Ирина Агафонова
«Фильм «Сын» — это мужской фильм, но женщинам его посмотреть очень полезно, фильм о любви мужчин к матери, о том, что эту любовь им заменить нечем, об одиночестве, настигающем мужчину после смерти матери, это боль высокой пробы, которую не всякий готов пережить. Он не чувствует ни холода, ни голода, его карманы пусты, нет даже монетки на карусель. Сцена кружения на карусели пронзает острым отравленным копьем сердце и начинаешь бояться, что не выдержишь такой боли.
Он просится на детскую карусель, ему нечем заплатить, хмурый мужик его неохотно пускает и включает моторчик, он сидит скрючившись на маленькой лошадке для дошкольников, на таких нас всегда катают родители и платят за нас, и беспокоятся о нас и любят нас, а сейчас он нарезает озяблые круги одиночества, поджимает ноги, и никто-никто о нем теперь не заплачет. Одиночество в чистом в рафинированном виде. Ампутировали кусок души и больно теперь, очень больно, очень.»
Александр Шпагин
«В фильмах Арсения Гончукова четко прослеживается общая, четкая тема депрессии и пограничных состояний, непроходящей и неискупаемой боли героев, которых можно назвать шизоидами. Это та боль, которую никуда не денешь, от которой не избавиться, даже совершив убийство.
«Сын» — третья работа режиссера, и, несомненно, на этот раз он многократно превзошел свой прошлый опыт. Перед нами работа, снятая уже другим режиссёрским почерком. На мой взгляд, Арсений Гончуков продолжает традицию экзистенциальных драм 60-х годов, среди которых работы Ларисы Шепитько, Киры Муратовой. Это те фильмы, где шла глансировка чувств (от англ. слова glance – прим.ред), игра на полутонах, которая потом была во многом утрачена из-за расцвета форматности проката, фестивалей, артхаусного «гламура». В этой же работе вновь появилось пространство для настоящего, живого киноязыка, с помощью которого ты очень постепенно начинаешь смотреть на историю глазами самого героя, погружаешься в его трагедию».
Александр Астахов
Когда болеет мама, твой мир меняется. Когда она болеет долго, ты меняешься сам. И если ее болезнь душевная, то со временем и ты теряешь связь с реальностью, подменяя принципы нуждой, а мечты буднями.
С первых минут этой непростой и, не смотря на снежный сеттинг удушливой истории становится понятно — нас ждет драма. Прилежно выведенные оператором панорамы, долгие статичные планы и молчаливые кадры демонстрируют рутину главного героя. Не вдаваясь в лирику и без лишней драмы. Шизофрения за чертой бедности, одиночество без надежды, серая и пугающая своей пустотой жизнь во имя матери, покинутой слабохарактерным мужем и забытой равнодушной сестрой. И пусть в глазах мамы едва угадывается тень понимания, и пусть в душе не осталось боли даже на последние минуты с ней, но только любящий сын способен принять эту ношу. Тяжкую и такую неизбежную.
“Сын” Арсения Гончукова не ставит зрителя перед моральным выбором, не задает вопросов. Лента даже не пытается поразить уникальным визуальным рядом или скрытыми метафорами и аллегориями. Камера скупо, почти документально фиксирует события, не отвлекаясь на форму. Никаких украшательств и артхауса. Всё серо, банально, местами жестко. Без изысков и заигрываний со смыслом. Немногословные люди проживают личный ад, каждый свой, но с неизбежным для реального мира исходом — ад не заканчивается. И насильственно привитые тебе на предыдущем круге пустота и боль приведут тебя на новый круг, может даже страшнее предыдущего.
P.S. Сдержанная манера и некоторая неряшливость картины в полной мере раскрываются днями позднее. Дайте своим впечатлениям время и вы сможете оценить эту ленту. Она не обязательна к просмотру, но такое кино необходимо, чтобы у разноцветных блокбастеров и стерильных мелодрам была альтернатива. Пусть и такая пугающая, но для некоторых это и есть вся жизнь.