его главного героя, который, на самом деле — есть образ собирательный, ибо историями, подобными той, что разворачивается в картине, как это ни страшно, насыщены информационные ленты отечественных новостных изданий… Да. Фильм настоящий, честный. Фильм-сигнал, фильм-гражданская позиция. Фильм-боль. И просто хорошая режиссерская работа.

    Как человек, имеющий не последнее отношение к музыкальной деятельности, не могу не отметить музыку в фильме. Еще и потому, что, на мой взгляд, этому — важнейшему компоненту любого ‘атмосферного’ фильма — в отечественном кинематографе не всегда уделяется достаточно внимания. А Гончуков вот и этим вопросом занялся всерьез… Музыкальная тема, сочиненная композитором Никитой Беловым, очень точно попала в нерв фильма, усилила и украсила впечатления от холодных промозглых планов на экране и разворачивающейся перед зрителями драмы. Все — верно. Все — как надо.

    Не могу не сказать о том, что фильм этот — честный и НУЖНЫЙ — практически целиком снят режиссером за свои деньги, заработанные на других проектах. И вложенных денег совершенно, что называется, ‘не отбил’. Да никто на это особо и не надеялся…

    Больше того. Все остальные картины, над которыми продолжает работать Автор, тоже постоянно нуждаются в финансировании — но, несмотря на небольшой бюджет и нехватку средств — все же доводятся до конца. В том числе — благодаря финансовой помощи друзей и просто людей, небезразличных судьбе хорошего, честного авторского кино. И демонстрируются на экранах страны при поддержке порой совершенно незнакомых людей, отвечающих за кинозалы и соответствующие площадки. ‘А что им это дало?’ — спросил режиссера один из зрителей. ‘Ну, как… Галочку в раю’, — не колеблясь ответил Арсений. Так что фильмы Гончукова — это еще и ‘народные’ фильмы, отчасти, ибо — с миру по нитке, с потенциального зрителя и собирается порой часть средств на доведение этих кинопроектов до логического конца.

    Много, много интересного рассказал Автор о работе над фильмом по окончанию его просмотра. Всего не перескажешь. Но главное: очень радостно, что такое кино, такие люди есть. Интересно? Ходите на кинопоказы, качайте фильмы, вносите за их просмотр свой посильный вклад — фильмы живут, когда их смотрят. Вы, потенциальные зрители, сами можете давать им жизнь, помогать им рождаться…

    И еще… после просмотра фильма как-то неудержимо захотелось опрокинуть рюмку-другую. Чтобы как-то гармонизировать впечатление, полученное от просмотра фильма. Чтобы… нет, не отогнать, но как-то ‘правильно уложить’ в себе ощущения сырости и тоски, которыми фильм переполнен. И — просто выпить, в конце концов, за день рождения самого Арсения, которое было вчера — да, в день показа фильма. Что я по окончании кинопоказа и сделал.

    Думаю, ‘галочки в раю’ этот фильм достоин. Как минимум.

  • Валерий Боев

    Этот фильм нужен, этот фильм нужно посмотреть!

    «1210» – первый полнометражный фильм арт-хаус начинающего российского режиссёра Арсения Гончукова. Трагедия, боль, жалость, сострадание, злость, несправедливость, бешенство… – такие чувства от начала и до конца фильма вызывает эта картина. И даже мимолётные проблески человечности в сценах, где дочь Баранова отвечает риэлторам, что «он не сумасшедший», колебание одного из бандитов и его поступок, вдруг выплывшей на поверхность, совести, не заглушают ощущения безысходности, а финал просто убивает всякую надежду на лучшее, и даже как-то сразу кажется, хоть и страшно так подумать, что так может лучше, если без посторонних жертв.

    Это фильм-боль не только главного героя и его близких. Несмотря на ощущение этой боли во время просмотра возникают и другие чувства, не то чтобы раздражения, но чего-то такого, когда хочется сказать: «ведь окружающие тебя люди не виноваты, им тоже нелегко, им далеко нелегко с тобой». И это очень большая заслуга Роберта Вааба великолепно сумевшего достичь такого эффекта, когда ты пропитываешься состраданием к главному герою, ощущаешь боль, передаваемую через экран, но понимаешь, что где-то он – главный герой — сам перегибает, что так ведь тоже нельзя, что другим может быть не выносимо, но при этом персонаж не вызывает чувства бешенства или того самого раздражения.

    Сострадание и жалость вызывают абсолютно все персонажи этой картины. Главный герой в том, что справедливо борется за отмену ветеранских, потому что это признание его заслуг перед родиной, и даже видно, что его не интересует сколько прибавили к пенсии после отмены боевых – для него это вопрос чести; в своём психологическом страдании, следствием которого явилась война со всеми её ужасами, потеря сына, и что это никому, по большому счёту, не нужно; отношение близких и желание сдать такого нежеланного родственника в психиатрическую лечебницу. Сочувствие вызывают дочь главного героя со своим мужем и ребёнком, которые не в состоянии более терпеть припадков отца — их тоже можно понять. Жалость вызывают мошенники, в своей низости и ущербности, хотя у одного из них просыпается совесть, что отлично сыграно актёром Артёмом Кобзевым; жалость вызывает трус в исполнении Владимира Шинова и нищий, тоже отлично сыгранный, в исполнении Николая Бутенина. И даже жалко риэлторов, со своей завистью и ехидством. Органично вплывает персонаж актёра Виктора Немеца, внося какой-то свой, умиротворённый, прекрасно преподнесённый образ.

    Но больше всего жаль сотрудников конторы. Сначала за их чёрствость и хамство, а потом за то, что у них несправедливо отняли самое ценное. Жаль потому, что они этого не заслуживают, потому, что они не виноваты, потому, что этого делать нельзя никогда! Потому, что это перечёркивает всё! Любые оправдания, страдания, боль… Но возлагать вину только на одного – неправильно, нелепо, безответственно.

    Нельзя назвать фильм хорошим или плохим по смыслу. Он и тот, и другой. Однако, необходимо признать тот факт, что картина снята хорошо, и даже великолепно, учитывая сроки – 6 дней, и «безбюджетность». А на фоне российского арт-хауса и других картин, которые выходят в прокат и демонстрируются на телевизионных каналах, это превосходная работа. Великолепная игра Роберта Вааба, который не просто играет, а живёт в экране, и всех остальных актёров, достойна похвалы, ибо в столь сжатые сроки выдать такой результат способны далеко не все, даже знаменитые, актёры, режиссёры, операторы… И хотя фильм оставил двоякое впечатления, посмотреть его стоит! Для того, чтобы прочувствовать, понять, разобраться… Этот фильм нужен, этот фильм нужно посмотреть.

  • JenniLinna

    Нет ничего хуже равнодушия

    Начну с того, что мне посчастливилось в рамках кинофестиваля, проходившего у нас в городе увидеть этот потрясающий фильм, и воочию лицезреть его создателей- Арсения Гончукова и Константина Рассолова. Замечательные самоотверженные люди, которые на свои же деньги создали такой шедевр. Конечно, он явно не для массового зрителя, который под попкорнчик любит посмотреть боевичок. Нет. Это чистейшее авторское кино. Сильное и искреннее, выстраданное и при этом живое. Фильм, который действительно заставляет прочувствовать и задуматься.

    Положа руку на сердце, признаюсь: никогда не задумывалась о людях, воевавших в Афганистане. О Второй мировой думала, о Чечне думала, а вот об Афганистане не думала никогда. А ведь есть ветераны, они живы до сих пор, они теряли близких, теряли себя. Сложно забыть такое. Они не могут от этого отмахнуться, забыть, это мы можем. Мы можем забыть о них, мы можем забыть о родителях, все можем забыть. Мы-то самое поколение бесчувственных идиоток, грызущих семки в своих офисах и решающих давать надбавку униженным старикам или нет. Нас надо иногда встряхивать такими фильмами-выстрелами.

    Главный герой, совершенно потрясающе сыгранный Робертом Ваабом, герой страдающий и ищущий утешения. Но утешения нет, потому что война все еще в голове. Война не прекратится ни на миг. Призрак прошлого-его главная боль, и его утешение. Он еще взывает к родным, но его исповедь для них лишь бредни сумасшедшего. Наблюдая сцену его разговора с дочерью я вдруг вспомнила когда-то увиденный документальный фильм о девочках из колонии для несовершеннолетних. Одна из них сидела перед камерой и с совершенно спокойно рассказывала о том, как убила бабушку, потому что ей надоели бабушкины рассказы о войне. Так и всем в этой семье не хотелось сопереживать, им хотелось поскорее его заткнуть и съесть свой суп.

    За что борется главный герой? ЗА 1210 рублей? Нет, конечно, деньги для него лишь бумажки, которые он может кинуть собакам. Он борется за название этой надбавки, ведь если даже из канцелярских бумажек пропадет эта категория- Ветеран Афганистана, то кто же тогда будет помнить об этой войне. Выходит, что это была никому ненужная жертва. Мальчишки умирали зря. За память боролся главный герой, за маленькую толику уважения.

    Да, фильм сложный, фильм неоднозначный. Но смотреть его нужно, смотреть обязательно. Смотреть до конца, хоть это и не просто, мне, например, довольно сложно было справиться со своими эмоциями во время просмотра. Но самое главное-фильм не оставляется равнодушным. А ведь нет ничего хуже равнодушия.