Сын — отзывы — Арсений Гончуков

Арсений Гончуков 

режиссер, сценарист, писатель

Меню Закрыть

Сын — отзывы

  • Елена Гремина

    Почему-то к «Сыну» уже приклеилось, что это мрачное и безнадёжное кино. На самом деле всё наоборот. «Сын» – это фильм про любовь, преданность, верность. Герой, которого замечательно сыграл Алексей Черных, не может смириться с неизлечимой болезнью матери и посвящает свою жизнь тому, чтобы отвоевать её, немощную, у болезни и смерти. Про такое кино невозможно сказать, что оно мрачное и без надежды. Мы видим, столько преданности к матери, выкинутой из жизни, неизлечимо больной, столько борьбы за неё. Причём это чистая сыновняя любовь, в которой герой идёт до конца.

  • Андрей Кузечкин

    Арсений Гончуков, в прошлом — известный нижегородский поэт и телеведущий, а ныне — столичный режиссёр независимого кино, продолжает снимать тяжёлые и вдумчивые фильмы о жизни, которых так не хватает отечественному кинопрокату. Тяготиться и — особенно — думать в наше время не принято, в моде совсем другое кино.
    Законодателем этой моды стала популярная комедия «Горько!», о пышном праздновании свадьбы и связанных с ним смешных ситуациях (виновником которых, в основном, становится алкоголь). Теперь вот на экраны вышли фильмы «Выпускной» и «Корпоратив», в ближайшем будущем, скорее всего, появятся «День рождения», «Поминки», «Обмывка покупки шнурков» и другие фильмы о том, как люди что-то празднуют, много пьют и делают странные и, по мнению создателей, смешные вещи. И на эти фильмы выделяются большие бюджеты, тогда как режиссёры авторского кино вынуждены вкладывать в съёмку собственные средства или собирать пожертвования с неравнодушных зрителей.

    Видимо, неравнодушных всё-таки хватает, раз новый фильм Гончукова, «Сын», всё-таки выходит в пусть и ограниченный, но всё же прокат. И это не любительская поделка, как можно подумать, услышав слово «независимый» — фильм отлично снят, глаз ни обо что не спотыкается. Но как всегда у Гончукова главное — не «как» снято, а «о чём».

    Наши постоянные читатели помнят фильм Гончукова «1210», однажды показанный в нашей библиотеке. Как и «1210», «Сын» можно назвать «историей одного преступления». И вновь ставится вопрос: кто же на самом деле виноват, кто — истинный преступник, а кто — жертва. Андрей — во всех смыслах положительный молодой человек: спортсмен, завсегдатай библиотеки, у него есть красивая невеста. Он живёт с тяжело больной матерью, терпеливо ухаживает за ней и даже готов везти её в Германию на операцию, бросив и тренировки, и невесту. Хотя и знает, что смысла в этом особого нет: болезнь неизлечима. Режиссёр избежал искушения сорваться в слезливую мелодраму, не делает он и попыток создать дешёвую интригу: выживет мама или не выживет. Вопрос, который интересует его (и зрителей): почему Андрей заботится о матери в одиночку — где его отец, где остальные родственники?

    Ответ, увы, банален: от тяжело больного проще отвернуться, убедив себя в том, что всё равно уже ничего не сделаешь, чем ухаживать за ним, тратя собственную жизнь. Если «1210» был фильмом о равнодушии к человеку со стороны государства, то «Сын» — о равнодушии человека к человеку.

    Простая история рассказана очень выразительным киноязыком, напоминающим о фильмах Алексея Германа: чёрно-белое изображение, безлюдные окраины, грязные квартиры и гнетущая атмосфера. Даже сами персонажи проговаривают реплики так, будто находятся где-то не здесь или просто чего-то боятся. Серая Москва Гончукова находится в одном шаге от населённой ходячими мертвецами Чёрной Москвы писателя Масодова. Если бы не эпизодические появления в кадре парочки влюблённых и девушки с тромбоном, картина была бы совсем мрачной.

    Ещё раз: это не мелодрама и вообще — не сюжетный фильм, а скорее созерцательный. Событий тут немного, в этом смысле «Сын» даже ближе к видеоарту, но общее настроение, созданное с помощью минимума кинематографических приёмов, и сама тема перевешивают все недостатки (или то, что можно счесть недостатком). Очень сильная работа.

  • Самсон Шоладеми

    Сейчас тот один из редких моментов в жизни, когда я искренне горжусь тем, что знаком с таким интересным режиссером и сценаристом, как мой френд по ФБ и ЖЖ Арсений Гончуков ака a-gonch, с которым я наконец после 6 лет в сети развиртуализировался. Запомните это имя и фамилию — он далеко пойдет!
    Да, я не скрываю и говорю без преувеличения, что его фильм «Сын», на предпремьерном показе которого я был в пятницу в кинотеатре «Космос», произвел на меня очень сильное эмоциональное впечатление.

    Послушайте, какое же это неимоверное удовольствие — смотреть на широком экране черно-белый фильм. Какое то совершенно забытое, рудиментное чудо. Насколько же рельефнее воспринимаешь, как героев, так и их острые характеры. Преклоняюсь перед операторской работой, перед крупным планом…

    Профессиональные кинокритики, наверное, отнесли бы фильм «Сын» к арт-хаусу, со снобизмом добавив пару еще каких-то шибко ярлычных фраз. Но конкретно в этом случае для меня это однозначно синоним хорошего кино, именно отечественного, которого так катастрофически нам сейчас не хватает. Кино, которое заставляет отложить в сторону пакетик с попкорном и переживать, не только созерцать, но и думать. Кино, которое задевает нервы. Если вы не бездушные люди.

    Фильм тяжелый, неприветливый, но правдиво черно-белым скальпелем рубящем правду-матку, вскрывающий нарыв непростых семейных отношений. Фильм притча про цену прощения с неожиданной развязкой. Я не хочу вообще рассказывать вам про сюжет картины. Специально, чтобы вы пришли, как и я, в состоянии смутной тревоги, и пережили схожие эмоции, что и я.

    Но со своей картинкой из прошлого, выуживая свои семейные скелеты из шкафов. В жизни наверное любого взрослого человека наступает момент, когда он пытается спросить у прошлого, у родственников, что же было не так, найти ответ на какой-то давно мучающий тебя вопрос.

    Смотрел фильм и резанули самого по сердцу воспоминания, как полтора года назад впервые после 33 лет увидел своего отца. И что ты готов простить, а что — нет. И любовь, которая исцелит утрату другого близкого человека. И одиночество, от которого можно было бы теоретически свихнуться, если бы не иные спасительные обстоятельства. Мне кажется, каждый из вас во время просмотра «Сына» вытащит за веревочку из колодезного сумрака души свое холодное ведерко откровений. Вы можете врать другим, но не себе!

  • Доктор Лайтман

    Сочетанием жесткого быта и семейной драмы вроде бы никого уже не удивить, но получилось любопытно. Драматургические натяжки срабатывают на редкость удачно, вызывая не раздражение, а сопереживание.

    Фильм состоит преимущественно из очень долгих планов. Назвать ‘затянутыми’ их язык не повернется. Удивительно, что создатели даже пробовали сделать урезанную монтажную версию. Ведь даже я, испорченный сверхдинамичными зрелищами, ни разу за все действие не взглянул на часы. Сказывается медленный, но очень четкий ритм повествования. Каждый эпизод сделан как самостоятельная сцена, но не распадается на зарисовки.

    Обычно терпеть не могу, когда монохромное изображение снимается на ‘цифру’. Но здесь это сделано продуманно и очень уместно. Контрастное изображение сходится с жестким, безуспешно пытающимся избавиться от всяких полутонов, мировоззрением героя. Кроме того, благодаря такому визуальному решению, привычные спальные районы выглядят совершенно иначе. Именно за непривычные взгляды на обыденные вещи люблю кино.

    Ясное дело, что с такими длинными кадрами работа актерами должна быть колоссальнейшей. Ни на каком эффекте Кулешова тут не выехать. Героям действительно веришь, принимаешь как живых людей, знакомишься с ними. Но выбранная режиссерская интонация оставляет странное ощущение. Герои намеренно гипер-натуралистичны до той меры, что реализм заменяется чуть ли не натурализмом. Прямо как у персонажей Платонова, чья речь исходила будто бы из подсознания, мыслей, которые не стали высказываться бы вслух.

    Попытка разбавить ‘бытовуху’ нашего времени чуть ли не Платоновым получилась не совсем удачно. Для попытки перейти на такую мертвую, почти нечеловеческую интонацию он слишком живой. Такое странное сочетание правил игры, конечно, производит впечатление, но оставляет в легком недоумении.

    Навряд ли это можно считать попыткой изобретения нового киноязыка, но как способ его разнообразить — почему бы и нет? Повторять такое лучше не стоит, но фильм и хорош этой единичностью, если угодно, оригинальностью. Хотел было написать ‘штучный товар’, но это было бы оскорбительным для совершенно авторского фильма. Хорошее кино, в общем.

  • Андрей Недзельницкий

    «Сын» Арсения Гончукова или Поход мести. «Сын», режиссер Арсений Гончукова Авторское кино на территории одной шестой суши бывшего «великого и могучего» представлено главным образом теми энтузиастами, кто взял на себя смелость и огромную ношу быть «всем», занимаясь и съемкой, и написанием сценария, и продвижения фильма. Ярким представителем этого течения можно назвать Арсения Михайловича Гончукова – режиссера, автора сценария, режиссёра-постановщик, продюсера фильмов, получивших ряд международных наград, таких как «1210», «Полет», «Конечная обстановка».

    «Сын», фильм посвященный брату режиссера Артему Гончукову, — это пронзительная история о любви и мести. Герой фильма – парень Андрей по кличке «Неро» — всеми силами старается вырвать мать из лап шизофрении и унылой реальности небольшой квартирки, где все окружено приметами тяжелой болезни: таблетки, шприцы, припадки… У него есть невеста, Оксана, искренне любящая парня, но не чувствующая всю глубину чувств её жениха, а просто радующаяся своей любви. Вот, как мы узнаем, он не совсем прямым и честным путем собрал деньги на поездку в Германию, в небольшой пансион. Для него этот бизнес, о котором мы можем только догадываться, был лишь средством вырваться и помочь родному человеку, он так и говорит своему товраищу: «Брось это, в ад попадешь». Трагическое стечение обстоятельств заставляет молодого человека пустится в путешествие, сродное путешествию Одиссею – сначала по далеким закоулкам своей души, а затем этот путь приведет его к своим «другим» родным людям – поговорить со своей сестрой и отцом. Другими – потому что они бросили его один на один со всей жестокостью и неприглядной стороной жизни. И это будут жесткие и сложные диалоги, где никому не будет поблажек. Почему стоит посмотреть этот фильм? Интересное черно-белое арт-кино, с обращением к обыденной реальности заснеженной Москвы, и неким «дифференциальным» действием: сцены талантливо апрокисимируется режиссером в логичную кривую действия, в переходе от светлого желания любви в пучину безумия мести, желания найти баланс между «полнейшим пониманием» и желанием растоптать собеседника.

    Этот фильм можно отнести к фильму «кино диалогов», и автор мастерски управляет канвой. Из некоторых неточностей все-таки я бы выделил желание «вкрапления» моментов, которые являются стандартными для артхаусного кино, как бы это не звучало парадоксальным – такой я бы назвал сцену с каруселью в парке.

    Что добавить – смотрите интересное кино, которое даст пищу для ума и обратится к своему сердцу: так ли мы ценим своих близких, ценим ли их каждый день, своей любовью и заботой.

    P.S. Выражаю искреннюю признательность Арсению Гончукову за возможность ознакомится с копией фильма.

  • azovceva

    Как-то не хватает фильмов о человеческом. Чтобы без спецэффектов, без постеров по всем незанятым рекламным площадям, без примелькавшихся лиц в кадре – о людях рядом с нами, о любви, о смерти, о прощении, о быте, о бытии. Снимают, но почему-то показывают нечасто и не везде.

    Слоган нового фильма Арсения Гончукова «Сын» – «Любовь без возможности прощать становится проклятием». Философская проблематика, притчевая, да?

    Эти люди в кадре – настоящие же люди, они живут рядом с нами, в тех же высотках, в тех же типовых советских квартирах. Ездят на электричках, простаивают под снегом на остановках. И от трагедии никто не застрахован – мысль обнадеживающая, но и надежды лишающая.

    Картина Арсения Гончукова – страшная, но честная и очень человеческая. Режиссеру не нужно прибегать к каким-то дополнительным художественным средствам, чтобы усилить воздействие на зрителя и запустить в нем механизмы сопереживания герою. Не нужно даже имен: есть Сын, есть его душевнобольная Мать, которую он потерял. Есть Отец, есть Сестра. Есть семейная драма, которую не принимает герой. И самое пугающее – он один на один с собой. И болезненно пытается разобраться в себе и в случившемся.

    Фильм Гончукова – тот нечастый случай, когда на операторскую работу и на всю остальную технику внимания не обращаешь, настолько все цельно. Есть потрясающие по свету и композиции кадры, есть удачные точки съемки, но концентрируешься во время просмотра не на этом: мысли крутятся вокруг героя. Почему он поступил так? Почему улыбается? Так это потому, что… А зачем же он это говорит? А как бы я на его месте?.. И ничего ему не скажешь, и не повлияешь, потому что это кино.

    И очень хорошее кино.

    10 из 10